Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Лужского уезда » Павы, ц.Покрова Пресв.Богородицы

Print

Павы, ц.Покрова Пресв.Богородицы.

Метрические книги и исповедные росписи прихода:

Копии метрических книг с familysearch.org (которые хранятся в Псковском областном архиве) можно найти здесь. 1871-1912 гг., нет 1911 г.
Много метрик 18-19 веков Павского прихода можно найти в онлайн доступе в АИС ЦГИА С-Пб за небольшую плату.
Кроме метрических книг, в ЦГИА есть исповедные росписи прихода, возможно, скоро они будут опубликованы на сайте архива (тоже за небольшую плату).


Сведения в Порховском краеведческом музее:

О церкви Покрова Пресвятой Богородицы, о деревнях прихода на сайте Порховского краеведческого музея.

Опись документов храма в Павах (ссылка ведет на генеалогический форум).

На XVI Порховских краеведческих чтениях (28 сентября 2019 года) был сделан доклад:
Серова Дарья Викторовна, студентка кафедры теологии ПсковГУ.
«Церковно-приходские документы Покровской церкви села Павы в фондах Порховского краеведческого музея».

Сведения в РГАДА:

Фонд 1209, опись 1, дело 8602.
Сказки о помещиках … Шелонской пятины Залесской половины в погостах ... Павском, ... переписи Силы Осиповича Корсакова. 1711 г.
Есть в наличии.

Фотографии:

Дополнительная информация:

Из группы ВК "Павская волость (Павы):

В древние времена всю северную часть Псковской области занимали финские племена. У Новгородцев общим названием финских племен была чудь. Отсюда, например, названия: Чудской бор, Чудское озеро, Чудная Горка и другие. Старинные Новгородские племена, селясь среди чуди, могли заимствовать финские названия, а также в своих названиях могли отличать что-то относящиеся к жизни и быту финских обитателей местности. Вероятно, примером первого типа могут являться Павы.

Павы – очень древнее поселение. В старинном новгородском наречии было слово «Pauni», что означает ложбинка или низина с небольшим озером или речкой.

К первому поселению относится около десяти дворов в Новгородском княжестве (на месте О. Ершовой, Логиновых, Гранёвых, Кисткиных). В то время вся земля делилась на пятины. Поселение Павы относилось к Лужской пятине, от деревни Студенец (Шелонская пятина) простиравшейся до Лудонь, принадлежала князю Павскому, который дважды бывал в этой местности. Князю приглянулись широкие поля, река Ситня, непроходимый лес, окружающие озёра, и он приказал строить первое в этих местах деревянное укрепление – крепость. С разных концов княжества сюда стали съезжаться люди, которых стали называть Павскими, по фамилии князя. Так от первых поселенцев со временем выросло большое село Павы, а также окружающие деревни: Заречье – за рекой; Замошки – за мошком; Червище – черви ищи, для постройки нового жилья; Веретье – умельцы, изготавливавшие первые веретёна; Бахуни – бахали они, тяжелый труд, трудоёмкая работа с плеча; Залазы – укрепление или преграда от медведей, воровавших барский овёс; Воробино – излюбленное место воробьёв; Турея – река Турейка; Хредино – первоначально, обилие хрена; Павицы – помещик Павин; Теребуни – теребили они. Уже в глубокой древности главнейшими занятиями жителей этой местности были скотоводство и подсечное земледелие. Кроме того, жители промышляли охотой и рыболовством. Пашни и покосы отвоёвывали у леса, который надо было вырубать, сжигать, выдирать пни. Подсечная пашня приносила хороший урожай в течение 3–4 лет. Так первыми поселенцами прокладывался тракт от деревни к деревне. Если деревня Свини-Всини, принадлежавшая к Павскому погосту, существовала на карте в 1400 году, то село Павы было образовано на много раньше, до 1200 года, до Ледового побоища 1242 г.

В Павах было три улицы: Вольная, Церковная, Табачная – Барская слобода, и позднее возник «Конечок». Улица Табачная, получившая название от большого посева и употребления табака, принадлежала помещику Ермолову. На углу Церковной и Табачной улиц находился кабак, здесь собиралась деревенская беднота, до помещика Ермолова крестьянами управлял Васильчиков. Крестьяне отзывались от нем, как о хорошем человеке. Ермолов же был татарином, он грубо относился к людям. Из Пав три семьи были высланы в лес, они образовали новую деревню – Дубково. Безземельным крестьянам приходилось заниматься дегтярным промыслом – гнать деготь из берёзы. По манифесту 1861 г. Ермолов освободил крестьян, однако земли они получили очень мало и, в основном, земля им досталась плохая. Урожаи были низкими, крестьяне жили бедно. На Табачной улице зачастую случались пожары.

Со временем Табачная улица переселилась в конец улицы Вольницы, получившей название «Конечок». Раньше здесь селились крестьяне-ремесленники, поселившиеся вольно за выкуп у хозяев, они не платили пошлину. На Церковной улице жили служители церкви. Первую деревянную церковь в народе называли «домовня».

Последнее редактирование - 31 июля 2020 года.