Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Великолукского уезда » Великие Луки, Вознесенский монастырь

Print

Великолукский Вознесения Господня женский монастырь (Вознесенский монастырь).

Фонд в ГАПО и документы, хранящиеся в нем:

Cайт Псковского областного архива:
В 1675 году митрополит Новгородский Корнилий по челобитной монахинь разрушенного литовцами Введенского монастыря приказал в городе Великие Луки на месте упраздненного в 1632 году Ильинского мужского монастыря выстроить Вознесенский девичий монастырь. Первые постройки монастыря были деревянными, во время пожара в 1719 году они сгорели. С 1724 года началось строительство каменных зданий. Для этого использовались средства денежной казны и добровольные пожертвования.

В 1750 году старанием игуменьи Маргариты на территории монастыря была построена каменная во имя Вознесения Господня церковь с двумя приделами: Святого Пророка Илии и Святых Благоверных князей Бориса и Глеба. Тогда же монастырь был обнесен каменной оградой, построены деревянные сестринские кельи и каменные настоятельские, кухня, прачечная, караульная, сарай, конюшня и сеновал. Согласно положению, принятому 26 февраля 1764 года, по штату в Вознесенском девичьем монастыре могли проживать: игуменья, казначея и 15 штатных монахинь. Так, в 1764 году в Вознесенском монастыре проживали: игуменья Маргарита, казначея Александра и 15 монахинь. На содержание монастыря получали из казны 531 рубль 80 копеек по штату от 26-го февраля 1764 года. В 1779 году в Вознесенском монастыре под присмотром игуменьи Феодосии и казначеи Анастасии проживали 15 монахинь преклонного возраста. Кроме того, в 1779 году сверх штата в монастыре проживали: вдова поручика Наталья Иванова, вдова майора Пантелеева - Евдокия, дочь погибшего на поле брани капитана Гаврила Никитича Низовцева - Анна. В монастырском храме в 1802 году службу вели: священник Фома Косьмин, диакон Федор Фомин, диакон Василий Иванов, пономарь Стефан Симонов.

В 1814 году настоятельницей Великолукского третьеклассного девичьего Вознесенского монастыря была игуменья Агния. При храме Вознесения состояли: священник Стефан Матвеевич Солавский, священник Григорий Ефимович Дегожский, дьякон Федор Фомин, дьячок Василий Иванов, пономарь Петр Федоров.

Согласно именному, данному Синоду указу от 6 мая 1788 года "О разделении епархий сообразно с разделением губерний" границы Псковской епархии были установлены в соответствии с границами губернии. С 1788 года Великолукский Вознесенский третьего класса девичий монастырь находился в составе Псковской епархии, которую возглавил архиепископ Псковский Иннокентий, настоятельницей Вознесенского монастыря была игуменья Анастасия.

На основании указа Святейшего Синода от 24 марта 1799 года благочинный над монастырями архимандрит первоклассного Псково-Печерского монастыря Венедикт 11 февраля 1823 года посетил с проверкой Великолукский третьеразрядный девичий Вознесенский монастырь. Настоятельницей монастыря являлась игуменья Ксенофонта, казначеей монастыря - Анна Горбунова. В монастыре проживали: 4 монахини и 14 послушниц, определенные указами. При монастырском храме числились священники: Алексей Алексеевич Сперанский, Игнатий Пикалев и дьячок Алексей Покровский. Отчет архимандрита Венедикта о проведенной проверке состояния самого монастыря и приходорасходных книг был представлен архиепископу Псковскому, Лифляндскому и Курляндскому Евгению 27 февраля 1823 года.

В заседаниях Великолукского духовного правления в 1824 г.; принимал участие священник Вознесенского девичьего монастыря Игнатий Пикалев. В состав Великолукского духовного правления в 1828 году входил священник Вознесенского девичьего монастыря Алексей Алексеевич Сперанский.

С разрешения Псковской духовной консистории от 23 февраля 1826 года за №1536 в Вознесенском монастыре ежегодно проводился крестный ход 24 октября в день особо чтимой иконы Богоматери Всех скорбящих радосте.

По приказанию архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского Мефодия от 20 мая 1827 года в Вознесенском монастыре в приделе Святого Пророка Илии были начаты ремонтные работы на отпущенные из казны средства. В приделе был заменен иконостас, вместо деревянных потолков были сделаны каменные своды, крышу покрыли железом и покрасили. Работы по ремонту велись под присмотром игуменьи Ксенофонты и казначеи Анны Горбуновой, в 1829 году ремонт был завершен. Одновременно с ремонтными работами в храме шло строительство в самой обители. Был построен одноэтажный каменный настоятельский дом в шесть комнат. Возвели два сестринских корпуса: один на западной стороне, он имел двенадцать комнат, другой - на южной стороне, он имел десять комнат. Были построены два каменных сарая с деревянными хлевами, ограда, отделявшая сад от монастыря, большие ворота со стороны торговой площади, свечная лавка, караульные помещения при воротах, построены трое каменных ворот и две калитки. Одновременно укрепили колокольню, которая находилась на Вознесенской церкви. На колокольне висело девять колоколов. На самом большом колоколе имелась надпись: "10 февраля 1828 года вылит этот колокол в Великолукский Вознесенский девичий монастырь при державе государя императора Николае 1 старанием и усердием игуменьи Ксенофонты, в Москве на заводе Николая Самуина, весом 188 пудов 37 фунтов (более трех тонн), лил мастер Аким Воробьев". 2-й по величине колокол весил 63 пуда, 3-й - 34 пуда, 4-й и 5-й по 12 пудов, 6-й - 2 пуда, 7-й - 1 пуд, 8-й и 9-й - менее пуда.

В 1833 году Великолукском девичьем монастыре в храме Вознесения Господня службу вели: священник Алексей Алексеевич Сперанский, священник Тимофей Михайлович Ратьковский, диакон Николай Николаевич Перновский, дьячок Алексей Михайлович Покровский. Пономарь - Иван Иванович Цветков.

В 1834 году на средства великолукской помещицы Анны Дубровиной старанием игуменьи Колисфении в приделе Бориса и Глеба был установлен новый иконостас. В приделе Св.Пророка Илии, перед образом Рождества Христова хранились частицы мощей Святого Священномученика Харлампия, они находились в серебряном ковчеге, который находился в стеклянном футляре на медном постаменте. На одной стороне ковчега была сделана надпись о том, что этот ковчег с благословения епископа Псковского и Лифляндского Нафанаила был устроен стараниями игуменьи Колисфении с сестрами в 1840 году.

В 1835 и 1838 царскими указами монастырям, в том числе и великолукским, полагалось отвести в пользование от 50 до 150 десятин земли. Так монастырь обзавелся значительными земельными владениями, расположенными не только в Великолукском уезде. Монастырь имел крупное хозяйство. Сестры монастыря и послушницы занимались обработкой садов и огородов, уходом за скотом.

В 1853 году в храмах Вознесенского девичьего монастыря службу вели: священник Тимофей Михайлович Ратьковский, священник Самсон Федорович Богоявленский, диакон Семен Васильевич Рудаков, дьячок Андрей Михайлович Ивановский, пономарь Андрей Васильевич Богоявленский.

С 1855 года настоятельницей Вознесенского девичьего монастыря была назначена игуменья Палладия - 50 лет от роду, казначеей монастыря стала монахиня Филарета - 48 лет. В это время в монастыре проживали 16 монахинь преклонного возраста и 12 послушниц от 18 до 48 лет. В 1856 году стараниями настоятельницы монастыря Палладии стены Вознесенского храма заново были расписаны историческими сюжетами, был обновлен иконостас, крыши монастырских построек были покрыты новым железом. На эти ремонтные работы было израсходовано 11000 рублей, в основном это были добровольные пожертвования. В 1860 году был обновлен иконостас в приделе пророка Илии. Стены двух приделов, трапезной и крыльцо были расписаны историческими картинами. На эти работы было затрачено 5000 рублей родственников игуменьи Палладии, тайных благотворителей и великолукского купца Ивана Николаевича Побойнина, ставшего впоследствии иеросхимонахом Оптиной Пустыни - Иеронимом.

В двух верстах от города в 1868 году по инициативе игуменьи Палладии в память посещения города Великие Луки Афонскою святыней была построена часовня во имя Священномученика Харлампия и Великомученика Пантелеймона, которая принадлежала Вознесенскому девичьему монастырю. Богослужения в часовне ежегодно свершались: 10 февраля в память Священномученика Харлампия, 27 июля в память Великомученика и целителя Пантелеймона, 2 сентября в память об отправлении Афонской святыни из города в 1866 году. В этот день свершался из монастыря и крестный ход.

При игуменьи Палладии в монастыре были продолжены строительные работы. Так на северной стороне монастыря находился одноэтажный каменный корпус из восьми комнат, в 1867 году над ним надстроили второй деревянный этаж, одновременно были построены два деревянных флигеля на средства родственников игуменьи Палладии и монахини Мартирии.

В Вознесенском храме монастыря хранилась частица мощей Святого Великомученика Пантелеймона, переданная по настоятельной просьбе игуменьи Палладии от русского монастыря Великомученика Пантелеймона на Афоне, о чем имелось свидетельство от 12 марта 1874 года. Частица эта находилась в маленьком серебряном с позолотой ковчеге, вложенном в приготовленную для того икону Святого Пантелеймона, что была поставлена в Вознесенском храме за левым клиросом, в зимнее время киот с мощами и иконою переносили в теплую церковь.

В 1876 году к Вознесенскому девичьему монастырю была приписана городская кладбищенская церковь во имя Казанской иконыБожьей Матери с двумя приделами: Всех Святых и Апостолов Петра и Павла. Церковь была построена в 1821 году на средства титулярного советника Григория Нечаева. В 1881 году к ней была пристроена каменная ризница, одновременно с этим был обновлен иконостас, стены храма были расписаны, все работы были проведены под присмотром игуменьи Палладии на добровольные пожертвования прихожан. При храме была построена колокольня, на которой крепились 7 колоколов. Самый большой имел вес 150 пудов, согласно надписи на колоколе, он был отлит в Ярославле 6 ноября 1842 года на деньги великолукского купца Михаила Савича Глодовского. Второй по весу колокол был изготовлен в Москве Николаем Симгиным, имел вес 45 пудов. Третий колокол весом 4 пуда с надписью "Самгиным"; 4-й колокол весом 1 пуд, 5-й, 6-й, 7-й маленькие колокола без указания веса и надписей. Престолов в ней было три: во имя Казанской иконы Божьей Матери; в южном приделе - во имя всех Святых; в северном приделе - Святых Апостолов Петра и Павла. Богослужение свершалось лишь в храмовый праздник. При церкви имелась деревянная сторожка. Ежегодно бывало два крестных хода из городского Воскресенского собора: в 1-ю неделю Всех Святых; 8 июля в день празднования явления иконы Казанской Богоматери.

До 1876 году в Великолукском девичьем третьего класса Вознесенском монастыре было пять членов причта: два священника, диакон, дьячок и пономарь. Согласно указу от 15 октября 1876 года при женском монастыре было положено иметь: настоятеля храма, помощника настоятеля, двух псаломщиков. В 1876 году в Вознесенском монастыре службу вели: настоятель храма - священник Александр Александрович Лавров, он окончил курс Псковской духовной семинарии, в 1860 году архиепископом Псковским и Порховским Евгением был определен в священники храма Вознесения Господня Великолукского девичьего монастыря. Помощником настоятеля храма являлся священник Клавдий Михайлович Тихомиров, он окончил курс Псковской духовной семинарии, в 1874 году епископом Псковским и Порховским Павлом был определен помощником священника храма Вознесения Господня. При храме был псаломщик-диакон Николай Мутовозов, он окончил курс Псковской духовной семинарии, в 1876 году епископом Псковским и Порховским Павлом был определен в диаконы храма Вознесения Господня. Псаломщик Андрей Васильевич Богоявленский обучался в Великолукском духовном училище, с 1846 года был назначен псаломщиком в Вознесенский монастырь. Сверхштатный пономарь Филипп Васильевич Цвинев обучался в Великолукском духовном училище, в 1860 году указом Московской духовной консистории был определен в Вознесенский монастырский храм на место пономаря. Все священнослужители проживали в своих домах на территории города. По указанию Синода от 20 апреля 1876 года на содержание священнослужителей в монастыре была назначена от казначейства сумма в 420 рублей: настоятелю - 180 рублей, помощнику настоятеля - 120 рублей, двум псаломщикам полагалось по 60 рублей каждому.

Рядом с монастырем, на Вознесенской площади на средства, собранные горожанами в 1881 году, была поставлена чугунная часовня во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, в память о кончине государя императора Александра П. Часовня была поставлена на постаменте из тесаного камня, вокруг часовни по краям панели были размещены девять чугунных колонн, соединенных чугунными цепями. Богослужения в ней свершались: 23 ноября - в память князя Александра Невского, 1-го марта - в день кончины государя Александра П проходила панихида.

В 1884 году по распоряжению епархиального начальства в монастыре на воспитании находилось восемь девочек-сирот из лиц духовного звания.

В монастыре была своя библиотека, где находились книги религиозного содержания, богослужебные книг, имелись книги исторического содержания. Кроме того выписывали журналы "Творения Св. Отец" с 1843 по 1863 годы; "Духовная беседа" с 1864 по 1870 годы; "Домашняя беседа" с 1864 по 1869 годы; "Православный собеседник" с 1868 по 1870 годы; "Душеполезное чтение" с 1892 года; "Церковные ведомости" и "Псковские епархиальные ведомости" выписывались постоянно. Для чтения дома книги выдавались под расписку.

С 1854 года по 1892 года - 38 лет настоятельницей монастыря являлась игуменья Палладия (урожденная Анна Степановна Юревич), много сделавшая для развития и процветания Вознесенского девичьего монастыря.

С 1892 года после смерти игуменьи Палладии во главе монастыря стала игуменья Людмила ( в миру Любовь Павловна Колпакова), казначеей монастыря - монахиня Аполинария ( в миру Александра Ивановна Зазерская).

В 1894 году в монастыре был построен деревянный двухэтажный флигель из шестнадцати комнат с отделением монастырской больницы на три кровати. В 1896 году при монастыре была открыта лавка, она размещалась в монастырской ограде. В лавке в пользу монастыря продавались изделия монастырских рукодельниц - изделия вышитые гладью, шелком, золотом, сотканные на ткацких станках коврики, испеченные в монастыре просфоры. В лавке продавались небольшие иконки и книги религиозного содержания.

В 1898 году каменный сарай монастыря был надстроен каменным помещением для ковровой и живописной мастерских. В 1902 году живописная мастерская была переведена в новое здание. Надстройка была переделана на одну малую и две больших комнаты и светлую переднюю. В этих помещениях в 1902 году была устроена церковно-приходская школа, которую посещали 42 девочки.

В 1902 году на содержание монастыря из казны выделялось 531 рублей 80 копеек. Из них на жалование игуменьи полагалось - 28 рублей 59 копеек, казначеи - 8 рублей 58 копеек и 15 монахиням по 5 рублей 78 копеек. Пособий от казны на хозяйственные надобности монастырь не получал. От мельницы, рыбных ловель монастырь в 1902 году имел - 228 рублей 69 копеек, которые расходовались на еду. На нужды монастыря: дрова, вино, просфоры в 1902 году израсходовали 8 рублей, на ремонт храмов, домов и содержание ризницы - 57 рублей, на наем служителей - 115 рублей. Певчим платили 133 рубля, в пользу причта - 606 рублей 75 копеек, для раздачи нищим было израсходовано 3 рубля 80 копеек. В хозяйстве монастыря содержали 40 коров, имелись сенокосы. На деньги от земли и молочного хозяйства монастырь имел 2600 рублей в год.

В 1906 году при храме Вознесения Господня по штату было определено 3 священника. В 1910 году в монастыре вели службу: 1-й священник - Клавдий Васильевич Вознесенский, окончил курс Псковской духовной семинарии в 1886 году, службу в Вознесенском монастырском храме вел с 1895 года. Одновременно состоял законоучителем в Великолукском городском училище и при доме трудолюбия, являлся членом попечительного совета женской гимназии. 2-й священник - Дмитрий Андреевич Кляровский, он окончил курс Псковской духовной семинарии в 1886 году, с 1909 года вел службу в монастыре. Он был избран членом правления Великолукского духовного училища. 3-й священник - Михаил Клавдиевич Тихомиров, он окончил курс Псковской духовной семинарии в 1900 году, с 1906 года служил в монастырском храме. Состоял законоучителем и заведующим Вознесенской церковно-приходской школы. Был избран членом правления Великолукского духовного училища. При Вознесенском храме состояли два псаломщика: Николай Васильевич Рудаков, обучался в Порховском духовном училище, Филипп Васильевич Цвинев, обучался в Великолукском духовном училище. Священники и псаломщики проживали с семьями в своих домах на территории города. В штате монастыря в 1910 году числились: игуменья Людмила, казначея Аполинария, 16 штатных монахинь, 16 сверхштатных монахинь, 76 рясофорных послушниц, 57 послушниц-белиц, 10 призреваемых девочек-сирот.

В 1910 году на содержание церковной школы, которая размещалась в собственном доме, из средств монастыря выделялось 724 рубля.

Краевед А.П.Лопырев в начале ХХ века о игуменье Людмиле и Вознесенском монастыре писал: "Это была одна из выдающихся игумений монастыря, под ее руководством Вознесенский монастырь стал одним из крупнейших в России; в 1910 году в нем было 167 монахинь и послушниц. Это был многолюдный и богатый монастырь: его неприкосновенный капитал в виде банковских билетов составлял 76 000 рублей. Годовой доход монастыря был 16 000 рублей. В монастыре действовала церковно-приходская школа на 50 девочек, приют для пяти девочек - сирот, богадельня и своя монастырская больница. Была живописная и ковровая мастерские".

В 1918 году Вознесенский монастырь был закрыт, а его обитатели высланы в деревню Баландино, где была основана одна из первых коммун. В монастырских постройках разместились воинские части, семьи железнодорожных рабочих и служащих, уездный союз сельскохозяйственных кооперативов. Вознесенская церковь, согласно договору с общиной верующих продолжала действовать недолго. 24 марта 1924 года Великолукский уисполком принял постановление: "Учитывая, что надобности в церкви бывшего Вознесенского монастыря в целях удовлетворения религиозной потребности вовсе не ощущалось, т.к. церквей в городе вполне достаточно, признать необходимым ее закрыть, передав имущество группе верующих, а освободившиеся помещения приспособить под культурно-просветительные учреждения и другие организации". Президиум Псковского губисполкома 4 июля 1924 года постановил: "Учитывая потребность в помещениях для оборудования объединенного рабочего клуба и для организации культурно-просветительной работы среди призреваемых граждан и инвалидов, а так же наличие других храмов, обеспечивавших удовлетворение религиозных потребностей, церкви бывшего Сергиевского и Вознесенского монастырей в городе Великие Луки закрыть.

Сайт Псковской епархии:
В 1821 году великолучанин Стефан Троицкий попытался восстановить изначальную историю Вознесенского монастыря. В древности на Торговой стороне Великих Лук, недалеко от Богоявленского собора, находился Введенский девичий монастырь. Когда, кем, по какому случаю монастырь построен, какое в нём было настоятельство - неизвестно. В челобитной монахинь митрополиту Новгородскому и Великолукскому Питириму сказано, что строения монастыря были прежних царей. В Смутное время, в 1611 году, он был разорён поляками и литовцами, «помогавшими» Лжедмитрию. Место это после разорения монастыря называлось Космодемьянским Боевищем. В 1620 году воевода Григорий Кокорев отдал это место для строительства нового соборного храма Николая Чудотворца Плиского и под дворы и огороды четырёх священников и причетников Плиского храма. Старицы Введенского монастыря скитались, бесприютные, по городу, не имея пристанища. В 1675 году по челобитной тех стариц митрополит Новгородский и Великолукский Корнилий своей грамотой игумену Великолукского Троице-Сергиева монастыря Варлааму отдал им для жительства опустевший от разорения литовцами мужской Ильинский монастырь, переименовав его в женский. Двух последних монахов Ильинского монастыря велено перевести в Троицкий Сергиев монастырь. На месте упразднённого монастыря был выстроен Вознесенский девичий монастырь. Этой же грамотой старицам бывшего Введенского монастыря велено избрать из своей среды крепкого жития старицу, которой и передать по описи всё церковное и монастырское имущество. Первой строительницей монастыря стала Анисья.

С момента основания монастырь находился в составе Новгородской епархии и Новгородских земель, с 1727 года - в составе Новгородской губернии и Новгородской епархии. Указом императрицы Екатерины II от 24 августа 1776 года образована Псковская губерния, с этого времени город Великие Луки с уездом вошел в состав Псковской губернии. Согласно указу Екатерины II Святейшему Синоду от 6 мая 1788 года «О разделении епархий сообразно с разделением губерний» Великолукский Вознесенский третьего класса девичий монастырь вошел в состав Псковской епархии.

В 1683 году по челобитной игуменьи Мавры с сёстрами грамотой митрополита Новгородского и Великолукского Корнилия позволено на месте обветшавшей церкви Нерукотворенного Образа Спасителя бывшего Ильинского монастыря построить новую церковь. В 1692 году церковь построена на вклад великолукского посадского человека Игнатия Базова. Одновременно по Новгородской епархии разрешен сбор средств на церковную утварь. В 1700 году игуменья Ираида обратилась к митрополиту с прошением о построении новой деревянной церкви Вознесения Господня с приделами. Позволение митрополита было получено, но по неизвестным причинам строительство не осуществлено. Церковь была построена в 1714 году при игуменье Марфе и освящена в 1715 году архимандритом Великолукского Троице-Сергиева монастыря Рувимом. В 1717 году построена и освящена новая церковь Нерукотворенного Образа Спасителя.

Первые постройки монастыря были деревянными, во время пожара в 1719 году они сгорели.

В 1720 году построена маленькая деревянная церковь Нерукотворенного образа Спасителя. В 1724 году по челобитной игуменьи Анфисы с сестрами архиепископ Новгородский и Великолукский Феодосий (Яновский) разрешил строительство на прежнем месте церкви Вознесения Господня с приделами. В 1726 году по указу архиепископа Феофана (Прокоповича) церковь освящена священником Вознесенского монастыря. Небольшая церковь Нерукотворенного Образа была разобрана.

В 1741-1752 годах старанием игуменьи Маргариты (Карцевой) на территории монастыря построена каменная церковь Вознесения Господня с двумя приделами: Святого Пророка Божия Илии и Святых Благоверных князей Бориса и Глеба. В серебряном кресте, вделанном в специальный киот, хранилась частица Животворящего Креста Господня. Крест этот был пожертвован купцом Матвеем Глазовым. В приделе Святого Пророка Илии, перед образом Рождества Христова хранились частицы мощей Святого Священномученика Харалампия, они находились в серебряном ковчеге, который находился в стеклянном футляре на медном постаменте. На одной стороне ковчега была сделана надпись о том, что этот ковчег с благословения епископа Псковского и Лифляндского Нафанаила был устроен стараниями игуменьи Колисфении с сестрами в 1840 году. Также хранилась частица мощей Святого Великомученика Пантелеймона, переданная по настоятельной просьбе игуменьи Палладии от русского монастыря Великомученика Пантелеймона на Афоне, о чем имелось свидетельство от 12 марта 1874 года. Частица эта находилась в маленьком серебряном с позолотой ковчеге, вложенном в приготовленную для того икону Святого Пантелеймона, что была поставлена в Вознесенском храме за левым клиросом, в зимнее время киот с мощами и иконой переносили в теплую церковь. Здесь же хранились частицы мощей Святого Апостола Андрея Первозванного, Святого Сергия Радонежского, Святого Михаила Черниговского, местночтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В икону «Живоносный Гроб Господень» («Голгофа»), привезенной монахиней Мартирией (Дураковской) из Иерусалима, были вделаны три камешка: от Гроба Господня, от Гроба Пресвятой Богородицы и от Вифлеемской пещеры.

По приказанию архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского Мефодия от 20 мая 1827 года в Вознесенском монастыре в приделе Святого Пророка Илии проведены ремонтные работы на отпущенные из казны средства. Был заменен иконостас, сделаны каменные своды, крышу покрыли железом и покрасили. Работы по ремонту велись под присмотром игуменьи Ксенофонты и казначеи Анны Горбуновой. В 1829 году ремонт был завершен.

В 1834 году на средства великолукской помещицы Анны Дубровиной в приделе Святых князей Бориса и Глеба установлен новый иконостас. Епископ Псковский и Порховский Евсевий посетил в июле 1916 года Вознесенский монастырь.

Колокольня была также каменная, построена в связи с церковью. В 1827-1829 годах укрепили колокольню. На ней висело девять колоколов. На самом большом колоколе имелась надпись: «10 февраля 1828 года вылит этот колокол в Великолукский Вознесенский девичий монастырь при державе государя императора Николае I старанием и усердием игуменьи Ксенофонты в Москве на заводе Николая Самуина, весом 188 пудов 37 фунтов, лил мастер Аким Воробьев». Второй по величине колокол весил 63 п., 3-й - 34 п., 4-й и 5-й по 12 п., 6-й - 2 п., 7-й - 1 п., 8-й и 9-й - менее пуда.

Одновременно со строительством каменного Вознесенского собора в 50-х годах XVIII века монастырь был обнесен каменной оградой, построены деревянные сестринские кельи и каменные настоятельские, кухня, прачечная, караульная, сарай, конюшня и сеновал. В 1827-1829 годах в обители продолжалось строительство. Был построен одноэтажный каменный настоятельский дом в шесть комнат. Возвели два сестринских корпуса, один на западной стороне, он имел двенадцать комнат, другой - на южной стороне, в десять комнат. Были построены два каменных сарая с деревянными хлевами, ограда, отделявшая сад от монастыря, большие ворота со стороны торговой площади, свечная лавка, караульные помещения при воротах, построены трое каменных ворот и две калитки. В 1835 и 1838 императорскими указами всем монастырям полагалось отвести в пользование от 50 до 150 десятин земли. Так монастырь обзавелся земельными владениями, расположенными не только в Великолукском уезде. Сестры монастыря и послушницы занимались обработкой садов и огородов, уходом за скотом.

В 1856 году на добровольные пожертвования заново расписан внутри Вознесенский храм, обновлен иконостас, крыши монастырских построек покрыты новым железом. В 1860 году был обновлен иконостас в приделе пророка Илии. Стены двух приделов, трапезной и крыльцо были расписаны историческими картинами. На эти работы было затрачено 5000 рублей родственников игуменьи Палладии, тайных благотворителей и великолукского купца Ивана Николаевича Побойнина, ставшего впоследствии иеросхимонахом Оптиной Пустыни - Иеронимом.

Одноэтажный каменный корпус из восьми комнат на северной стороне монастыря в 1867 году надстроен вторым деревянным этажом, одновременно построены два деревянных флигеля на средства родственников игуменьи Палладии и монахини Мартирии. В 1894 году в монастыре был построен деревянный двухэтажный флигель в шестнадцать комнат, в нем помещалось отделение монастырской больницы на три кровати. В 1896 году при монастыре в церковной ограде была открыта лавка. В ней продавались изделия монастырских рукодельниц - изделия, вышитые гладью, шелком, золотом, сотканные на ткацких станках коврики, испеченные в монастыре просфоры. В лавке продавались небольшие иконки и книги религиозного содержания. В 1898 году каменный сарай монастыря был надстроен каменным помещением для ковровой и живописной мастерских. В 1902 году живописная мастерская была переведена в новое здание. Надстройка была переделана на одну малую и две больших комнаты и светлую переднюю. В этих помещениях была устроена церковно-приходская школа.

С разрешения Псковской духовной консистории от 23 февраля 1826 года в монастыре ежегодно 24 октября (6 ноября), в праздник особо чтимой иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», стал проходить крестный ход. В 1866 году разрешены два крестных хода вокруг монастыря, 2 (15) мая в день Святых Благоверных князей Бориса и Глеба и 24 октября (6 ноября) в день празднования чтимой народом иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

В том же, 1866 году, игуменья Палладия с великолучанами ходатайствовала перед начальством Афонского русского Пантелеимонова монастыря о пожертвовании Вознесенскому монастырю частицы мощей Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. 21 апреля 1874 года частица мощей была привезена из Москвы монастырским священником Александром Лавровым и торжественно встречена в монастыре. С тех пор по воскресеньям после вечерни совершался молебен с акафистом Святому Пантелеимону. Кроме того, в монастыре еженедельно служились еще два акафиста: по субботам перед иконами «Всех Скорбящих Радость» и «Живоносного Гроба Господня», привезенной из Иерусалима в 1880 году монахиней этого монастыря Мартирией (в миру Дураковской).

В 1876 году к Вознесенскому девичьему монастырю была приписана городская кладбищенская церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Другая, домовая церковь Двенадцати Апостолов, находилась на монастырском хуторе Ерёмино в 6 верстах от города. Дата её строительства неизвестна, предположительно между 1910 и 1915 годами. К монастырю также были приписаны две часовни. На Вознесенской площади на средства, собранные горожанами, в 1881 году построена чугунная часовня Святого Благоверного князя Александра Невского в память о трагической кончине царя-освободителя Александра II. Часовня была поставлена на постамент из тесаного камня, вокруг часовни по краям панели были размещены девять чугунных колонн, соединенных чугунными цепями. В память Святого князя Александра Невского 23 ноября (6 декабря) в ней совершалось богослужение, 1 (14) марта, в день кончины императора Александра II, проходила панихида. В двух верстах от города в 1868-1872 годах по инициативе игуменьи Палладии в память посещения города Великие Луки Афонской святыней была построена часовня во имя Священномученика Харалампия и Великомученика Пантелеймона. Богослужения в часовне ежегодно свершались 10 (23) февраля в память Священномученика Харалампия, 27 июля (9 августа) в память Великомученика и Целителя Пантелеймона и 2 (15) сентября в память об отправлении Афонской святыни из города в 1866 году. В этот день свершался из монастыря и крестный ход.

При монастыре с 1902 года действовала Вознесенская церковно-приходская школа для девочек. Она помещалась в собственном доме, средства на её содержание отпускались монастырём. В 1910 году обучались 43 девочки. Невдалеке находились и другие школы: при Доме трудолюбия и Николаевской железной дороге школы Министерства народного просвещения, земская Спасо-Никольская школа и городское приходское училище. В 1884 году по распоряжению епархиального начальства в монастырском приюте на воспитании находилось восемь девочек-сирот из лиц духовного звания.

В монастырской библиотеке были книги религиозного содержания, исторические, а также журналы «Творения Святых Отец», «Духовная беседа», «Домашняя беседа», «Православный собеседник», «Душеполезное чтение», «Церковные ведомости» и «Псковские епархиальные ведомости». Для чтения на дом книги выдавались под расписку.

В соответствии с манифестом Екатерины II от 26 февраля 1764 года, установившем, что в Вознесенском монастыре могли проживать игуменья, казначея и 15 штатных монахинь, в том году проживали игуменья Маргарита, казначея Александра и 15 монахинь. На содержание монастыря получали из казны 531 рубль 80 копеек. В 1779 году в Вознесенском монастыре под присмотром игуменьи Феодосии и казначеи Анастасии также проживали 15 монахинь преклонного возраста и сверх штата вдова поручика Наталья Иванова, вдова майора Пантелеева Евдокия, дочь погибшего на поле брани капитана Гаврила Никитича Низовцева Анна.

Архимандрит Псково-Печерского монастыря Венедикт, благочинный монастырей епархии, посетил с проверкой Вознесенский монастырь 11 февраля 1823 года. Настоятельницей монастыря являлась игуменья Ксенофонта, казначеей монастыря - Анна Горбунова. В монастыре проживали: 4 монахини и 14 послушниц.

В начале XX века пособий от казны на хозяйственные надобности монастырь не получал. От мельницы, рыбной ловли монастырь в 1902 году имел 228 рублей 69 копеек, которые расходовались на еду. На нужды монастыря: дрова, вино, просфоры в 1902 году израсходовали 8 рублей, на ремонт храмов, домов и содержание ризницы - 57 рублей, на наем служителей - 115 рублей. Певчим платили 133 рубля, в пользу причта - 606 рублей 75 копеек.

В хозяйстве монастыря содержали 40 коров, имелись сенокосы. На деньги от земли и молочного хозяйства монастырь имел 2600 рублей в год.

В годы Русско-японской войны 1904-1905 годов монахини и послушницы отказались от питья чая, который, кстати, не был дешевым удовольствием, жертвуя сэкономленные деньги на нужды войны.

Сведения о настоятельницах монастыря неполные. В 1671 году строительницей монастыря была Евгения. Это был период, когда монахини после разорения своего монастыря еще не получили нового места от митрополита Корнилия. Первой строительницей нового монастыря в 1675-1676 годах стала Анисья. После неё строительницами были Евгения в 1678-1980 гг., Мавра в 1682-1691 гг., Марфа в 1691-1692 гг., Пелагия в 1695 г. С XVIII века во главе монастыря находились игуменьи Ираида в 1700 г., Анисья в 1707 г., Марфа в 1714 г., Анфиса в 1715-1728 гг., Ксенофонта в 1727 г., Феодотия (переведена из Медовского Воскресенского монастыря г. Холм Псковской губернии) в 1769-1781 гг., Анастасия в 1788 г., Агния в 1814 г., Ксенофонта в 1823 г., Калисфения (Воронина) в 1840-1848, 1854 гг., Палладия в 1855-1894 гг. (до 1859 г. - монахиня).

Игуменья Палладия (Анна Степановна Юревич) родилась 20 февраля 1812 г. в Смоленской губернии, в дворянской семье. В монастырь поступила 10 февраля 1830 года по совету своего духовного руководителя, старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария, скончалась 22 февраля 1894 года. Она 38 лет управляла монастырём, ею много сделано для развития и процветания монастыря. В 1864 году монастырю была передана казенная пустошь Ерёмино. Старанием игуменьи Палладии здесь было заведено скотоводство, огородничество, разбит сад. В пустоши было построено общежитие, около 30 сестёр вели там хозяйство. В 1877 году монастырю передана казенная Чепкаринская дача, здесь были сенокосные угодья для монастырского стада. Стараясь о благолепии монастыря, игуменья всё, что имела в миру, отдала монастырю. Она старалась также и о приписной Казанской церкви: ветхие иконостасы были заменены новыми, заново расписаны стены, устроена новая утварь, сделана особая пристройка для ризницы. В 1890 году, почувствовав, что здоровье её стало сдавать, она облеклась в великую схиму. Управление монастырём было ею передано монахине Людмиле. Состояние здоровья не позволяло ей ходить из кельи в храм на богослужения, и она исповедовалась и причащалась дома, неукоснительно вычитывая как келейные правила, так и положенные во время богослужения. Последний раз её свели в собор 20 февраля 1894 года. Скончалась схимонахиня Палладия тихо и покойно.

Схимонахиней Вознесенского монастыря была и родная сестра игуменьи Виталия (в миру Варвара). Вторая сестра Александра стала монахиней Севского монастыря с именем Августа. Монахинями были и двоюродные сёстры Палладии. Игуменья Палладия была награждена наперсным крестом и благословениями Святейшего Синода в грамотах.

Казначеей в 1855 году стала монахиня Филарета 48 лет от роду.

С 1890 года, со времени болезни игуменьи Палладии, монастырём управляла монахиня Людмила (в миру Любовь Павловна Колпакова). С 1894 года, после смерти игуменьи Палладии, её назначили настоятельницей монастыря. После закрытия монастыря ею была организована монашеская трудовая артель. Последней казначеей монастыря была монахиня Аполлинария (Александра Ивановна Зазерская). Великолукский краевед А.П. Лопырев, видевший Вознесенский монастырь начала ХХ века, так писал о игуменье Людмиле: «Это была одна из выдающихся игумений монастыря, под ее руководством Вознесенский монастырь стал одним из крупнейших в России; в 1910 году в нем было 167 монахинь и послушниц. Это был многолюдный и богатый монастырь: его неприкосновенный капитал в виде банковских билетов составлял 76 000 рублей. Годовой доход монастыря был 16 000 рублей. В монастыре действовала церковно-приходская школа на 50 девочек, приют для пяти девочек-сирот, богадельня и своя монастырская больница. Была живописная и ковровая мастерские».

В 1910 году в штате монастыря состояли: игуменья Людмила, казначея Аполлинария, 16 штатных монахинь, 16 сверхштатных монахинь, 76 рясофорных послушниц, 57 послушниц-белиц, 10 призреваемых девочек-сирот. Игуменья Людмила стала последней настоятельницей монастыря.

Нет достаточно полных данных и о священниках монастыря. В монастырском храме в 1802 году службу вели: священник Фома Косьмин, дьяконы Федор Фомин и Василий Иванов, пономарь Стефан Симонов. В 1814 году служили священники Стефан Матвеевич Соловский и Григорий Ефимович Дегожский, дьякон Феодор Фомин, дьячок Василий Иванов, пономарь Петр Федоров. В 1823 году служили священники Алексий Алексиевич Сперанский, Игнатий Пикалев, дьячок Алексий Михайлович Покровский. Священник Игнатий Пикалев принимал участие в заседаниях Великолукского духовного правления. В 1828 году в состав Великолукского духовного правления входил монастырский священник Алексий Алексиевич Сперанский.

По документам 1833 года штат Вознесенского собора монастыря составляли пять членов причта: два священника, дьякон, дьячок и пономарь. В 1833 году службу вели священники Алексий Алексиевич Сперанский и Тимофей Михайлович Ратьковский, дьякон Николай Николаевич Перновский, дьячок Алексий Михайлович Покровский, пономарь Иван Иванович Цветков.

В 1853 году в монастыре служили священники Тимофей Михайлович Ратьковский и Самсон Феодорович Богоявленский, дьякон Симеон Васильевич Рудаков, дьячок Андрей Михайлович Ивановский, пономарь Андрей Васильевич Богоявленский.

По штатам от 15 октября 1876 года при женском монастыре было положено иметь настоятеля храма, помощника настоятеля, двух псаломщиков. В 1876 году в Вознесенском монастыре службу вели: настоятель храма священник Александр Александрович Лавров, окончивший Псковскую духовную семинарию. В 1860 году он определен священником в монастырский храм Вознесения Господня. Помощником настоятеля являлся священник Клавдий Михайлович Тихомиров, окончивший Псковскую духовную семинарию, в 1874 году определен помощником священника Вознесенского собора. Псаломщик - дьякон Николай Мутовозов, также окончил Псковскую духовную семинарию, в 1876 году назначен дьяконом в монастырский Вознесенский храм. Псаломщик Андрей Васильевич Богоявленский обучался в Великолукском духовном училище, с 1846 года служил псаломщиком в Вознесенском монастыре. Сверхштатный пономарь Филипп Васильевич Цвинев обучался в Великолукском духовном училище, в 1860 году указом Московской духовной консистории назначен в Вознесенский монастырский собор.

В 1906 году утверждён новый штат монастырского собора: три священника, два псаломщика. В 1910 году в монастыре служили: первый священник - Клавдий Васильевич Вознесенский, окончивший Псковскую духовную семинарию. В монастыре он служил с 1895 года. Одновременно состоял законоучителем в Великолукском городском училище и при доме трудолюбия, являлся членом попечительного совета женской гимназии. Второй священник - Димитрий Андреевич Кляровский (1863 - ?), уроженец г. великие Луки, окончил курс Псковской духовной семинарии, с 1909 года служил в монастыре. Он был избран членом правления Великолукского духовного училища. 29 июня 1917 года священник Димитрий Кляровский награждён наперсным крестом. Особым отделом 15-й армии священник Кляровский 2 декабря 1919 года приговорён к выселению, по сути, к ссылке, в г. Моршанск Тамбовской губернии. Реабилитирован он 30 апреля 1999 года. Третий священник - Михаил Клавдиевич Тихомиров (1875 - ?), окончил курс Псковской духовной семинарии, с 1906 года служил в монастырском храме. Состоял о. Михаил законоучителем и заведующим Вознесенской церковно-приходской школой, был избран членом правления Великолукского духовного училища. 27 февраля 1938 года о. Михаила арестовали как «участника контрреволюционной группировки». 21 марта 1938 года его приговорили к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован священник Тихомиров 29 сентября 1999 года.

Псаломщики: Николай Васильевич Рудаков окончил Порховское духовное училище, Филипп Васильевич Цвинев окончил Великолукское духовное училище. О судьбе священника Вознесенского, псаломщиков Рудакова и Цвинева в последующие годы сведений нет.

Кроме жителей Великих Лук прихожанами были жители деревни Жегорино в 4 верстах от города. В 1910 году было прихожан: 240 - мужчин и 273 женщины, в 1915 году: мужчин - 234, женщин 249.

18 октября 1837 года и 10 мая 1838 года монастырь посещал митрополит Киевский и Галицкий, член Святейшего Синода и комиссии духовных училищ Филарет (Амфитеатров). 21 июня 1894 года Вознесенский монастырь посетил Великий князь Владимир Александрович. Ему была поднесена икона Святого Целителя Пантелеимона.

В домовую церковь Двенадцати Апостолов, построенную и освященную на монастырском хуторе, императрица Александра Фёдоровна пожертвовала богатое священническое облачение из бухарской парчи, фелонь, епитрахиль, поручи, пояс, набедренник, дьяконский стихарь и орарь. Великая княгиня Ольга Александровна, принцесса Ольденбургская, пожертвовала икону Святого Тихона, Задонского Чудотворца, написанную на липовой доске в дубовой раме.

В 1918 году Вознесенский монастырь был закрыт, а его обитатели высланы в деревню Баландино, где была основана одна из первых монашеских коммун. Однако это не могло ввести советские органы в заблуждение. В ходе последующих репрессий они числились как монахини Баландинского монастыря. Вероятно, в следственных делах они указаны не монашескими именами, дореволюционных списков монахинь не обнаружено. Кроме того, многие могли прийти к монахиням позднее, уже в Баландино. Бывший монастырский собор стал теперь приходской церковью.

Игуменья Людмила в 20-е года была лишена гражданских прав как служительница религиозного культа. Мера дальнейших репрессий не установлена, как и точная дата её кончины. Погребена она на Казанском кладбище в Великих Луках.

Бойко Ирина Онуфриевна - арестована 28 июля 1937 года, 21 августа 1937 года приговорена к расстрелу. Расстреляна она 23 августа 1937 года.
Моисеева Васса Иоанновна - вначале была лишена гражданских и избирательных прав как служительница религиозного культа. Арестована 24 марта 1937 года, 30 декабря 1937 года приговорена к расстрелу.
Москвина Феодосия Прокофьевна - арестована 27 июля 1937 года, 20 сентября 1937 года без ссылки на статью приговорена к расстрелу.
Семенова Ксения Семеновна - вначале была лишена гражданских и избирательных прав как служительница религиозного культа. 12 октября 1937 года арестована, 19 декабря 1937 года приговорена к расстрелу.
Фадеева Евдокия Андреевна была пострижена в мантию с именем Селафиила, в 1931 году она была арестована и на 3 года сослана в Казахстан, отбыв ссылку, вернулась в Великие Луки. Арестована 2 января 1938 года, 13 февраля 1938 года приговорена к расстрелу.
Борисова Феодосия Борисовна в 1937 году приговорена к 10 годам лишения свободы,
Васильева Агафья Васильевна в 1938 году приговорена к 7 годам лишения свободы.
Степанова Мария Степановна в 1931 году приговорена к 3 годам исправительно-трудовых лагерей.

В 1931 году были приговорены к высылке в Казахстан на 3 года: Александрова Анна Алексеевна, Бельчикова Анна Савельевна, Горицкая Вера Иоанновна, Григорьева Евдокия Григорьевна, Демидова Елизавета Фирсовна, Ермолаева Ефросинья Ермолаевна, Зажогина Мария Васильевна, Иванова Мария Иоанновна, Иванова Матрона Иоанновна, Ильина Елена Ильинична, Осипова Анастасия Иосифовна, Петрова Анисья Иоанновна, Покровская Екатерина Алексеевна, Седова Стефанида Фоминична, Степанова Наталья Стефановна. К 5 годам ссылки в Северный край в 1933 году приговорена Васильева Наталья.
Васильева Анастасия в 1938 году приговорена к высылке из погранзоны. Кроме того, 87 бывших монахинь были лишены гражданских и избирательных прав как служительницы религиозного культа.

До начала 90-х годов XX века дожила лишь схимонахиня Рафаила (Анна Булынина, в монашеском постриге Мартирия). Она жила в одной из келий бывшего сестринского корпуса. После закрытия монастыря Рафаила вместе с другой монахиней Селафиилой (Евдокией Крушининой) были арестованы. Их долго возили по тюрьмам. В каждой тюрьме на вопрос «За что арестованы?», они твёрдо отвечали: «За веру в Бога!», после этого начальство их не принимало, и монахинь везли дальше. Наконец, начальству надоело возить двух «ненормальных» по тюрьмам и их отправили на все четыре стороны. Вернулись монахини в Великие Луки, жить негде.

Монахиня Селафиила приютилась у родственников, ей пришлось растить детей репрессированного родственника. Когда дети выросли, она стала трудиться алтарницей в Казанской церкви, пекла просфоры, была и звонарём.

Монахиня Рафаила работала уборщицей. Однажды она тяжело заболела, у неё не было даже куска хлеба. Она молитвенно обратилась к священномученику Харалампию о помощи, и через час неизвестный человек принёс ей хлеб и картошку. Еще монахиня Рафаила каким-то образом сумела спрятать колокол Казанской церкви, он и сейчас звонит в церкви.

Жили монахини вначале вдвоём в церковной сторожке, потом им дали жильё в бывшей монастырской постройке. Монахиня Селафиила скончалась в больнице, её похоронили на Максимовском кладбище. Монахиня Рафаила похоронена на Казанском кладбище.

После закрытия в монастырских постройках разместились воинские части, семьи железнодорожных рабочих и служащих, уездный союз сельскохозяйственных кооперативов. Соборная церковь стала приходской, продолжала действовать.

21 марта 1924 года коммунистическая фракция Великолукского уисполкома на своём заседании поставила вопрос о закрытии церкви бывшего Вознесенского монастыря, поскольку совет частей особого назначения просил передать в его распоряжение весь монастырь. Все выступавшие отметили, что постройки монастыря муниципализированы, т.е. церкви уже не принадлежали, «находящаяся в центре расположения жилых строений церковь является помехой в деле использования этих строений, ... представляет из себя очаг антисоветской агитации». Поэтому было принято постановление о закрытии церкви и её приспособлении под культурно-просветительное учреждение.

24 марта 1924 года Великолукский уисполком принял постановление: «Учитывая, что надобности в церкви бывшего Вознесенского монастыря в целях удовлетворения религиозной потребности вовсе не ощущалось, т.к. церквей в городе вполне достаточно, признать необходимым ее закрыть, передав имущество группе верующих, а освободившиеся помещения приспособить под культурно-просветительные учреждения и другие организации». 16 мая 1924 года на заседании президиума Великолукского уисполкома совместно с председателями волостных исполкомов в числе других рассматривался вопрос «О закрытии церквей бывших Вознесенского женского и Сергиевского мужского монастырей». Было принято решение утвердить постановление о закрытии «двух монастырских церквей» и просить губисполком «о скорейшем разрешении этого вопроса, дабы закрываемые церкви могли быть приспособлены для намеченных целей в текущем строительном сезоне». В тот же день Великолукский уисполком, заслушав заключение помощника прокурора Смородова и секретаря уисполкома Изотова, постановил «просить губисполком о скорейшем расторжении договоров» с церковными советами.

18 мая 1924 года Великолукский уисполком вновь заслушал вопрос о закрытии церквей Вознесенского женского и Сергиевского мужского монастырей. Постановили просить Псковский губисполком «о возможно скорейшем расторжении договоров» с верующими.

Президиум Псковского губисполкома 4 июня 1924 года рассмотрел вопрос «О закрытии храмов бывших Сергиевского и Вознесенского монастырей» и постановил: «Учитывая потребность в помещениях для оборудования объединенного рабочего клуба и для организации культурно-просветительной работы среди призреваемых граждан и инвалидов, а также наличие других храмов, обеспечивавших удовлетворение религиозных потребностей, церкви бывшего Сергиевского и Вознесенского монастырей в городе Великие Луки закрыть». Из Москвы в Псков и в Великие Луки 3 июля 1924 года направлена телеграмма: «ВЦИК принял к рассмотрению дело о закрытии Вознесенского храма в Великих Луках, вторично требует доклад, материалы. До решения ВЦИК сохраните неприкосновенность церкви. Член президиума ВЦИК П. Смидович».

17 августа 1924 года Псковский губисполком сообщал в Великие Луки, что «президиум ВЦИК утвердил своим постановлением закрытие бывших Сергиевского и Вознесенского монастырей вашего уезда, о чем доведите до сведения заинтересованных лиц».

Вновь вопрос о закрытии монастырских церквей рассмотрен на заседании президиума Псковского губисполкома 28 января 1925 года. В постановлении «О закрытии церквей Вознесенского и Сергиевского монастырей» говорилось, что «церкви монастырей прихода не имели, а, следовательно, и не имели непосредственной связи с населением», на бывших монастырских территориях расположены советские, общественные и красноармейские организации, «чрезвычайно заинтересованные в закрытии монастырских церквей». Видимо, были письма с просьбой оставить церкви действующими, т.к. в постановлении сказано, что «подписи граждан на поданных ВЦИК заявлениях отражают лишь некоторое возрождение в связи с НЭП экономической зависимости населения от поднявших голову кулацко-нэпманских элементов». По мнению советских чиновников, «закрытие двух монастырских церквей в городе Великие Луки религиозных чувств практически совершенно не затрагивает и в то же время удовлетворяет насущнейшие потребности советских, общественных и красноармейских организаций, занимающих монастырские помещения».

Административный отдел губисполкома 6 мая 1925 года сообщал губисполкому, что начальнику Великолукской уездной милиции поручено объявить церковным советам Сергиевского и Вознесенского монастырей, «что их ходатайство об открытии храмов ВЦИКом отклонено». 7 марта 1925 года начальник милиции исполнил поручение начальства. Вторичное поручение начальнику милиции было дано 30 апреля 1925 года.

В конце 30-х годов XX века уничтожена колокольня. В годы Великой Отечественной войны собор сильно пострадал от обстрелов и бомбёжек, но, поскольку сохранился основной объём здания, был приспособлен под жильё. В 1950 году была сделана попытка устроить в бывшей церкви музей, но кончилась она ничем. Как водится, в здании устроили склад.

Наступили другие времена. По благословению архиепископа Псковского и Порховского Владимира началось возрождение церкви. С 1990 года в ней стали совершаться Божественные литургии. 6 января 1993 года благочинный Великолукского округа архимандрит Сергий (Стуров) освятил каркас купола с позолоченным крестом, который был вновь установлен на храме. В ноябре 1993 года на колокольню были подняты колокола, а в декабре того же года над ней засиял позолоченный крест. В этот день архиепископ (ныне митрополит) Псковский и Великолукский Евсевий отслужил благодарственный молебен, на котором присутствовал известный писатель Владимир Солоухин. В престольный праздник в июне 1994 года архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий освятил собор и главный престол. Возрождённый храм стал участвовать в жизни города: устраивались детские праздники, в библиотеки школ передавалась православная литература. В возрождение Вознесенского собора, церквей и часовен Великолукского благочиния большой вклад внёс президент ХК «ЭЛВО», депутат областного собрания депутатов Борис Николаевич Каракаев. Практически все предприятия города дружно оказали посильную помощь в восстановлении Вознесенского храма, ставшего главным собором города Великие Луки.

В храме находятся иконы Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России с частицей его мощей, Преподобного Мартирия Великолукского, игумена Зеленецкого с частичкой его мощей и ковчег с частицами мощей Киево-Печерских угодников.

Последнее редактирование - 20 августа 2014 года.