Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Порховского уезда » Жаборы, ц.Покрова Пресв.Богородицы » О храме

Print

Жаборы, ц.Покрова Пресв.Богородицы.

Фотографии, план храма, другие подробности.

Сайт Псковской епархии:

Строительство кирпичной церкви началось в 1792 году, освящена церковь в 1794 году. Строилась церковь помещиком майором Федором Михайловичем Лавровым. В 1892-1894 годах церковь увеличена в длину на средства помещика Николая Николаевича Аничкова. Престол в церкви один. Колокольня также кирпичная, построена в связи с храмом. На ней висели шесть колоколов.
Вес первого колокола 43 п. 32 ф., второго - 25 п 1 ф., третьего - 7 п. 25 ф.,
четвертого - 3 п. 10 ф., пятого - 1 п. 24 ф., шестого - 1 п. 1 ф. Надписей на них не было.
В церкви сохранилась мемориальная доска: «Сей храм Покрова Пресвятые Богородицы... в 1836 году совершенно возобновлен попечением и иждивением гвардии поручика Николая Ерофеевича Аничкова, в котором и началось опять служение с 1 октября того же года».
В подцерковье похоронены строитель церкви Ф.М. Лавров (1805 г.), его дочь Анастасия (1802 г.), герой Отечественной войны 1812 года Н.Е. Аничков (1851 г.), его жена Мария Ильинична, урожденная Бибикова (1875 г.). В 1909 году был похоронен внук Н.Е. Аничкова Георгий.
В приходе было шесть часовен, одна каменная, другие деревянные. Каменная часовня находилась в селе Заозерье, деревянные часовни - в деревнях Луг, Дубни, Лядно, Кривоселово и Болота. Часовня в деревне Луг построена крестьянами в 1890 году в память спасения в 1888 году Государя Императора Александра III и его семьи. На расстоянии полуверсты от церкви находилось кладбище. Другие кладбища были в деревнях Болота, Лезеницы, Гостена.
С 1895 года при церкви действовало церковно-приходское попечительство. Богадельни и больницы в приходе не было. В 1884 году на средства земства в погосте открыта школа. В 1910 году в ней обучалось 54 мальчика и 10 девочек. Другая земская школа находилась в деревне Подсевы. В ней в 1910 году обучалось 32 мальчика и 21 девочка. Прихожане и их дети участвовали в пении и чтении в церкви во время богослужений. В пользу церкви жертвовали помещицы Назимова и Кислинская. Среди жертвователей указана и жена священника этого погоста.
В церкви служили настоятель, помощник и два псаломщика.
С 1868 года по 1906 год в церкви служил Петр Никитич Бороздинский. 13 января 1906 года по собственному его желанию, из-за старости и болезни, уволен за штат (на пенсию). В сане священника он служил 43 года, с 19 февраля 1863 года. Начинал служить в погосте Низовицы Великолукского уезда. По поручению начальства исполнял разные обязанности: член окружного попечительства, благочиннического совета, депутат училищного съезда, духовный следователь, духовник округа, законоучитель земских школ и др. За неукоснительное исполнение своих обязанностей и поручений священник имел благодарности от епархиального начальства, благословение Святейшего Синода, награжден наперсным крестом, орденом Святой Анны. Когда о. Петр приехал в погост Жаборы, церковь находилась в запустении. Получив разрешение правящего архиерея, он стал лично беседовать с каждым прихожанином о неблагополучном положении храма, приглашал каждого к посильному участию в добром деле. Деньги были собраны, церковь отремонтирована. В своем прощальном слове о. Петр, обращаясь к прихожанам, сказал: «Благодарю вас, что вы на всякое доброе дело отзывались ко мне с любовью и охотно помогали мне в делах пастырских...». Его сын Нил стал также священником.
С 5 августа 1899 года здесь служил священник Василий Михайлович Успенский, в 1905 году ему преподано архипастырское благословение. В 1913 г. - настоятель храма. Дальнейшая судьба неизвестна.
С 1906 года служил священник Василий Григорьевич Чернозерский (1883-?). В 1911 г. за заслуги по духовному ведомству награжден скуфьёй. В 1913 г. он служил вторым священником Покровской церкви. В 1931 году у него произведен обыск, во время которого обнаружили 47 рублей 20 копеек мелочью. Часть денег священник получил за исполнение треб, часть дал взаймы брат для уплаты налога на церковь. Выездная сессия коллегии ОГПУ 13 апреля 1931 года обвинила о. Василия в незаконном хранении монет советской чеканки, его приговорили к принудительным работам на 6 месяцев. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Псаломщиком-дьяконом с 23 октября 1906 года служил Василий Копылов. Псаломщик Стефан Мухин, с 14 мая 1895 г. дьякон, умер 20 ноября 1907 г. Псаломщиками трудились: Иоанн Троицкий, 1895 г.; Пантелеимон Королев 1900-1905 гг.; До 14 мая 1911 г. служил Кронид Яхонтов, его сменил Иоанн Дегожский. Других сведений о них нет.
С конца XIX века и в веке XX здесь было имение купцов Боговских. В 20-х годах бывший купец Василий Фаддеевич Боговский из имения выселен. По некоторым сведениям он работал смотрителем аттракционов в Петрограде. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Населённые пункты прихода: села Заозерье, Молочищи; деревни: Александровка, Барашково, Беклешовка, Болота, Боровичи, Веретье, Горы, Гостена, Деревково, Дубни, Дубск, Журавка, Клин, Колпищи, Копыловка, Красицы, Кривоселово, Лезеницы, Луг, Луневка, Лядно, Патриково, Печково, Подосье, Подоклинье, Подсевы, Полховец, Пустой Бор, Рассадники, Ситовичи, Туготино, Щекино, Щучно, пустошь Заольшаг.
Всего в 1910 году проживало 4434 человека.
При отступлении немцы хотели уничтожить церковь, но священник упросил немецкого командира оставить церковь.
С февраля 1988 года в церкви служил игумен Серафим (Сергей Иванович Шаньков). Большую часть своей жизни о. Серафим посвятил служению Богу. В 1968 году, в возрасте 16 лет, он был пострижен в монашество митрополитом Софронием Мелитопольским. В 1974 году был принят послушником в Псково-Печерский монастырь. 8 марта 1975 года епископом Курским Хризостомом он был рукоположен в сан иеродьякона, 9 марта - в иеромонаха. С 1975 года по 1981 год о. Серафим служил за пределами псковской епархии. В 1981 году он принят в штат Псковской епархии, до 1988 года служил в разных приходах. Как уже сказано, с 1988 года о. Серафим служил в деревне Жаборы. Его усердное служение отмечено наперсным крестом в 1983 году, возведением в сан игумена в 1988 году. С именем о. Серафима связан расцвет духовной жизни в приходе, ремонт храма и дороги к деревне. К нему с уважением относились местные власти. 13 сентября 1998 года, на 47 году игумен Серафим скончался. Похоронили его на кладбище возле церкви, за алтарем. Прошли годы но прихожане до сих пор вспоминают о. Серафима.
Ныне деревня Жаборы Порховского района. Церковь действующая, богослужения бывают редко.

Сооружен Покровский храм в Жаборах предводителем порховского уездного дворянства Федором Михайловичем Лавровым. Дважды дворяне оказывали ему доверие и выдвигали его на эту должность в 1779 – 1780 и 1783 – 1790 гг. Это редкий случай в истории порховского дворянства. До него в Жаборах не было церкви, и жители являлись прихожанами Ясенского погоста. Освятили храм 6 октября 1794 г. Ф.М.Лавров умер в 1805 году и был погребен в Жаборах. На западной стене церкви, с правой стороны от входа, сохранилась мраморная пирамида с текстом о его смерти.
Жаборы были помещичьем сельцом, сразу два имения находились в нем - Лавровых и Окуневых, вероятно, находившихся в родственных отношения. В начале века здесь проживал инженер – капитан Александр Сергеевич Окунев, бывший заседатель порховского уездного суда. В июле 1812 года он вступил в ополчение против французов и защищал южные границы Псковской губернии в корпусе графа Петра Христиановича Витгенштейна, генерала от кавалерии. Больше об Окуневе мы ничего не знаем. Его имение перешло родному брату Петру, а после его смерти поступило в наследство к их сестре Змеевой Надежде Сергеевне. После частой смены владельцев села, которые в имениях не проживали, церковь постепенно ветшала и нуждалась в ремонте.

Следующая страница возрождения Жабор связана с именем другого героя Отечественной войны 1812 года, кавалера ордена Святого Владимира IV степени, гвардии поручика Николая Ерофеевича Аничкова (1783 – 1851гг). У него было 269 душ крестьян в Порховском уезде. Как сказано о таких дворянах в юбилейном издании 1912 года «Псковские дворяне в войнах 1806, 1807, 1812 – 1814 годах»: «Главная масса наших дворян – среднее дворянство – никогда не порывало связи с землей и народом. Проведя свое детство в деревне, на руках мамушек и нянюшек, взятых из среды народа, наши предки на всю жизнь сохранили привязанность к родной усадьбе, к родной земле и могилам отцов». Николай Аничков жил в своем имении Заозерье Жаборского прихода и был предводителем порховского дворянства. Уникальнейший случай – с поста предводителя дворяне не отпускали его 16 лет!. И этот человек взял на себя долг возродить службы в старом храме. На памятной доске надпись: «Сей храм Покрова Пресвятой Богородицы в 1836 году совершенно возобновлен попечением и иждивением гвардии поручика Николая Ерофеевича Аничкова, в котором и началось опять служение с 1 октября того же года». Мало этого, 18 января 1850 года он подает прошение о расширении приходской церкви Жаборского прихода для большего вмещения прихожан. Не случайно после смерти его гроб и его жены Анны Ильиничны, урожденной Бибиковой (1795 – 1875), поставлены в церкви справа при входе. В склепе под храмом похоронен и их сын. Последний владелец села упоминается в Памятной книжке Псковской губернии за 1906 год: «Василий Фадеевич Боговский, владелец с.Жаборы Дубенской волости». Он был очень набожным человеком. В древнехранилище Псковского музея хранятся его книги – «Славники» на господские и богороднические праздники на крюковых нотах. В 1924 году «почетного гражданина» выселили – уже не нуждались в его пожертвованиях. Остались его хозяйственные, вековой постройки, здания в с.Жаборы.

Церковь расположена при въезде в д.Жаборы, на равнине, окруженной со всех сторон лесом. Вокруг церкви находится кладбище с каменной оградой. На колокольне большой колокол со следующей надписью: «Сей колокол по приказу Санктпетербургского купца Ивана Чиркина лит мастером мэром Стокгольмом в марте 1 дня 1747 года». В иконостасе, возобновленном в 1836 году, сохранился ряд икон XVIII века. Это – сильно потемневшие иконы праздничного цикла: «Благовещение», «Крещение», «Сретение», «Успение Богородицы», «Введение во храм». Обращают внимание золоченая резьба иконостаса, выполненная в высоком рельефе. В алтаре находится резная небольшая фигурка Нила Столбенского и икона «Успения Богородицы» XVIII века хорошего письма.

Вспоминает Федоров Геннадий Иванович, 1935 года рождения, житель д.Жаборы. «...Во время войны мы жили на хуторе Новоселье (1 км от дер. Жаборы). У немцев был штаб в деревне Болоты, откуда часто и на хутор и на деревню делались облавы. По ночам часто приходили партизаны, их подкармливали, давали теплую одежду, и это становилось немцам известно. Немцы тоже совершали поборы яйцами, мясом. Помню имя выбранного от немцев старосты – Галактионов Александр. У него сын был в партизанах. Староста старался и для тех и для других, лишь бы выжить. У его сына была трагичная судьба: от партизан его послали на разведку к железной дороге, а там оказались наши же советские часовые, которые по ошибке его застрелили. Староста умер своей смертью вскоре после Победы, не дожидаясь кары от властей. Особых зверств или жестокости со стороны немцев не помню. Помню, что мы, дети, выменивали у них ягоды на шоколад и монпасье. Церковь во время войны была открыта, служил священник отец Михаил (он умер уже после войны на 102 году жизни). Его очень уважали в деревне за безотказную помощь. Помню еще, что он с ранней весны до самых морозов ходил босиком. А вообще наша семья ходила в церковь только на Рождество и Пасху, и много об отце Михаиле сказать не могу. Рассказывали, что он однажды прятал партизан в храме, в усыпальнице Лавровых и Аничковых. Немцы иногда, делая облавы, заходили и в церковь, но никогда не безобразничали, к отцу Михаилу относились лояльно. В 1943 году нас, старших детей, вместе с матерью немцы угнали через Литву в Германию. При отступлении жгли дома, ни в Жаборах, ни в Новоселье не осталось ни одного дома. Лагерь, куда нас поместили, располагался в 20 км от Дрездена, и когда Дрезден бомбили, мы видели большое зарево. Нас в лагере было всего 40 женщин и детей, использовали нас на строительных работах. Хорошо помню начальника лагеря, немца, бывшего в первую мировую войну в русском плену; он хорошо говорил по-русски. Вернулись мы в Россию в 1945 году, и поскольку домов не было, поначалу жили в землянках».

Из воспоминаний Кузнецова Алексея Васильевича, 1929 года рождения, жителя д.Жаборы. «...В годы Великой Отечественной войны наша церковь была действующей, служил в ней отец Михаил. Он жил в деревне еще до войны. Немцы не касались церкви. Взаимоотношения между священником и немцами были мирными. Отец Михаил был очень честный, справедливый. Когда немцы отступали, мы все стояли около церкви, очень боялись, что всех будут убивать. Церковь была как защита. И правда, немцы сожгли все дома, а церковь не тронули».

Последнее редактирование - 9 сентября 2020 года.