Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Порховского уезда » Свято-Благовещенская Никандрова мужская пустынь

Print

Свято-Благовещенская Никандрова мужская пустынь
(Никандрова пустынь, Никандров монастырь).

Благовещенская Никандрова пустынь

Курсивом отмечены мои комментарии.

История обители.

А.Е.Крылов. Судьба Никандровой пустыни.
Статья в "Санкт-Петербургских епархиальных ведомостях", выпуск 14, от 21 сентября 1995 года.

Интересные факты о Никандровой пустыни.

Сайт Псковской епархии:

Никандрова пустынь была основана примерно в 1584 году на месте жительства преподобного Никандра Пустынножителя (скончался 24 сентября / 7 октября 1581 года). В то время это были земли, входившие в Зарусскую половину Шелонской пятины Великого Новгорода.

Преподобный Никандр (в мире Никон) родился в 1507 году в селе Виделибье на Псковщине, в этом же селе в 1376 году родился преподобный Евфросин, в миру Елеазар, основатель Елеазаровского монастыря. С юности богобоязненный скромный Никон полюбил богослужения, посещал монастыри, храмы Божии. В 17 лет, после смерти отца, он убедил мать раздать имение и удалиться в монастырь, где она жила до своей кончины. Видя его ревность о монашеском подвиге, Господь Сам указал ему пустынное место на реке Демянке между Псковом и Порховом. В Пскове Никона встретил блаженный Николай Салос Псковский и предсказал ему многие искушения и беды, которые предстоит пережить на пути подвижничества. На Демянке Никон безмолвно провел несколько лет в суровых подвигах, затем в обители Саввы Крыпецкого он был пострижен в монахи с именем Никандр. Избегая человеческой славы, он снова удалился в пустынное место на берегу реки Демянка. За свою святую жизнь Никандр сподобился от Господа дара прозорливости и чудотворения, всегда с вниманием и любовью относился ко всем нуждам своих посетителей, но боялся и избегал выставлять напоказ свои дарования. Современники отмечали в Никандре его смирение, кротость, незлобие, внимание ко всякой нужде посетителя, как бы ни мала она была. Преподобный Никандр предсказал, что умрет, когда на Отечество нападут враги. Он скончался 24 сентября (7 октября) 1581 года во время нашествия войск Стефана Батория. Весть о его кончине вызвала общую скорбь всех людей, знавших его или слышавших о нем.

Местное празднование преподобного Никандра установлено не позднее 1649 - 1652 годов, когда новгородским митрополитом был Никон, ставший впоследствии Патриархом всея Руси. По благословению митрополита одним почитателем памяти Никандра, предположительно Яковом Матвеевичем Муравьёвым, была построена церковь, посвященная Преподобному Никандру.

Обретение мощей и всероссийское прославление преподобного Никандра состоялось в 1686 году. Для освидетельствования мощей Патриархом Иоакимом была прислана комиссия, состоявшая из тамбовского епископа Леонтия, архимандрита Новгородского Хутынского монастыря Евфимия, игумена Лисицкого монастыря Германа и ключаря Новгородского Софийского собора иерея Никиты.

После свидетельствования мощей было установлено празднование Никандру. Преподобный Никандр представлял собой единственный в досинодальный период пример того, что его имя было внесено в месячную Минею 24 сентября (7 октября) без службы ему. Патриарх Иоаким утвердил житие преподобного в 1687 году, составленное игуменом Никандрова монастыря Евфимием. Только 28 мая 1802 года Святейший Синод после рассмотрения духовной цензурой разрешил «предисловие и акафист к житию Никандра Псковского Чудотворца, сочиненный Псковской епархии города Острова Троицкого собора протоиереем Андреем Львовым» напечатать в Московской синодальной типографии в количестве 1200 экземпляров. Поскольку весь тираж книг со службами преподобному Никандру разошелся, в январе 1804 года архимандрит Никандровой пустыни Геннадий обратился в Синод с прошением разрешить напечатать еще книги о Никандре, Псковском Чудотворце.

(Никандр - Псковский чудотворец. Цветная литография. Типография И. и В. Морозовых в Москве. Конец 19 - начало 20 века. Российская Государственная библиотека, Москва.  Из книги О.Ю.Тарасова "Икона и благочестие", стр.67. Для просмотра в полный размер кликните на картинке).

Указом Святейшего Синода от 20 февраля 1805 года по прошению архимандрита Геннадия день памяти преподобного Никандра Чудотворца внесен во все церковные книги, печатавшиеся в синодальных и Киево-Печерской лавры типографиях. Запись 24 сентября гласила: «В тот же день память преподобного отца нашего Никандра пустынножителя, Псковского Чудотворца».

До 1764 года за монастырем числилось 319 душ крестьян. По духовным штатам от 26 февраля 1764 года пустынь была оставлена на своем содержании («за штатом»), в ней положено было быть строителю и 6 монахам.

24 августа 1776 года была образована Псковская губерния с центром в городе Пскове, в состав которой был включен из Новгородской губернии Порховский уезд.

С 1785 по 1794 год настоятелем Никандровой пустыни был строитель Сосипатр. К сожалению, о нем мало сведений. Именно он еще в царствование Екатерины II начал возрождение былого величия пустыни. Косвенно этому способствовал большой пожар 25 декабря 1791 года. При Сосипатре в 1792 году была выстроена каменная колокольня, восстановлен после пожара собор. В том же 1792 году на средства графа Николая Петровича Шереметева была устроена серебряная рака для мощей преподобного Никандра и два серебряных подсвечника. По штатам 1792 года пустыни было положено ежегодное содержание в размере 300 рублей в год. Столько по штатам 1764 года полагалось в год на содержание в Псковской епархии мужского монастыря второго класса. Следовательно, заштатной пустынь можно считать только номинально. Но Сосипатр не увидел Никандрову пустынь восстановленной, он скончался в 1794 году.

После смерти Сосипатра настоятелем Никандровой пустыни был поставлен Геннадий. О нем известно, что родился в 1762 году, великоросс, сын священника. В 1782 году в соответствии с указом Святейшего Правительствующего Синода пострижен в монашество в Никандровой пустыни. (Напомним, что в то время пострижение в монашество разрешалось только с разрешения Синода). С 1790 года проходил клиросное послушание и священнослужение. В 1793 году Геннадий определен казначеем пустыни. После смерти строителя Сосипатра в 1794 году его поставили строителем в Никандрову пустынь. В 1798 году архиепископ Псковский Ириней обратился в Синод с прошением: в уважение трудов и усердия произвести Геннадия в сан архимандрита и определить его в другой монастырь, где есть такое вакантное место. По справке Синода вакантное место было в третьеклассном Спасском монастыре в городе Муроме Суздальской епархии. Указом Синода от 31 марта 1799 архиепископу Иринею было велено произвести Геннадия в сан архимандрита и направить в Муром. Спустя еще некоторое время Ириней сообщил в Синод, что после производства в сан архимандрита Геннадий подал прошение с просьбой оставить его в Никандровом монастыре, поскольку еще не закончено «каменное строение», он также выразил желание остаться здесь до конца своих дней. Синод позволил Геннадию остаться в пустыни.

Имеются сведения, что архимандрит Геннадий был присутствующим в Псковской духовной консистории и благочинным над монастырями. Им много сделано для возрождения пустыни. Сохранился черновик его рапорта от 21 октября 1795 года члену Святейшего Правительствующего Синода архиепископу Псковскому и Рижскому Иннокентию. На возобновление пустыни после пожара по указу императрицы Екатерины II было отпущено 5255 рублей, затем еще 320 рублей. Деньги пошли «за окончание церкви и колокольни каменщикам за работу», причем к ним добавлены 280 рублей монастырских денег. На полное восстановление пустыни денег не хватило, «на будущее лето» предстояло завершить всё начатое строительство, особенно колокольню и башни, «да, словом сказать, все построение, кое остается еще не окончено». Недостающие средства Геннадий предполагал «испросить усердствующих благотворителей в подаянии помощи», так как прежде поездки его в Москву «доставляли монастырю от разных благотворителей немалую сумму, а после благотворители, увидя начатое из Высочайше пожалованных сумм,... конечно, потщатся не оставить». Далее он указывал, что, вступив в монастыре в должность казначея в 1793 году, он принял наличными только 107 рублей, ежегодные монастырские доходы составляли не более 1700 рублей, тогда как «на разные монастырские употребления и на строение употреблено тысяч до 13000 рублей». И еще раз подчеркивает, «что помощь изобилует толико особливая на сие благотворителей, обитающих в Москве. Без сего же никак обойтись невозможно, ибо монастырь своими доходами исправить себя никак не может, а сверх того, и строение за не окончанием удобно может попортиться, да и материал приготовленный оставаться будет без пользы».

Согласно ведомости 1795 года, приложенной к рапорту, в 1795 году церковь и каменная колокольня достроены до церковного свода, замощен пол, сделаны деревянные основы куполов на церкви и колокольне и подготовлены к покрытию листовым железом. Также готовы к покрытию жестью шея и церковная глава. Каменная ограда, кроме шести каменных башен, вся окончена, и половина её покрыта тёсом, оставалось достроить каменные башни и покрыть тёсом оставшуюся часть ограды. Для приезжавших в монастырь богомольцев построен «дом гостиный» с тремя деревянными флигелями. Два флигеля «с довольными покоями» покрыты тёсом в две тесины, третий флигель «для черного народа» представлял собой избу с теплым чуланом, он также был покрыт тёсом. Для будущего года было приготовлено 300 000 кирпичей и обожжено две печи извести для окончания башен и «приделывания Александровского придела, на котором месте ныне прежняя колокольня ветхая стоит». Предстояло в первую очередь покрыть железом церковь и колокольню, оштукатурить их, сделать новый резной иконостас, написать иконы, приготовить столярную работу для полов, дверей, оконных рам. Окончить башни ограды, покрыть оставшуюся часть стен тёсом, «а также и отнесть старую колокольню, [чтоб] оная за ветхостью не упала и не причинила вреда», окончить паперть, оштукатурить соборную церковь и приделы изнутри и снаружи, т.к. они хотя и покрыты железом, но поскольку ранее стояли без крыши, все своды и стены повреждены и штукатурка отпала, «а в Александровском приделе к колокольне и паперти так повреждено, что и своды упавши, поелику от течения дождевного и сырости великой как своды, так и стены поросли мхом». В рапорте упоминалось, что в монастыре нет квасоварни, устроенной таким образом, чтобы избежать пожара. Можно предположить, что планировалось построить и её.

По свидетельству иеромонаха Геннадия благотворители (именно так, во множественном числе пишет архимандрит) монастыря проживали в Москве. К сожалению, имена их не указаны. Можно предположить, будь среди них кто-либо из занимавших высокое служебное положение, он бы их указал.

С 1800 года в Никандровой пустыни введен общежительный устав. Указом Павла I от 20 октября 1800 года число монашествующих в пустыни увеличено до 30 человек. Указом Императора и Великого Магистра Павла I от 11 ноября 1800 года предписано причислить Никандрову пустынь к Великому приорству Российского державного ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Монастырю были подарены из придворной ризницы облачения для священнослужителей, в том числе и архиерейские, с нашитыми из серебряного глазета восьмиугольными крестами ордена Иоанна Иерусалимского. Однако никакого денежного «вспоможения» как со стороны императора, так и со стороны ордена Никандровой пустыни тогда назначено не было. Архимандрит Геннадий уже в царствование императора Александра I обращался с прошением в священный совет ордена с просьбой взять пустынь на свое содержание. В ответе совета ордена от 20 мая 1802 года говорилось о том, что орден «не может принять на себя полное содержание целого монастыря, каковой расход был бы совершенно не совместимый с доходами ордена», но совет ордена решил выделять в помощь монастырю ежегодно в два срока 2000 рублей (1 января и 1 июля). Одновременно священный совет ордена дал архимандриту Геннадию разрешение «украсить печать пустыни крестом Ордена Святого Иоанна Иерусалимского». Получал ли монастырь когда-либо эти 2000 рублей, и как долго - никаких сведений нет. Дополнительным распоряжением от 24 ноября 1800 года предписано, чтобы пустынь «по делам духовным относилась в Святейший Синод на основании ставропигиальных монастырей», по другим вопросам она должна была иметь дело с капитулом ордена Иоанна Иерусалимского. Святейший Синод предписал архиепископу Псковскому Иринею, чтобы Никандрова пустынь была исключена из ведомства его епархии, и по епархиальным делам к ней отношения не имела.

В 1801 году в монастыре завершено строительство каменной церкви Святой Троицы вместо сгоревшей деревянной. По прошению архимандрита Геннадия указом Святейшего Синода 26 февраля 1802 года разрешено построить каменную церковь на монастырском кладбище. Само кладбище находилось «по правую сторону обители, где продолжается монастырского строения каменная стена». Площадь кладбища составляла 127 саженей. Кладбище было обнесено каменной оградой с шестью небольшими башнями. В 1804 году строительство церкви на кладбище было завершено. Архимандрит Геннадий просил Синод разрешить освятить эту церковь во имя Геннадия Патриарха Цареградского. Указ Святейшего Синода с соответствующим разрешением последовал 20 октября 1804 года. Однако, согласно документам 1915 года, на кладбище была деревянная церковь во имя Святых Кирилла и Мефодия, построенная в 1890 году, а церковь Святого Геннадия Патриарха Цареградского находилась на территории пустыни.

27 февраля 1804 года архимандрит Геннадий был отпущен Синодом на 6 месяцев в Московскую, Киевскую и Воронежскую губернию «для исправления церковных и монастырских надобностей».

По факту самовольного переноса гроба иеромонаха Мардария в Никандров монастырь и финансовых упущений 12 марта 1805 года, по повелению императора Александра 1 началось следствие, которое пришло к выводу, что участие самого архимандрита Геннадия в выкапывании гроба не доказано, но сделано это не без его разрешения. Указом Святейшего Синода от 18 мая 1805 года архимандрит Геннадий отрешен от управления монастырем. Его временно оставили пребывать в монастыре, «до определения и прибытия во оную другого настоятеля, которому должен он все церковное и монастырское имущество сдать по описям», но запретили вмешиваться в управление монастырем. До прибытия нового настоятеля управление монастырем было поручено соборному монастырскому правлению. Это решение Синода было утверждено императором Александром I. Указом Синода от 4 декабря 1805 года с него сняли крест архимандрита и с синодальным унтер-офицером отправили во второклассный Онежский Крестный монастырь Архангельской епархии «для пребывании в числе братства впредь до усмотрения в нем исправления поведения его». Его личное имущество и средства оставлены ему, все остальные денежные средства обращены в пользу Никандровой пустыни. Впоследствии иеромонах Геннадий пребывал в Свято-Успенском Свенском монастыре, где скончался 7 февраля 1826 года.

Указом Святейшего Синода от 25 мая 1805 года настоятелем Никандровой пустыни назначен архимандрит Самуил, который до этого был в составе Константинопольской миссии и в тот момент проживал в Киеве. Ему было предписано принять от архимандрита Геннадия ризницы, монастырское имущество и вещи. Самуил был родом из великороссов, сын священника, обучался вначале в Александро-Свирской, потом в Александро-Невской семинариях грамматике, пиитике, риторике и философии. Из семинарии 20 января 1789 года был отчислен по собственному желанию «за слабостью здоровья». Он был принят в число братии в Тихвинский монастырь, где по указу Святейшего Синода 24 августа 1792 года пострижен в монашество архимандритом Игнатием. В том же году 22 октября посвящен в сан иеродьякона митрополитом Новгородским Гавриилом. 29 апреля 1795 года викарием Новгородским Досифеем посвящен в сан иеромонаха. В Тихвинском монастыре Самуил был послушником, иеродьяконом и иеромонахом. В июле 1795 года указом Синода его определили в ставропигиальный Симонов монастырь в Москве, в котором он исправлял (исполнял) должности ризничего, казначея и наместника. Указом Святейшего Синода от 20 июля 1799 года Самуил отправлен капелланом в Российскую Константинопольскую миссию, где 4 февраля 1800 года по Высочайшему повелению и по благословению Святейшего Синода Константинопольским Патриархом Неофитом после представления ему российским посланником произведен в сан архимандрита. Как писал Самуил, 2 июля 1804 года «за слабостью здоровья от оной миссии всемилостивейше уволен по просьбе моей» в Россию, куда прибыл, и по предписанию Святейшего Синода находился в Киеве до открытия вакансии в общежительном монастыре. К 24 июля 1805 года архимандрит Самуил уже был в Никандровой пустыни.

При архимандрите Самуиле к Благовещенскому собору были пристроены паперть, расширен алтарь, пристроены приделы преподобного Никандра и Святых апостолов Петра и Павла, над соборной папертью построена ризница. В 1807 году упразднена церковь во имя Всех Святых, находившаяся на колокольне, снят иконостас, а помещение было занято монастырской библиотекой и архивом. 7 августа 1808 года император Александр I утвердил мнение Синода о передаче Никандровой пустыни в ведение епархиального архиерея.

В 1810 году архимандрит Самуил переведен в Тихвин, настоятелем Никандровой пустыни стал архимандрит Аркадий, переведенный из Коневецкого монастыря. С ним пустынь встретила 1812 год и достойно показала себя в трудное для страны время. В своём отношении на имя обер-прокурора Святейшего Синода князя А.Н. Голицына от 17 ноября 1812 года архимандрит сообщил о желании братии помочь беженцам из мест, занятых неприятелем: «принять 100 человек в призрение и содержание лишенных пристанища от нашествия врага», пожертвовать «в пособие неимущим до 50 штук рогатого скота». Далее архимандрит писал, что братия была бы рада пожертвовать и более, но в монастыре нет предметов из золота и серебра, разве что два серебряных подсвечника у раки преподобного Никандра. Все остальные предметы были только посеребренными, но если обер-прокурор разрешит, братия готова пожертвовать подсвечники на нужды войны. Монастырь принял беженцев, скот был доставлен в Порховский нижний земский суд «для препровождения куда следует». Обо всём этом князь Голицын доложил императору Александру I, который в знак признательности за бескорыстие «пожаловать изволил архимандриту Аркадию наперсный крест, украшенный драгоценными камнями». Император лично выбрал крест для вручения настоятелю.

В свою очередь, обер-прокурор в письме к о. Аркадию сообщил о благодарности и награде от императора, «Что касается до упомянутых в письме Вашем двух подсвечников, которые полагали Вы пожертвовать..., я считаю приличным оставить их в церкви, так как они составляют украшение оной». В документе от 23 декабря 1812 года сообщалось о вручении архимандриту Аркадию наперсного Креста.

В XIX веке Никандрова пустынь была одной из первых обителей Псковской епархии. Первым игуменом пустыни стал Петр. Он был сыном священника, обучался, по-видимому, в Псковской духовной семинарии богословию, философии и словесности, латинскому и греческому языкам. Во всяком случае, 1 сентября 1815 года окончил богословский курс в ней. По его личному желанию 7 июля 1816 года он определен послушником в штате Псковского архиерейского дома, 14 февраля 1817 года был переведен в Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь, 8 октября 1818 года переведен в Спасо-Елеазаровский монастырь и откомандирован в Никандрову пустынь для исполнения должности письмоводителя. 12 октября 1819 года пострижен в монашество, 5 декабря 1819 года он был принят в штат пустыни и на другой день посвящен в сан иеродьякона, в 1820 году 25 апреля произведен в сан иеромонаха, 6 июля переведен в Елеазаровский монастырь. С 24 февраля 1821 года по 1 сентября в соответствии с указом Псковской духовной консистории управлял Елеазаровским монастырем, всё время пребывания в монастыре исполнял должность казначея. 26 ноября 1824 года о. Петр назначен управлять Великолукским Троице-Сергиевым монастырем и первоприсутствующим в Великолукское духовное правление. С 9 декабря 1825 года о. Петр уже эконом Псковского архиерейского дома. 9 августа 1826 года, оставаясь экономом архиерейского дома, он назначен игуменом в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, 15 мая 1831 года переведен настоятелем Торопецкого Троице-Небина монастыря и первоприсутствующим Торопецкого духовного правления. 30 марта 1834 года последовал перевод его настоятелем в Никандрову пустынь, в том же году, 24 сентября, архиепископом Псковским и Лифляндским Нафанаилом, он награжден палицей. Указом Псковской духовной консистории от 1 марта 1835 года игумен Петр назначен первоприсутствующим в Порховском духовном правлении. Он был игуменом Никандрова монастыря до 1836 года.

Много для роста и процветания пустыни сделал Игнатий (Васильев), бывший в 1854-1856 годах строителем, затем в 1857-1862 годах игуменом, в 1865-1869 годах архимандритом Никандровой пустыни. До назначения в Никандрову пустынь он был наместником Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом. К 1863 году число братии возросло до 80 человек. В Никандровом монастыре Игнатием был налажен общий порядок и чинность богослужения. В фартуке и с молотком в руках, он во главе братии устраивал восьмивёрстное шоссе от монастыря в сторону Порхова, участвовал в сенокосах, незадолго до своей кончины лично руководил работами по приспособлению каменного дома, приобретенного в Порхове, для монастырского подворья. Верным другом о. Игнатия был схимонах Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом Михаил (Михаил Васильевич Чихачев), который происходил из дворян Порховского уезда. Чихачев, в свою очередь, был соучеником и товарищем по учебе в Петербургском инженерном училище Игнатия Брянчанинова. Возможно, архимандрит Игнатий ввел в богослужения киевский распев, которым так восторгался в Никандровом монастыре Михаил Васильевич Чихачев. При Игнатии в монастырь «на исправление» стали присылать на определенное время лиц духовного и светского звания, однако это оказалось для монастыря весьма обременительно.

28 мая 1855 года император Николай I утвердил решение Святейшего Синода об устройстве ежегодного крестного хода 15 (28) мая из свято-Благовещенской Никандровой пустыни в Порхов. Поводом для его учреждения послужил тот факт, что в 1831 и 1848 году Порхов и окрестности были спасены от эпидемии холеры. Во время эпидемий икону преподобного Никандра переносили крестным ходом из монастыря в Порхов. Желая увековечить память о чудесном спасении, дважды, в 1833 и 1853 годах, обращались в городскую думу с ходатайством об учреждении ежегодного крестного хода с иконой Преподобного из Никандровой пустыни в Порхов. В 1833 году город не смог материально обеспечить крестный ход, и от дальнейшего ходатайства горожане были вынуждены отказаться. Подавая ходатайство в 1853 году, жители Порхова брали на себя поставлять подводы, крестоносцев, отпускать необходимые средства для содержания в пути и в Порхове монашествующих. Крестный ход стал ежегодным, совершался вплоть до 1917 года. К началу крестного хода в монастырь стекалось множество народа со всего Порховского уезда. В Порхов крестный ход приходил всегда к 6 часам вечера, встречать его около кладбища выходил городской крестный ход. Обе процессии соединялись, совершался краткий молебен, затем вся масса народа густой непрерывной стеной сопровождала икону Преподобного Никандра в Троицкий собор, где начиналось всенощное бдение. На другой день, 16 мая, после торжественной литургии и молебна с водосвятием на площади напротив собора, совершался многолюдный крестный ход вокруг города с пением кратких молебнов на назначенных местах с осенением Животворящим Крестом. Во время восьмидневного пребывания в Порхове иконы Преподобного Никандра в соборе служились литургии и всенощные бдения с елеопомазанием, икона ежедневно носилась по домам верующих, всё равно, богатые ли они или бедные. В последний день, 23 мая, после обедни и благодарственного молебна крестный ход направлялся в деревню Селищи для провода Никандровской святыни. Здесь после молебна перед деревянной часовней начиналось расставание икон. Никандровские иконы и хоругви проходили по дороге далее и останавливались, а городские оставались стоять у часовни, в это время прощались духовенство и народ. Пройдя немного, сопровождавшие Никандровские иконы оборачивались и несколько раз поднимали их вверх, то же делал Порховский крестный ход. Так повторялось несколько раз, пока Никандровский крестный ход не скроется из вида. Многие усердные богомольцы провожали Угодника до села Вечко, иные - до монастыря. Городское духовенство, пройдя крестным ходом через д. Селищи, возвращалось в 2-3 часа по полудни в Порхов.

Яркой личностью был настоятель Никандровой пустыни архимандрит Мефодий (Матфей Петрович Холмский). Он родился 6 августа 1831 года в погосте Даньково Холмского уезда Псковской губернии, сын священника. Учился в Торопецком духовном училище и Псковской духовной семинарии, которую окончил в 1853 году. На следующий год, 1 июля, рукоположен в сан иерея и назначен в Благовещенскую церковь уездного города Торопца Псковской губернии. После смерти жены, на 9 году супружества, священник Матфей Холмский берет для себя за правило ежедневно служить Божественную литургию. С 1884 года он настоятель Корсунского собора г. Торопца, в 1886 году пострижен в монашество и назначен настоятелем Никандровой пустыни. Указом Святейшего Правительствующего Синода от 25 марта 1894 года архимандрит Мефодий назначен настоятелем Псково-Печерского монастыря. Отца Мефодия весьма почитал народ за его строгое соблюдение церковного Устава, за доброту и душевность, ласковое обращение со всяким молящимся. Будучи настоятелем Псково-Печерского монастыря, он бывал на аудиенции у императора Николая II.

С 25 мая 1894 года настоятелем монастыря стал иеромонах Никодим, 29 июня того же года он возведен в сан игумена. После начала Русско-японской войны архимандрит Никодим обратился к попечительнице Псковского губернского отделения Российского Красного Креста графине Адлерберг, супруге Псковского губернатора с просьбой переслать на Дальний Восток икону-складень для командующего Тихоокеанской эскадрой Степану Осиповичу Макарову. Его просьба была исполнена, но икона уже не застала адмирала в живых и вернулась в монастырь. 26 апреля 1906 года архимандрит Никодим переведен настоятелем Псково-Печерского монастыря.

Указом Святейшего Синода от 5 мая 1906 года настоятелем Никандровой пустыни назначен архимандрит Владимир, бывший до этого настоятелем Псковского Спасо-Мирожского монастыря. Несомненно, о. Владимир был самой яркой личностью, управлявшей монастырем на исходе эпохи царской России. Архимандрит Владимир (в миру Василий Гиганов), происходил из семьи «духовного звания», родился примерно в 1854 году в Тобольской губернии. О семейном положении его известно, что он был вдовец. В 1876 году окончил Тобольскую духовную семинарию и был определен псаломщиком в Петропавловскую церковь города Обдорск(ныне Салехард). Через год, 5 ноября 1877 года, он был рукоположен в сан священника Белозерской слободы Курганского округа той же губернии, был выбран депутатом училищного совета от духовенства. В апреле 1880 года о. Василий определен священником главного собора уездного города Петропавловска Тобольской губернии, на него возложено приведение к присяге людей в Петропавловском уездном суде. В 1885 году за усердное и полезное служение получил первую награду - набедренник. В 1886/1887 гг. в качестве «постороннего слушателя» слушал лекции в Санкт-Петербургской духовной академии, в 1887 году зачислен в академию в качестве студента, окончил ее в 1891 году со степенью кандидата богословия. Согласно прошению, для несения пастырских обязанностей в 1892 году о. Василий командирован в заграничное плавание на крейсере 1 ранга «Генерал-адмирал». Затем в 1894 году он плавал на крейсере 1 ранга «Владимир Мономах», в 1896 году - вновь на крейсере «Генерал-адмирал». По прошению протопресвитера военного морского духовенства 27 сентября 1897 г. назначен священником в Новогеоргиевск, в церковь военного госпиталя. В советское время Новогеоргиевск затоплен водами Кременчугского водохранилища. В 1897 году «за отлично-усердное и ревностное в течение шести лет исполнение им пастырских обязанностей на судах флота» о. Василий награжден скуфьёй. В Новогеоргиевске он подал прошение и 19 августа 1898 г., согласно резолюции архиепископа Финляндского и Выборгского Антония, зачислен в состав братии Валаамского монастыря и включен в свиту архиепископа Финляндского и Выборгского. В Валаамском монастыре он проходил клиросное послушание и в очередь с другими священниками совершал богослужения. Здесь 26 февраля 1900 года о. Василий пострижен в монашество с именем Владимир.

Указом Святейшего Синода от 14 декабря 1901 года Владимир назначен в состав Иерусалимской духовной миссии на вакансию старшего иеромонаха с выдачей золотого наперсного креста из кабинета Императора. В Иерусалим он прибыл 28 января 1902 года, находясь там, был назначен настоятелем Брянского Свенского Успенского монастыря. Настоятелем монастыря о. Владимир был заочно. Чрез два года, в январе 1904, Синод освободил его от должности настоятеля Свенского монастыря. Иерусалим он покинул 1 мая 1905 года, в связи с назначением настоятелем Спасо-Мирожского монастыря в Псков.


По ходатайству епископа Псковского и Порховского Арсения, «во внимание долговременной, усердной и полезной службы», 16 января 1906 года в Псковском кафедральном соборе Владимир возведен в высший сан монашествующего священника - в сан архимандрита. В апреле того же года указом Псковской духовной консистории архимандрит Владимир назначен благочинным мужских и женских монастырей Псковской епархии, 5 мая - перемещен настоятелем в Никандрову пустынь. Это было первое настоятельство о. архимандрита Владимира в Никандровой пустыни. В качестве благочинного монастырей Псковской епархии о. Владимир принял самое деятельное участие в преобразовании Ведриловской женской общины Порховского уезда в монастырь. Им также дано разрешение Ведриловскому монастырю на строительство кладбищенской часовни. В 1909 году по его прошению он был освобожден от должности благочинного монастырей Псковской епархии, целиком сосредоточившись на управлении монастырем. Архимандрит Владимир состоял пожизненным членом Псковского церковно-археологического комитета, членом комитета Ильинской общины сестер милосердия (г. Псков).

В 1909 году архимандрит Владимир получил назначение епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии. Совет Арсениевской епархиальной псаломщицкой школы выразил ему глубокую благодарность за пожертвования на нужды школы. Спустя годы архимандрит вновь приедет в Никандрову пустынь, теперь на покой, но жить здесь будет совершенно в других обстоятельствах.

Указом Правительствующего Синода от 10 января 1911 года эконом Псковского архиерейского дома иеромонах Мефодий был утвержден в должности настоятеля пустыни с возведением в сан игумена. В 1915 году, согласно его просьбе, Синод уволил его по болезни от должности настоятеля, оставив в числе братии монастыря. В 1916 году настоятелем монастыря назначен архимандрит Евстафий, бывший до этого настоятелем Святогорского монастыря в Опочецком уезде, а еще ранее - настоятелем Небина монастыря в Торопце.

В начале XX века в самом монастыре были три храма: Благовещенский собор, Троицкая и Геннадиевская церкви. На братском кладбище находилась церковь Святых Кирилла и Мефодия, в монастырском селе Любовец, в 6 верстах от монастыря, была церковь Святых Зосимы и Савватия Соловецких.

Первоначальный деревянный собор Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в конце XVI века основателем пустыни и первым ее настоятелем игуменом Исаией по благословению митрополита Новгородского Александра. В 1673 году он, вместе с другими церквами и прочими зданиями, сгорел, но, благодаря щедрым даяниям царя Алексея Михайловича (отца Петра I) и пожалованным им землям, обитель смогла восстановиться. В конце XVII века построен каменный Благовещенский собор, который простоял до конца 20-х годов XX века. Пожар 1791 года повредил его, но в 1792 году собор был восстановлен. В 1807 году пристроен новый алтарь, паперть и два придела, правый - Преподобного Никандра, левый - Святых Апостолов Петра и Павла. Над соборной папертью построили палату, служившую ризницей. В 1854 году западная стена ризницы, давшая трещину, была исправлена. В 1894 году в соборе устроены «аммосовские печи», согревавшие его, приделы и паперть гретым воздухом. Такие же печи были установлены в Зимнем дворце в Петербурге. В 1896 году цоколь храма был облицован тёсаным камнем. В 1900 году придел Преподобного Никандра был отремонтирован, стены и потолок расписаны, в 1902 году такой же ремонт произведен в приделе Апостолов Петра и Павла. В 1908 году в соборе были сделаны новые дубовые рамы, весь храм покрашен, а в Никандровом приделе был сделан паркетный пол. В 1911 году оба придела вновь отремонтированы, поскольку в некоторых местах на потолке отстала штукатурка. После ремонта придел был вновь расписан. Весь храм заново покрыли листовым железом, окрашенным масляной краской. Главы были украшены золочеными через огонь крестами и золочеными звездами. В 1913 году внутренние стены собора расписаны заново «картинами священных изображений в древнем стиле по образцам лучших русских художников». В соборе находился древний чудотворный, во весь рост, образ преподобного Никандра в серебряной позолоченной, чеканной ризе, венец был украшен цветными камнями. Именно этот образ переносился крестным ходом в Порхов. Рака с нетленно почивающими мощами Никандра была серебряная, чеканная, с эмалевыми клеймами. Верхняя доска кипарисная с ликом угодника и венцом вокруг главы, украшенным камнями. Рака устроена в 1792 году усердием графа Шереметева. Часть мощей хранилась в особом серебряном позолоченном ковчеге, переносимым на престол той церкви, где совершалось богослужение. В двух киотах помещались святые иконы и кресты с частицами Святой Ризы Господней, Животворящего Креста Господня, Ризы и Пояса Пресвятой Богородицы и 130 частицами мощей святых угодников Божиих.

Церковь Святой Живоначальной Троицы до 1791 года была деревянной. После пожара этого года она в 1801 году восстановлена уже из кирпича. Одновременно с церковью, по бокам её, построены два братских корпуса.

Каменная церковь Святого Геннадия, Патриарха Цареградского, построена в 1802 году, освящена в 1804 году. Эта церковь находилась на особом дворе, отделенном от внутренней монастырской территории настоятельскими кельями. Вокруг церкви был плодовый сад.

Деревянная церковь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия построена на братском кладбище в 1890 году, освящена епископом Псковским и Порховским Гермогеном. Над церковной папертью, на колокольне находились пять колоколов. Вблизи церкви был построен дом с четырьмя помещениями для братии и неусыпного чтения Псалтыри. Кладбище с церковью и домом было обнесено деревянной на каменном фундаменте оградой.

Внутри монастыря в конце XVII века была построена деревянная церковь Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1798 году её перенесли к источнику, в 300 саженях от обители. В 1844 году церковь перенесли в монастырское село Любовец, где до 1854 года погребали монахов. В 1903 году церковь сгорела, но в том же году построена вновь деревянная церковь на прежнем фундаменте. 28 июня 1903 года освящена епископом Псковским и Порховским Сергием. В этой церкви во все воскресные и праздничные дни, а также на первой и Страстной неделе Великого поста совершались богослужения очередным иеромонахом из числа братии пустыни.

Колокольня в монастыре была каменная, построена в 1792 году. Под колокольней были Святые врата, ведущие в соборный храм. В 1807 году церковь Всех Святых, находившаяся в колокольне, упразднена, иконостас сняли, помещение заняли под монастырскую библиотеку и архив. В 1914 году некоторые рукописи и предметы древности были переданы в археологический музей г. Пскова. На колокольне находились 11 колоколов. На самом большом были изображены Благовещение Пресвятой Богородицы, Апостолы Петр и Павел, Святые Кирилл и Мефодий и Преподобный Никандр. Надпись на нем гласила: «В благополучное царствование Государя Императора Александра Александровича при Гермогене, епископе Псковском и Порховском, отлит сей колокол в Благовещенскую Никандрову пустынь тщанием настоятеля архимандрита Мефодия с братиею. Лит в Москве на заводе потомственного почетного гражданина Андрея Димитриевича Самгина, весу 351 пуд 37 фунтов. 1891 года февраля 18 дня. Лил мастер Иоаким Воробьев». На втором колоколе была следующая надпись: «1831 года отлит сей колокол при державе Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича Всероссийского по благословению высокопреосвященнейшего Мефодия, архиепископа Псковского и Порховского, в Свято-Благовещенскую Никандрову пустынь по тщанию настоятеля оной архимандрита Афанасия с братиею на монастырскую сумму; весу в нем 142 пуда 3 фунта». Посредине этого колокола были изображения Благовещения и Преподобного Никандра. Третий колокол весил 40 п., отлит в 1686 году, четвёртый колокол - 25 п. 5 ф., отлит в 1674 году, пятый колокол отлит в 1788 году. Остальные колокола не имели обозначения веса и даты отливки.

Как отмечено в документе 1915 года, «Все означенные храмы и колокольня тверды, ремонтировка их производилась своевременно для поддержания в благолепном виде и большею частью на средства монастыря».

Часовен было семь. На запад от Святых ворот находилась часовня, в которой в день Святых Апостолов Петра и Павла совершалось водосвятие. На месте Зосимо-Савватиевской церкви, перенесенной в с. Любовец, в 1845 году поставлена часовня. По преданию, на этом месте подвизался преподобный Никандр. В этой часовне под стеклом находился гроб, в котором до устройства серебряной раки покоились мощи Никандра. Часовня во имя Живоносного источника и Первоверховных Апостолов Петра и Павла находилась в 200 саженях от монастыря. Водой из источника пользовался монастырь. Часовня на север от монастыря стояла над источником. В ней находился Крест с живописным Распятием и иконой Спасителя, несущего заблудшую овцу, и Спасителя, исцеляющего слепого. В Порхове была каменная, крытая железом часовня, при монастырском подворье. Эта часовня устроена в 1872 году, в ней был иконостас с живописным Распятием с предстоящими, иконами Благовещения Богородицы, Апостолов Петра и Павла, Чудотворца Николая, Преподобного Никандра и другими святыми. В 1876 году построена каменная часовня в селе Вячек, лежащем на пути крестного хода в Порхов. В ней совершалось торжественное молебствие при возвращении крестного хода в пустынь. Была построена деревянная часовня на так называемом «дальнем» источнике на запад от монастыря.

Крестные ходы совершались в Порхов 15 (28) мая; в пяток Святой Пасхи для водоосвящения к часовне, где была Зосимо-Савватиевская церковь; 29 июня (12 июля) для водоосвящения к часовне Живоносного Источника. По случаю 300-летия со дня кончины преподобного Никандра по ходатайству епископа Псковского и Порховского Нафанаила, настоятеля и братии монастыря в 1882 году Святейший Синод разрешил ежегодно 24 сентября (7 октября) совершать особо торжественный крестный ход с мощами Никандра вокруг монастыря.

В монастыре были хлебопекарня, сапожная, столярная, портняжная мастерские, аптека, больница, богадельня для братии. Вне стен монастыря были две деревянные и одна каменная гостиницы для богомольцев, дома для рабочих, конюшни, каретный сарай, кузница, скотный и конные дворы, квасоварня, ледник, бани для монахов и рабочих, мельница, прачечная, сараи для сена. Постройки в основном каменные, крыши крыты железом.

В Порхове на Никандровском подворье стоял каменный двухэтажный дом, при нем баня, конюшня, каретный сарай, ледник и житница. В 1916 году архимандритом Евстафием была заведена пасека.

Затронула ли секуляризация 1764 года земельные владения Никандровой пустыни? Смею (НК) предположить, что не затронула. В имеющихся в нашем распоряжении документах сказано, что на владение Никандровой дачей у монастыря имеются царские грамоты, «начиная с Великого Государя и Царя Феодора Иоанновича 1597 года и кончая императрицей Екатериной II в 1782 году», т.е. после Екатерины II никто из императоров земельными вопросами пустыни не занимался. Пустошь Ольховец была закреплена за монастырем 18 октября 1764 года, т.е. после февральского манифеста Екатерины II о реформе церковного землевладения. На 1 января 1916 года земельные владения составляли 4614 десятин 812 саженей, в том числе: 2020 саженей, занятых постройками, 2837 десятин леса, 1664 десятины болот, 90 десятин озёр, 4 десятины 300 саженей под реками и ручьями, 10 десятин 900 саженей под просёлочными дорогами. Кроме того, монастырю принадлежало 444 десятины 654 саженей земли в селе Любовец. Монастырю также принадлежали земли в его окрестностях. Монастырь непосредственно пользовался лишь ближайшими к обители землями в селе Любовец и хуторе Бор, отдаленные земли с разрешения епархиального начальства и согласия братии отдавались в арендное содержание. Кроме земли и леса, монастырю принадлежала рыбная ловля на Псковском озере около острова Семска и на озёрах Лунёво, Великое, Стречно, Плотично и Лезенец. Однако дохода они не приносили, т.к. арендаторов на рыбные ловли не было.

На 1 января 1916 года в пустыни проживало 115 монашествующих, послушников, бельцов и служителей. Вот имена некоторых из них.

Игумен Кесарий (Карп Андреев), из крестьян. В монашество был пострижен 19-го июля 1870 года в пустыни, поступил послушником в 1867 году. В 1870 году он рукоположен в сан иеродьякона, в 1871 году - в сан иеромонаха. В том же году назначен казначеем, в 1872-1873 годах исполнял должность ризничего. Награжден набедренником, за честное и добросовестное исполнение своих обязанностей ему объявлено архипастырское благословение, за отлично-усердную и полезную службу преподано благословение Святейшего Синода, за заслуги по духовному ведомству Святейшим Синодом награжден наперсным крестом. По собственному прошению в 1886 году он освобожден от должности казначея, исполнял должность ризничего, но в 1896 году вновь назначен казначеем. В 1900 году Кесарий был возведен в сан игумена, в 1910 году освобожден от казначейской должности по старости.

Иеромонах Геннадий (Григорий Иванов) в монашество пустыни поступил в 1883 году. Был духовником настоятеля и проходил чреду служения с участием блюстителя монастырского устава.

Иеромонах Агафангел, окончил курс Пермской духовной семинарии. После окончания семинарии в 1857 году поступил послушником в Александро-Свирский монастырь, переведен в Задне-Никифоровскую пустынь. С 1861 года он находился в Спасо-Каргопольском монастыре, где рукоположен в сан иеродьякона, затем иеромонаха. В 1863 году Агафангел был перемещен в Старо-Ладожский монастырь, в 1868 году - в Кирилло-Белозерский монастырь, где исполнял должность казначея. Награжден набедренником, с 1876 по 1879 год в летние месяцы находился на флотской службе. В 1879 году он награжден золотым наперсным крестом. С 1884 года безотлучно находился в заграничном плавании. Епархиальным начальством Агафангелу разрешено принять и носить наперсный крест, украшенный бриллиантами, поднесенный ему от общества офицеров корабля «Герцог Эдинбургский», и наперсный крест, украшенный бриллиантами, пожалованный Его Высочеством Великим князем Александром Михайловичем в 1889 году. С 1890 по 1891 год плавал на императорской яхте «Полярная Звезда». 18 марта 1892 года Агафангел перемещен в Никандрову пустынь. В 1906 году награжден орденом Святой Анны 3 степени. Проживал в имении Полоное Дондукова-Корсакова для совершения богослужений в его домовой церкви.

Иеромонах Иаков (Иосиф Максимов) поступил в пустынь послушником в 1887 году. В 1890 году он рукоположен в сан иеродьякона, в 1895 году рукоположен в сан иеромонаха. Состоял братским духовником. По распоряжению епархиального начальства с ноября 1909 года управлял пустынью до назначения нового настоятеля.

Иеромонах Никифор (Николай Потапов) пострижен в монашество в 1896 году, в Никандровой пустыни, в 1896 году рукоположен в сан иеродьякона, в 1898 году - в сан иеромонаха. За грубость и своеволие указом консистории в 1905 году его перевели в число братии Крыпецкого монастыря, где в 1906 году распоряжением епископа Арсения назначен казначеем монастыря. В 1906 году его наградили набедренником, в 1907 году переведен в число братии Никандровой пустыни, здесь он совершал богослужения и состоял благочинным.

Иеромонах Флавиан (Фёдор Алексеев) из мещан г. Пскова, пострижен в монашество в 1898 году.

Монахи русских монастырей никогда не ограничивались только выполнением богослужебных обязанностей. Это справедливо и для Никандровой пустыни. При монастыре существовали две церковно-приходские школы: в селе Любовец и в Порхове.

Школа в Порхове носила имя Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. Ученики получали от монастыря учебные пособия и принадлежности. Учитель - квартиру, отопление, освещение и питание, с 1913 года ему ежегодно выплачивалось от монастыря 60 рублей пособия. Жалование учителю платил Святейший Синод через контрольную палату Псковской губернии.

В годы Русско-японской войны монастырь помогал русскому воинству не только материально (пожертвования, помощь семьям, в которых мужчины были призваны на воинскую службу). В годы Первой мировой войны братия монастыря была верна христианским заповедям помощи ближним: проводились сборы в пользу населения, пострадавшего от военных действий, голодающих славян Галиции и Буковины, в пользу семей лиц, призванных на войну, больных и раненых воинов Сербии и Черногории, на строительство церквей и школ для переселенцев, на увековечение памяти павших воинов, оказывалась помощь семьям убитых и увечных воинов. Проводились сборы на сооружение памятника Святому Благоверному князю Александру Невскому в Москве, на нужды Православия и русских богомольцев в Иерусалиме и Святой Земле, на сооружение памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде и многие другие нужды.

Биографии настоятелей Никандровой пустыни еще предстоит написать. Пока известны только их имена, но, по-видимому, не все:

Игумены: Святой прп. Никандр (скончался 24 сентября 1581 г.); Исайя (декабрь 1597 г.); строитель Герман (1620-1624 гг.); Сергий (1645 г.); строитель Серапион
(1649 г.); Исайя (1662,1663 гг.); Илларион (1673-1679 гг.); строитель Варлаам (1684 г.); Евгений (февраль 1690 г.); Антоний (1693,1694 гг.); строитель Евгений (1695,1696 гг.); Симеон (1712 г.); Пахомий (1718 г.); Илия (1722 г.); Герман (1733-1738 гг.); Феодосий (1762-1765 гг.); строитель Сосипатр (1785-1794 гг.).

Архимандриты: Геннадий (1794-1805 гг., строитель, архимандрит в 1799-1805 гг); Самуил (1805-1810 гг., переведен в Тихвин); Аркадий (1810-1816 гг, переведен из Коневецкого монастыря); строитель Никандр (1816-1818 гг, переведен в Великие Луки); строитель Иоасаф (1818-23 марта 1827 гг.); архимандрит Афанасий (23 марта 1827-30 марта 1834 гг.).

Игумены: Петр (1834-1836 гг.); Митрофан (1836-1838 гг.); Анатолий (1838-1840 гг.); Амвросий (1840-1843 гг.); Платон (1843-1846 гг.); Анатолий (1847-1849 гг.); архимандрит Вениамин (1850-1853 гг.); строитель Игнатий (строитель в 1854-1856 гг., игумен в 1857-1862 гг., архимандрит в 1865-1869 гг.).

Архимандриты: Серафим (? - ?), Мефодий (1886-1894, переведен в Псково-Печерский монастырь); Никодим (25 мая 1894-26 апреля 1906 гг., переведен в Псково-Печерский монастырь); Владимир (5 мая 1906-1909гг.); игумен Мефодий (10 января 1911 года-1915 гг.); архимандрит Евстафий (1916-?).

На этом сведения о настоятелях Никандровой пустыни перед 1917 годом обрываются. Каждый из них делал все возможное, чтобы о монастыре можно было сказать, что это один из лучших монастырей по благоустройству, церкви имели богатое убранство, к нему вели хорошие дороги. В декабре 1909 года во время пожара сгорели некоторые надворные постройки и сарай, однако от этого бедствия пустынь смогла оправиться. Впереди были тяжелые испытания, которые монастырь перенес достойно.

Советское время.

В 1919 году ревкомом были арестованы три монаха Никандровой пустыни. Поскольку в ходе следствия никакой вины их не установлено, они были отпущены под негласный надзор. На заседании коллегии отдела здравоохранения Порховского уисполкома от 15 июля 1919 года принято решение о вскрытии раки с мощами Преподобного Никандра. Видимо, сразу осуществить свое намерение им не удалось, т.к. в Порховском уезде развернулись боевые действия с отрядами Балаховича, «зелёными». Уездная советская газета состряпала заметку о разгроме Никандровой пустыни отрядами Булак-Балаховича. Каких только обвинений в адрес Балаховича здесь нет!

На самом деле следственной комиссии, прибывшей по поручению Порховского исполкома 31 августа 1919 года, архимандрит Владимир сообщил: «...до прихода белых в Никандровом монастыре были красные, которые портили мосты. Белые их выбили, сделали мосты и ушли в разведку, оставив в монастыре десять человек. А красные в этот момент напали на монастырь, убив белых, приказали всем монахам встать в шеренгу для совершения расправы. Мы не послушались и остались каждый сам на своем месте. В отряде красных было много латышей. В этот момент нагрянули белые, и красные в спешности отступили. С этого момента у нас появился страх, мы боялись, что красные нас расстреляют». Во время боёв гибли и белые, и красные. Всех их монахи отпевали и хоронили вместе. По свидетельству иеромонаха ризничего Николая и послушника Григория Тимофеева, белые пришли в монастырь на Ильин день (2 августа нового стиля) перед вечерней, без боя, входили в церковь, вели себя в монастыре хорошо. Вместе с тем появление такого количества людей в монастыре вызвало забой скота, расход продовольствия, у монахов забрали теплые вещи, но в свидетельствах монахов нет данных об осквернении белыми святынь монастыря. Хотя архимандрит Владимир рассказал комиссии Порховского исполкома такой факт: «... капитан Исаев совал по карманам мелкие серебряные вещи и обругал меня матерным словом. Другие два офицера были очень религиозны и осуждали Исаева, говоря, что у нас много грязи в Белой армии. А после ухода белых вошли красные и забрали от нас весь хлеб, белье, холст. Расписок не давали...».

В монастырь приезжал генерал Балахович. Когда войска стали готовиться к эвакуации в Псков, укладывать вещи им помогали монахи. Было решено эвакуировать мощи преподобного Никандра, его раку, часть ценностей монастыря.

«Сопровождать мощи преподобного в Псков были отправлены иеромонах Флавиан и отец Георгий. Капиталу в монастыре было не более 100 тысяч рублей, он был забран настоятелем, который и увез его в Псков. В церковь на кладбище белые не входили. Библиотека всегда оставалась запертой на замок. Отправки из монастыря было две с интервалом в две недели, последняя перед уходом белых». Ризы с икон были сняты, уложены в ящик и также увезены в Псков. Ризничий Николай сказал также, что несколько риз им были спрятаны в печках еще до прихода белых. Сопровождали мощи в Псков иеромонахи. Таким образом, в руки красных мощи не попали.

Статья М.В.Васильева: Атаман С.Н.Булак-Балахович в Никандровом монастыре в 1919 г. Копия этой статьи на моем сайте.

На сегодня судьба мощей преподобного Никандра неизвестна. В документе 1922 года сказано, что вскрытие мощей Никандра не проводилось, поскольку их забрал отступавший из монастыря отряд Балаховича. Неизвестна сегодня и судьба монастырских ценностей, библиотеки, которые после отступления белых еще оставались в монастыре.

Изъятие церковных ценностей в 1922 году не обошло монастырь. Серебряные подсвечники были целы, хотя, судя по статье в советской газете, белые должны были их увезти. Но теперь пришел их черед. 3 апреля 1922 года Порховское общество изучения местного края просило Псковский губфинотдел, куда стекались изъятые вещи, передать их в музей в Поганкины палаты. Судьба подсвечников неизвестна.

В 1923 году в монастыре еще жили монахи, в 1919 году ими была организована трудовая коммуна «Благовещенская». В ней состояли: священники Василий Андреев, Феодосий Кудрявцев, Иван Ларионов; монахи Павел Фёдоров, Виталий Шаталов, Илия Аполонский, Илларион Григорьев, Николай Макаров, Серафим Васильев, Григорий Филиппов, Аполлос Пиляев, Мелентий Максимов, Петр Осокин, Герасим Егоров, Аверьян Васильев, Николай Карпов, Геннадий Тимофеев, Анатолий Николаев, Сафон Геженко, Александр Фёдоров, Иван Иванов; земледельцы Александр Михайлов, Петр Васильев, Николай Зайцев. В монастырском селе Любовец жили священник Даниил Зверев и псаломщик Иван Зверев. О каждом из них стоит отметка «бедняк». Члены коммуны занимались землепашеством на отведенной им земельной площади. В пустыни на покое проживал архимандрит Владимир (Василий Гиганов), в 1905-1910 годах он был настоятелем Никандровой пустыни. Теперь он находился здесь на покое, ему было уже 73 года. Архимандрит Владимир открыто выступал против грабежа имений, расстрелов, изъятия церковных ценностей, закрытия церквей и монастырей. Причем, делал это не только в проповедях, но и печатал брошюры. В 1922 году его судили за контрреволюционную агитацию, приговорили к 1 году лишения свободы, от наказания он был освобожден по амнистии.

Был создан Уездный союз пастырей и мирян, устав которого даже был зарегистрирован. В Порховском уезде нашелся один обновленческий священник, да и того прогнали верующие (хм. Не из Хохловых Горок?) Всё это не могло пройти мимо внимания властей. Уже повсеместно набирала обороты кампания по закрытию монастырей. 17 октября 1923 года уполномоченный секретного отделения Псковского губернского отдела ГПУ Никитин «рассмотрел» материал о монастыре. В нем проживали 34 монаха в возрасте от 37 до 75 лет. «Реакционный дух монахов Никандрова монастыря и их враждебность к Соввласти не заключалась в стенах монастыря, а раскинулась широко по Порховскому уезду и даже шире: по Псковской губернии и другим местам республики». Архимандрит Владимир назван «настоятелем всех монастырей Псковской губернии» - когда-то он действительно был благочинным монастырей Псковской епархии, настоятелем пустыни, но в настоящее время таковым не являлся. Однако его помнили и знали, признавали авторитет, который он сохранил спустя годы. Теперь, пишет Никитин, «архимандрит Владимир объявил открытую борьбу с Соввластью, не ограничиваясь при помощи остальных монахов только беседами контрреволюционного характера, направленных к свержению рабоче-крестьянского правительства, с посещающими монастырь лицами всех слоев населения, главным образом темного крестьянства, он принялся за писание книг чисто погромного контрреволюционного характера». Далее он цитирует о. Владимира: «Сколько разграблено и сожжено имений, сколько народа пущено на свет Божий нищими без всякого крова, сколько убитых, сколько сирот пущено на произвол судьбы... Теперь уже ясно видно, что время воцарения антихриста уже настает, т.к. отступники уже переполнили меру беззаконий своих, убив царя Николая II, как они писали об этом во всех газетах, они, как враги церкви, открыто объявили войну всему духовенству и начали расстреливать не только священников и дьяконов, но даже епископов, настоятелей монастыре и монахов, а сколько они перестреляли офицеров и дворян...». Горячо выступал архимандрит Владимир против обновленцев, в поддержку Патриарха Тихона. По этому вопросу им специально была написана брошюра. Посещавшие Никандров монастырь крестьяне приносили его слова в свои деревни. Далее Никитин писал: «Враждебность к Соввласти не скрывается. При допросах архимандрит Владимир говорит: «Нахожу Соввласть терпимой, не от Бога данной, а попущением Божием в виде наказания», и далее: «Нахожу борьбу с Соввластью, которую веду, правильной и разумной».

«Преступная деятельность монахов не проходит бесследно, в том, что за 6-летний период существования Соввласти в Порховском уезде отмечалось изобилие бандитов и непримиримость крестьянства с Советской властью, есть значительная заслуга Никандрова монастыря». Далее Никитин приходит к выводу: «дальнейшее существование монастыря является лишь усилением развития контрреволюционной деятельности среди всех слоёв населения, которая вместо прекращения с каждым днем ширится, и что агитация монахов служит раздражением и возмущением темного крестьянства против соввласти, могущего в конце принять более широкие рамки и нанести существенный вред республике», он постановил поднять в Псковском губисполкоме ходатайство о немедленном закрытии Никандрова монастыря. На заседании Псковского губисполкома 22 октября 1923 года принято решение о закрытии Никандрова монастыря, губернскому суду предложено в срочном порядке рассмотреть дело по обвинению архимандрита Владимира и других.

Архимандрит Владимир, протоиерей Михаил Лебедев предстали перед судом. Газета «Псковский набат» заранее обещала, что «на процессе должны выявиться не только характерные черты из быта поповской контрреволюции, но и убожество мысли «ученых», опирающихся на видения юродивых и загробные пророчества», обещаны были и пикантные подробности из быта монахов. Суд проходил в Пскове, в здании театра, с 3 по 5 февраля 1924 года. Билеты на вход в зал суда распространялись через профсоюзы. Однако доказать, что духовенство призывало к открытой борьбе с Советской властью, не удалось. Обвинение вынуждено было требовать только высылки священников, «как социально опасных элементов», из пределов РСФСР или тюремное заключение на 3 года с последующей высылкой из приграничной полосы. Обвинение попыталось доказать связь монастыря с деятелями зарубежного Карловацкого собора, но и это не получилось. Вопросы заседателей, обвинителей были откровенно издевательскими. С нескрываемой иронией задавались вопросы о последнем царе, об образовании подсудимых, притом, что и о. Владимир и Михаил Лебедев были кандидатами богословия. Михаил Лебедев окончил Порховское духовное училище, Псковскую духовную семинарию, Петербургскую духовную академию, служил в Синоде, неоднократно публиковал в «Псковских епархиальных ведомостях» статьи по истории духовного образования в епархии. В Синоде он служил до марта 1918 года, был на советской службе. Узнав о деятельности о. Владимира, приехал в Порхов. В 1921 году, за 3 года до описываемых событий, принял священство, принимал участие в Обществе изучения местного края. Защитниками были проживавший в Порхове юрист Сергей Александрович Квашнин-Самарин и Гирро-Серинский (Гирро-Сыринский). В 1921 году С.А. Квашнин-Самарин привлекался особым отделом ВЧК «за контрреволюцию». Присутствовали на суде т.н. «эксперты», «представители различных течений церкви».

Суд очень рассчитывал на одного такого «эксперта» - священника обновленца Красницкого. Он представлял сторону обвинения в 1922 году по делу Петроградского духовенства, в итоге были расстреляны 4 священника, в том числе митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. На суде в Пскове он также выступил с изложением личного мнения: монастыри прежде были оплотом самодержавия, а ныне это гнездо контрреволюции. Это подхватил один из обвинителей: «контрреволюционная сущность установлена и поэтому подсудимые должны нести заслуженное наказание».

Следует отдать должное защитникам: они сделали всё, чтобы доказать нелепость обвинений. В эти дни газета «Псковский набат» с возмущением писала об «опытных старых спецах юристах», которые мешают торжеству революционной законности. Проскочило в печать и сообщение о том, что речь защитников встречалась аплодисментами части присутствовавших на процессе. В итоге приговор суда таков: «Гиганова подвергнуть заключению на 3 года без строгой изоляции, но, принимая во внимание преклонный возраст, понизить наказание до 6 месяцев, с зачетом предварительного заключения с 22 сентября 1923 года. Лебедеву - 1 год заключения условно. Как социально опасные лица, Гиганов и Лебедев подлежат высылке из пограничных областей на 3 года». Судьба архимандрита Владимира неизвестна. Священник Лебедев после окончания высылки вернулся в Порхов. В 1928 году его арестовали вновь за поездку с архиереем на станцию Дно для освящения храма. Особое совещание при коллегии ОГПУ 16 ноября 1928 года вновь лишило его права проживания в пограничной полосе. Реабилитирован Михаил Лебедев только в 1996 году. Судя по проскользнувшим в печать отзывам стороны обвинения, планировалось использовать этот процесс против епископа Псковского и Порховского Варлаама (Ряшенцева).

В 1924 году Псковский губисполком отклонил ходатайство верующих Александровской волости Порховского уезда об открытии в храме Никандрова монастыря приходской церкви.

Согласно сведениям 1924 года, все леса пустыни были переданы лесничеству. В том же, 1924 году, коммуна «Благовещенская» была ликвидирована, все монастырское имущество было передано школе крестьянской молодежи. Постановлением президиума Псковского губисполкома от 1 декабря 1925 год Порховскому уисполкому разрешено использовать закрытую домовую церковь монастыря «для нужд школы крестьянской молодёжи». 14 февраля 1927 года губисполком принял решение о продаже кладбищенской церкви Никандровой пустыни. 23 марта 1929 года Псковский окрисполком принял решение: «Признать необходимым башенные часы бывшего Никандровского монастыря перевезти в Псков». Через месяц, 27 апреля, еще одно решение: «Разрешить установку часов на Доме советов в городе Пскове. Отпустить на возведение башни и установку часов... 1600 рублей». Никандрова пустынь была уничтожена большевиками.

Крест на кладбище Никандровой пустыни.

4 сентября 1926 года верующие деревень Ядреево, Яблонька, Большие Вязищи, Козлово, Лентьево, Лютовичи, Борок-Худокино Порховской волости, строившие на добровольные пожертвования «с разрешения губернских властей» в деревне Ядреево новую церковь, обратились за помощью в Порховский уисполком. Они писали, что нуждаются в приобретении иконостаса. «Между прочим, как нам известно, что в закрытой Никандровой пустыни имеются таковые. Почему убедительно просим разрешить нам на основу существующего положения перенести один иконостас из церкви, которая на кладбище, и оттуда же взять 3 иконы, престольный столик и деревянное клиросное ограждение. Кроме того, просим разрешить снять с Геннадиевской церкви Райские двери и из иконостаса вынуть все иконы, а также взять все иконы, которые находятся в этой же церкви, а также взять свечной шкафик и свободные от икон три киота, с отнесением всех расходов, могущих быть при этом, за наш счет». Подписали заявление члены строительной комиссии М. Матвеев, И. Григорьев. Порховский уисполком, подумав, 19 января 1927 года обратился в Псковский губернский административный отдел: «этой (т.е. кладбищенской - НК) церковью, давно закрытой, никто не пользуется, равно как и самим кладбищем, из церкви все внутреннее оборудование разобрано, остался только остов церкви, обшитый с внутренней и наружной стороны тёсом, под железной крышей, которая требует ремонта и окраски, следовательно, церковь, если оставить стоять и дальше в таком же виде, то она будет еще более разрушаться и терять в стоимости, а, следовательно, её использовать следует теперь же, не допуская ее окончательного разрушения».

Уисполком запросил согласия губернских властей на продажу церкви. Административный отдел, в свою очередь, 5 марта 1927 года направил в президиум губисполкома секретное послание: «... принимая во внимание, что означенные вещи никакой ценности из себя не представляют и не могут быть проданы с торгов, и что за отсутствием средств не могут быть вывезены в г. Порхов для уничтожения, а также не представляется возможным уничтожить их на месте без того, чтобы об этом не узнало местное крестьянское население, что вызовет оскорбление их религиозных чувств, адмотдел губисполкома полагает возможным выдать верующим просимые ими предметы за наличный расчет по оценке ...». Приписка в конце письма сообщала, что губернский отдел ОГПУ с изложенными доводами не согласен. Наконец, 8 марта 1927 года, президиум губисполкома сообщил, что к передаче общине иконостаса, икон «и некоторых вещей религиозного значения ... препятствий не имеется». Что было дальше - неизвестно, Ядреевская церковь не сохранилась. Возможно, иконы Никандрова монастыря разошлись по другим церквам.

Но монахи Никандрова монастыря не сдавались, они остались верны своему обету. В разоренном монастыре, в окрестных сёлах, они совершали церковные службы, устраивали крестные ходы. В 1928 году в газете «Псковский набат» появилась заметка о крестном ходе, совершенном монахами, в бывшем монастырском селе Любовец ими открыта церковь. Окрисполком послал своих представителей на место и, заслушав их отчет, 9 ноября 1928 года принял решение: «Произвести окончательную ликвидацию монастыря, для чего поручить адмотделу (административному отделу - НК) изъять из него всё имущество, относящееся к религиозному культу (иконы, подсвечники и пр.). Поручить Порховскому райисполкому приступить к переговорам о возможной реализации церковного здания, а также принять меры к выселению оставшихся бывших монахов».

Монастырские строения были проданы 56-й стрелковой дивизии на кирпич. В 1941 году первая же бомбардировка немцев уничтожила казармы, построенные из монастырского кирпича.

Недалеко от монастыря в деревне Замушки, связанной с именем преподобного Никандра, еще в 2003 году проживала Клавдия Ивановна Белова. Она родилась в 1909 году, видела монастырь благоустроенным, процветающим, видела его разрушение, и стала очевидцем его возрождения. Вот её рассказ об «окончательном» закрытии монастыря: «На выселку их (монахов - НК) провожали. Многих забрали батюшек, много было и старых, они уже не могли работать и служить. Старенькие, горбатенькие стали, а принесут им еды из деревни, так рады, как дети малые. Боже ж ты мой, говорят, они, бедненькие, с голоду потом помёрли. А когда в Псков везли последнего батюшку, то бабы плакали просто навзрыд - на весь народ плакали. И батюшка-то больной был, благословил всех и прощения просил: «Прощайте, миленькие мои. Прощайте, простите меня», а сам всё плакал и плакал...».

Но история Свято-Благовещенской Никандровой пустыни не закончилась. Она не была забыта ни Богом, ни людьми, сюда всё равно шли верующие люди. В годы Великой Отечественной войны усилиями Псковской Православной миссии здесь совершались богослужения, была сделана попытка возродить монастырь. Сюда был назначен игумен Андрей (Тишко), однако он вскоре скончался от тифа.

Статья Попытка открытия Никандровой пустыни в 1946-1947 гг.

Шли годы. От прекрасной благоустроенной обители с хорошо налаженным хозяйством, которое позволяло помогать страждущим, жертвовать немалые средства на благотворительные цели (сейчас бы сказали на социальные цели), до наших дней дошли монастырское кладбище, часть наружной ограды, развалины главного собора, колокольни, настоятельского дома. Еще уцелела аллея из туй, которая когда-то были посажена монахами. Но в народе всегда жила память о святых местах, несмотря на запреты, сюда шли на поклонение, по-прежнему была целебной вода в святых источниках.

Новое время.

По доброй воле руководителей Порховского лесхоза была построена новая деревянная часовня в память Святого Никандра. В 2000 году архиепископ Евсевий благословил послушника Крыпецкого монастыря Владимира Федорова на регистрацию устава, создание православной общины. 15 февраля 2000 года в Порховском районе была зарегистрирована новая организация: "Приход храма Преподобного Никандра Псковского".

29 мая 2001 года в Псковском областном Собрании депутатов состоялось заседание «круглого стола», посвященного воссозданию Никандровой пустыни. Горячее участие в возрождении пустыни принял заместитель председателя Собрания Борис Полозов, начальник научно-производственного центра по охране памятников Василий Михайлович Мусийчук, редактор отдела газеты «Новости Пскова» Олег Васильевич Константинов, воины Псковского гарнизона, особенно десантники 76-й дивизии ВДВ.

Газета «Новости Пскова», в свою очередь, организовала акцию сбора средств на восстановление монастыря под наименованием «именной кирпич». Владыка Евсевий назначил инока Гавриила строителем пустыни.

В 2002 году освящен деревянный монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших». Он стал первым храмом возрождающейся пустыни. Построен храм на месте бывшей монастырской часовни в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

В 2005 году освящен еще один деревянный храм - в честь Царственных Мучеников. Этот храм построен на месте бывшей церкви Святого Геннадия, Патриарха Цареградского.

Наконец, 7 октября 2006 года, в день памяти Преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца, после литургии в церкви Царственных Мучеников, архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием торжественно освящен закладной камень восстанавливаемого главного собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он возводится из кирпича на том месте, где когда-то возвышался древний Благовещенский собор. Строители стараются максимально воспроизвести внешний вид старого собора. 9 февраля 2010 года состоялось освящение и подъём куполов на строящийся Благовещенский собор. Чин освящения куполов совершил митрополит Евсевий с сослужившими ему наместником обители игуменом Спиридоном и духовенством епархии. 7 октября 2010 года митрополит Псковский и Великолукский Евсевий освятил новый Благовещенский собор.

В 2005 году построены деревянные церкви иконы Божией Матери «Знамение» в селе Дубровно и церковь Святых Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев в селе Любовец. Обе церкви ныне приписаны к Никандрову монастырю.

Заново построены все часовни на святых целебных источниках вокруг монастыря. Первой была построена часовня на источнике Преподобного Никандра. В 2005 году построена часовня с купальней на источнике Преподобного Александра Свирского, на источнике Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, на «глазном» источнике, воды которого помогают при глазных болезнях. При монастыре действует странноприимный дом. Сегодня в пустынь стекается на богомолье множество народа. Но особенно многолюдно бывает 7 октября, когда, несмотря на погоду, в Никандрову пустынь стекаются тысячи православных не только Псковской области, но и из соседних областей, из-за рубежа.

 

Последнее редактирование - 12 сентября 2019 года.