Архив Псковской области » Оглавление » Фонды до 1917 года » Общины старообрядцев поморского согласия (1907-1916) - фонд 857 - опись 1

Print

Общины старообрядцев поморского согласия Псковской губернии (1907-1916).

фонд 857, опись 1 – маленький фонд.
Всего в фонде 12 ед. хранения.
Описание фонда в "Путеводителе" за 2011 год.

Есть документы по Михалкинской общине старообрядцев поморского согласия Новоржевского уезда.
По Язвищенской общине старообрядцев старопоморского согласия Порховского уезда.
Книга о родившихся. 1910 г. - д. 12. Cсылка на источник.

Информация на сайте Псковского областного архива.

Старообрядчество - религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине XVII в. в связи с укреплением официальной государственной православной церкви и унификацией церковных обрядов, проводившихся патриархом Никоном. Отделение последователей старообрядчества от официальной церкви происходило под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, "древлего благочестия". Старообрядцы, создававшие собственные, обособленные от "никониан" общины, не признавали новых икон, исправленных официальной церковью богослужебных книг, новых обрядов (например, троеперстия вместо прежнего двоеперстия при совершении "крестного знамения" и др.).

Старообрядчество с самого начала не было единым. К концу XVII - началу XVIII вв. оно распалось на многие течения, получившие названия "толков" и "согласий", существенно отличавшихся друг от друга. Осуждение в 1691 г. самосожжений закончило процесс размежевания старообрядческого движения и привело к образованию особых поповских и беспоповских общин внутри движения. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств. Основными районами распространения поповщины были Керженские леса, Стародубье, Дон, Кубань; беспоповщины - в основном на Севере государства. Беспоповцы отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств, безбрачие было для них обязательным.

Движение, развившееся в городах северо-западной России, главным образом в Новгороде, Пскове и Яме, и определенное беспоповскими новгородскими соборами 1692 и 1694 гг., заняло наиболее радикальную позицию даже среди самих беспоповцев. Были запрещены браки и чадорождения членами беспоповской церкви. Прежние, заключенные до перехода в беспоповский "союз и братство", браки объявлялись недействительными. Запрещалось общение членов беспоповской церкви с представителями окружающего их мира. В конце 1690-х гг. руководящее место среди этой группы беспоповцев занял дьячок Крестецкого Яма Феодосий Васильев. Феодосий в 1696 г. ушел с приверженцами из России в Литву, где организовал общину, давшую основание Федосеевской беспоповщине, или в просторечие - федосеевщине. Федосеевство пережило своего основателя и в конце XVIII и начале XIX века оно стало одним из самых сильных и влиятельных согласий не только среди беспоповцев, но и во всем русском старообрядстве.

Несколько другой характер, чем в Новгороде и в ранних федосеевских общинах, приняло развитие беспоповщины на крайнем севере Руси, в Поморье. Поморье - название в XV - XVII вв. северных русских земель, лежавших по берегам Белого моря, Онежского озера и по рекам Онеге, Северной Двине, Мезени, Печоре - до Урала, а также причислявшихся к этим землям Вятки и Перми Великой.

Поморское согласие (или толк) - старообрядческая доктрина, возникшая после образования раскола среди населения Поморья, от которого она и получила свое название.

Основные пункты поморского согласия сложились под влиянием тех условий, в которые было поставлено население Поморья. Разбросанные небольшими кучками, жители пустынного севера давно уже привыкли обходиться без иерархии, сами крестили младенцев, хоронили усопших и вступали в брак без благословения священников, нередко сами же отправляли службы в часовнях. Это способствовало образованию первого основного пункта поморского согласия, перенятого впоследствии другими беспоповскими толками. Наряду со всеми беспоповцами поморское согласие требовало от своих последователей полного разрыва с церковью и всех обращающихся к ним от "греко-российской" церкви перекрещивало. Отчужденность религиозная вела к обособленности в гражданском отношении; идеал жизни поморского согласия - в прошлом, в XVI и XVIII вв. Важное значение в истории поморского согласия имело учение о браке. Так как это таинство могли совершать только священники, а их у поморцев не было, то сначала они совершенно отвергали супружество. Развившийся вследствие этого разврат побудил лучших из поморян подумать о какой-либо форме открытого и дозволенного брачного сожительства. Иван Алексеев в сочинении о "Тайне брака" (1762) учил, что раскольники должны венчаться в православной церкви. Так возникла партия так называемых "новоженов", вступавших в брак с благословения православных священников, лишь по обрядам старым, до Никоновским. Поморские настоятели не признавали этих браков законными, но относились к ним терпимо и крестили у них детей. Затем между поморцами вошло в обычай брачное сожительство без венчания в церкви, по одному взаимному согласию молодых. Кроме того, между поморцами известны полубрачники, которые учили всех вести безбрачную жизнь, но если кто и женился без священнического благословения, тому общество его единоверцев не судья; каждый сам отвечает за себя перед Богом. Не имея литургии, поморцы имели свои богослужения, отправляемые в часовнях, а именно те которые могли быть совершены по церковному уставу и не священниками. Поморское согласие представляет собой наиболее древнюю и наиболее полную из систем беспоповщины; большинство остальных толков вышло из недр этого согласия.

Постепенно большинство старообрядческих согласий утратило оппозиционный характер по отношению к царской власти и официальной церкви. 21 октября 1800 г. часть старообрядцев-поповцев пошла на соглашение с официальной церковью, приняв единоверие. Поповцы, не пожелавшие идти на примирение с официальной церковью, создали свою церковную организацию. В 1846 г. боснийский митрополит Амвросий рукоположил двух старообрядческих епископов и с тех пор у поповцев создалась полная иерархия, глава которой пребывал в Москве, как архиепископ Московский и всея Руси.

В беспоповщине наряду с более или менее умеренными согласиями по мере роста дифференциации внутри общин возникали крайние толки. К концу XVII в. на Севере вокруг Выговской общины сложился наиболее умеренный в беспоповщине поморский толк. На Северо-западе распространилась федосеевщина, порвавшая с поморянами. В первой половине XVIII в. от поморского толка откололись филипповцы, проповедовавшие необходимость самоуморений и самосожжений. Отдельно существовала нетовщина (или Спасово согласие), которая отрицала все таинства и призывала своих последователей к самосожжениям.

Несмотря на многочисленные трудности, гонения и притеснения, старообрядчество, благодаря своей большой внутренней силе, сумело сохранить свои основные принципы и противостоять давлению государства. 17 апреля 1905 г. был обнародован высочайший указ "Об укреплении начал веротерпимости", даровавший русскому народу религиозную свободу. Указ отозвался главным образом на старообрядцах, которые после двух веков гонения получили, наконец, право свободно придерживаться своих церковных обрядов. Указ повелел: 1) никого не преследовать за отпадение от православия в другое христианское исповедание или вероучение; такое отпадение не должно влечь за собой утраты личных или гражданских прав. 2) Тех, кто признавал основные догматы христианской церкви, но не следовал всем ее обрядам и совершал богослужение по старопечатным книгам, запрещалось называть раскольниками (как это делалось раньше): им давалось название старообрядцев (как они сами себя называли). 3) Разрешалось старообрядцам строить свои церкви, а те, что были запечатаны по распоряжению административных властей, следовало распечатать, передав их в пользование старообрядческих церковных приходов. 4) Признавалось существование особого духовного старообрядческого сословия (раньше старообрядческих священников приписывали к мещанам или сельским обывателям), оно освобождалось от воинской повинности и ставилось в одинаковое положение с православным духовенством господствующей церкви. Новый закон не решался еще назвать старообрядческие церкви их настоящим именем "молитвенные старообрядческие дома" и священников и епископов называл "настоятелями и наставниками". Уже к 1910 г. в России было образовано и официально зарегистрировано 1300 старообрядческих общин, к 1913 г. построено более 1000 храмов, устроено несколько новых монастырей. Возникли старообрядческие школы, институты, типографии, периодические издания, музеи, благотворительные организации.

Еще до Великой Отечественной войны в г. Пскове действовал Никольский единоверческий храм (в настоящее время храм находится на улице Некрасова, дом 31), освященный для единоверия в 1844 году. По Псковской епархии существовали еще единоверческие церкви, закрытые также до войны: в д. Маслово Пожеревицкого прихода, Ильинская церковь в посаде Сольцы (1857), в д. Сорокино (1859), в д. Сосенки (1870), в с. Голубово (1915) Порховского уезда и в с. Михалкино Новоржевского уезда.

По "Памятной книжке Псковской губернии" в Новоржевском уезде в 1907 г. действовала Михалкинская община старообрядцев поморского согласия, на печати общины указан молитвенный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Председателем совета общины являлся Клементий Богданов, а членами общины состояли Петр Федоров, Лука Лифанов.

По данным "Памятной книжки Псковской губернии" в 1911 - 1912 гг. в Новоржевском уезде существовала Михалкинская старообрядческая Покрова Пресвятой Богородицы община поморского согласия, расположенная в д. Михалкино, станции Ашево. Председателем совета Михалкинской общины был Клементий Богданов, наставником - И.А. Дубковский.

В 1916 г. председателем совета Михалкинской общины старообрядцев поморского согласия являлся Василий Федоров. В составе членов общины были: Иван Макаров, Андрей Сергеев, Андрей Окунев, Т. Федоров.

Определением Псковского губернского правления, состоявшимся 11 января 1908 г., в реестр старообрядческих общин под № 12 по Порховскому уезду была внесена "Язвищенская община христиан древле-православно-кафолического исповедания старопоморского согласия" и утвержден ее устав.

Наставником Язвищенской общины в 1910 г. был В. Трофимов.

По сведениям "Памятной книжки Псковской губернии" в 1913 - 1914 гг. Язвищенская община находилась в г. Порхове в д. Язвище Шевницкой волости. Председателем совета общины являлся В.И. Горши, наставником - Василий Трофимов.

Определением Псковского губернского правления, состоявшимся 29 сентября 1907 г., в реестр старообрядческих общин под № 11 внесена "Псковская община старообрядцев поморского согласия" и утвержден ее устав.

Согласно "Памятной книжке Псковской губернии" в г. Пскове на Запсковье в 1911 - 1914 гг. по улице Лесной в доме № 13 располагалась Псковская община старообрядцев поморского согласия. Председателем общины являлся И.И. Булынников, казначеем - С.А. Афанасьев, а наставником - И.С. Харитоненко.

Несмотря на многочисленность крупных и мелких старообрядческих согласий, число которых умножалось чуть ли не с каждым годом, незадолго до революции 1917 г. сами старообрядцы насчитывали шесть основных группировок сторонников двуперстного знамения и древнего предания. Это были:

1. Поповцы, которые в свою очередь делились на мощное белокриницкое согласие, которое в 1846 г. восстановило свой епископат и в котором перед революцией было больше половины всех старообрядцев с шестью или десятью миллионами прихожан; на беглопоповцев, продолжавших принимать иереев из "российской церкви"; и на так называемых часовенных, которые были остатками тех поповцев, которые во времена старообрядческого погрома, предпринятого Николаем I, оказались без священников и с тех пор, считаясь формально поповцами, фактически остались без иереев.

2. Поморцы или новопоморцы, которые с конца XVIII в. снова вернулись к принципиальному признанию необходимости брака и наставники которых давали благословение "новоженам" (полтора - два миллиона).

3. Старопоморцы и федосеевцы, не приемлющие брака, но фактически восстановившие семью в своих общинах. Часть их все же сопротивлялась всем попыткам восстановить семейное начало в своих общинах (два - два с половиной миллиона).

4. Филипповцы, не признающие брака (общее число незначительно, несколько десятков, может быть сто тысяч).

5. Бегуны-самокрещенцы, слившиеся с другими мелкими радикальными толками. (Число последователей не поддавалось учету, но вряд ли превосходило тысячи или немногие десятки тысяч).

6. Нетовщина или Спасово согласие признавали брак в "великороссийской" церкви, как регистрацию легального состояния (от одного до двух миллионов).

На заседании президиума Псковского губернского исполнительного комитета 5 января 1924 г. среди текущих дел обсуждался вопрос о закрытии старообрядческой церкви в бывшем доме Батова. Президиум постановил предложить административному отделу представить материал в порядке инструкции Народному комиссариату юстиции. На заседании 6 февраля 1924 г. в повестку дня вновь был вынесен вопрос о закрытии старообрядческой церкви. По этой теме слушалось дело на шести полулистах с заключением губернского прокурора. Принимая во внимание, что помещение храма необходимо для размещения административного отдела, занимающего большую часть бывшего дома Батова, а также, что количество верующих (около 30 человек) по своей малочисленности без ущерба для религиозных интересов может пользоваться другими храмами, президиум постановил старообрядческий храм в бывшем доме Батова закрыть.

2 октября 1933 г. на основании распоряжения Псковского городского совета от 28 сентября комиссия в составе представителей: от Горфо - А.Ф. Шуберта, от Горсовета - Е.Н. Ивановской, от РКИ - А.А. Кузьмина произвели проверку имущества, находящегося до 1932 г. в пользовании группы старообрядцев поморского согласия. Имущество находилось в молитвенном доме по улице Герцена, дом 6 до мая 1932 года. Выше указанное старообрядческое общество слилось со старообрядческим обществом по Лесной улице № 13 в мае 1932 г. и имущество, находящееся в молитвенном доме № 6 по улице Герцена самовольно, без разрешения горсовета перенесли в молитвенный дом по Лесной улице.

31 марта 1941 г. на заседании исполкома Псковского горсовета слушали вопрос о ликвидации старообрядческого религиозного объединения и передачи культового здания Псковскому жилуправлению. Ввиду отказа старообрядческой церковной двадцатки от дальнейшей аренды культового здания, договор с ней на аренду решено было расторгнуть. Так как со стороны другой двадцатки заявлений о взятии помещения культа в аренду не поступало, несмотря на вывешенное на дверях здания объявление, помещение из числа культовых зданий постановили исключить, передав его в эксплуатацию Псковскому жилуправлению, так как помещение культа находилось в обычном не церковного типа доме и музейного значения не имело. Иконы и другой инвентарь следовало передать Горфо. Исполком Псковского горсовета был намерен обратиться в Ленинградский областной совет депутатов трудящихся с просьбой утвердить данное решение.

На заседании 18 апреля 1941 г. Ленинградский областной совет депутатов трудящихся утвердил решение исполкома Псковского горсовета о ликвидации старообрядческого объединения в г. Пскове.

Согласно акту от 22 мая 1941 г. представитель Горфинотдела инспектор П.А. Алексеев сдал бывшее здание молитвенного дома старообрядцев по улице Лесной дом № 13 с надворными постройками (сарай) представителям Горжилуправления - технику Н.И. Асташеву и управляющему домами участка № 7 Матюшкину.

18 марта 1950 г. Псковский областной совет депутатов трудящихся рассматривал вопрос о передаче общине верующих старообрядцев-поморцев в пользование памятника архитектуры - церкви Николы от каменной ограды в г. Пскове по улице Розы Люксембург. Проверкой было установлено, что община верующих старообрядцев-поморцев, ввиду их малочисленности неправильно использовала здание памятника архитектуры церкви Василия на Горке в г. Пскове по Пушкинской улице. Обряды исполнялись лишь в части левого придела церкви, другая часть левого придела и правый придел были приспособлены под жилье, основной же четверик здания вовсе не использовался, пустовал. В целях правильной и полноценной эксплуатации здания памятника архитектуры церкви Василия на Горке помещение решено было передать по охранно-арендному договору Псковскому областному государственному архиву МВД. Общине верующих старообрядцев-поморцев решили предоставить для исполнения обрядов церковь Николы от каменной ограды по улице Розы Люксембург. Помещение церкви Василия на Горке старообрядцы должны были освободить в срок до 1 мая 1950 года.

Дату учреждения и ликвидации общин старообрядцев поморского согласия на основании имеющихся документов выявить не представляется возможным.

Последнее редактирование - 22 июня 2014 года.