Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Опочецкого уезда » Веснеболог, ц.свят. и чудотв. Николая

Print

Веснеболог, ц.свят. и чудотв. Николая.

В 90-х годах 20 века метрические книги многих приходов Псковской епархии, в т.ч., и прихода Веснеболог, были скопированы в ГАПО Генеалогическим обществом штата Юта (США). Сейчас эти документы оцифрованы и выложены на familysearch.org. 
Метрические книги за 1803-1853 гг. (микрофильм № 2063491), скачать.  Благодарю за документы Polssova. 

Информация в Государственном архиве Новгородской области (ГАНО):

Информация на сайте Псковской епархии:

Веснеболог – старинное поселение. В XIV-XV вв. за эти земли спорили Великий Новгород и Литва, позже Москва и Польша. В «Перемирной грамоте» польского короля, адресованной в 1503 году Великому князю Московскому Ивану III Васильевичу и содержащей обещание 6-летнего мира, перечислены русские 19 городов и 70 волостей, которые король обещал «не воевать», в том числе «Вербиловы слободы Весне Болога». Это наиболее раннее упоминание погоста Веснеболог. Вплоть до середины XIX века он находился на дороге Опочка-Великие Луки-Москва. В царствование императора Николая I дорогу спрямили, и погост остался в стороне. 28 июня 1875 г. учреждено Веснебологское ссудо-сберегательное товарищество.

Деревянная, на каменном фундаменте, однопрестольная церковь построена в 1697 году помещиком Михаилом Ивановичем Сумароковым. В 1862 г. священник Димитрий Уберский возобновил иконостас церкви. В 1900 году женой церковного старосты Анной Ивановной Лапиной позолочены иконы, заштатный священник Димитрий Уберский украсил иконы ризами из белого металла. Колокольня также деревянная, построена на каменном фундаменте в связи с церковью. На ней было шесть колоколов, три из них весили около 8 пудов. Еще два колокола приобретены в 1884 г. опочецким мещанином Иваном Лапиным, первый из них весил 55 п. 22 ф., имел надпись: «Сей колокол вылит в 1883 году в церковь Святителя и Чудотворца Николая, что в погосте Веснеболог, в царствование благочестивейшего государя Александра Александровича в С.-Петербурге в заводе Анны Васильевой». Другой колокол весил 1 п., без надписи, последний, шестой, колокол 19 п. 29 ф., на нем была надпись: «Сей колокол перелит в 1883 году попечением местного священника отца Димитрия Уберского и прихожан погоста Веснеболог». Около церкви кладбище, обнесенное каменной стеной, было закрыто уже в начале XX века. Другое кладбище, от церкви в 55 саженях, было огорожено деревянным тыном.

Церковно-приходская школа открыта 16 октября 1896 года. В том же году в деревне Скробы священником Димитрием Уберским открыта школа грамоты, 17 марта 1909 г. она переименована в церковно-приходскую школу. В погосте Веснеболог в 1896 г. Опочецким уездным земством открыта школа, в деревне Мутовозово в 1894 г. открыта школа грамоты, но в 1898 г. вместо нее открыта земская школа. Земством открыты также школы: в 1910 г. в Выдрино и в 1913 г. в Селютино. 26 ноября 1904 года Министерство народного просвещения преобразовало земскую школу в погосте Веснеболог в одноклассное училище Министерства народного просвещения.
 
По штатам 1876 года в церкви служили священник, дьякон и псаломщик.
 
Священник Николай Димитриевич Уберский (1851-26 февраля 1912) был сыном священника этого же погоста. После окончания Псковской духовной семинарии он состоял законоучителем и учителем в сельских школах, служил псаломщиком в Воздвиженской школе с. Велье Опочецкого уезда, затем возведен в сан священника здешней церкви. Отец Николай преподавал Закон Божий в земской школе, церковно-приходской и Скробовской школах, заведовал церковно-приходской школой. За усердную и полезную службу священник был награжден набедренником, за пожертвования в пользу церкви ему объявлена благодарность. В 1906 году он уволен за штат (на пенсию). Скончался о. Николай 26 февраля 1912 года. У него был рак желудка, последние два месяца он ничего не пил и не ел. Облегчал он боль и поддерживал свои силы небольшими кусочками льда, которые принимал с великим трудом. При этом он переносил болезнь с большим терпением, никогда не роптал на Бога. На погребение о. Николая собралось много народа, все горько плакали о нем.

Заштатный священник погоста о.Николай Уберский (некролог). "Псковские епархиальные ведомости" за 1912 год.

Его брат Виссарион Уберский (1844-?), иеромонах, состоял казначеем Псковского архиерейского дома.
 
Священник Алексей Александрович Вышгородский (1877-?) родился в погосте Рясино Опочецкого уезда в семье священника. После окончания Псковской духовной семинарии служил псаломщиком в Островском уезде, преподавал в школах. 21 октября 1906 г. он назначен на вакантную должность священника в здешнюю церковь, преподавал Закон Божий в школах прихода. 29 июня 1917 г. священник Вышгородский награжден скуфьёй.
Его брат Александр Александрович (1872-?) служил псаломщиком, арестован 9 января 1931 г., приговорён к 3 годам высылки в Северный край, реабилитирован 17 января 2000 г.
 
Дьякон Александр Николаевич Ладинский (1864-?) родился в семье священника в погосте Новый Новоржевского уезда, обучался в Псковской духовной семинарии. Ему довелось служить псаломщиком в Островском уезде, дьяконом в Новоржевском уезде, 6 сентября 1900 г. переведен дьяконом в Веснеболог, вскоре, 20 марта 1901 г. переведен в село Дуброво Новоржевского уезда.
 
Дьякон Владимир Михайлович Юпашевский (1881-?) сын дьякона пригорода Красный Опочецкого уезда, окончил Псковское духовное училище, в Витебской духовной семинарии выдержал экзамен на звание учителя церковно-приходских школ и учителя пения. Потом служил псаломщиком в погосте Заволочье Опочецкого уезда, 21 августа 1907 г. назначен на вакантную должность дьякона погоста Веснеболог, преподавал Закон Божий и пение в школах прихода.
 
Псаломщик Василий Иоаннович Десницкий (1875-?) был уроженцем Новоржевского уезда, обучался в Великолукском духовном училище, служил псаломщиком в Новоржевском уезде, в 1899 году по прошению переведен в здешний погост, состоял учителем в школах грамоты.
 
Псаломщик Иоанн Павлович Десницкий (1847-?) родился в семье дьячка Хвоино Опочецкого уезда, обучался в Псковской духовной семинарии. Службу начал в погосте Клишковичи Новоржевского уезда, 5 октября 1878 г. переведен в здешний погост, 17 августа 1899 г. переведен в погост Кунино Новоржевского уезда, потом 14 марта 1901 г. вновь переведен в погост Веснеболог. За отличную и усердную службу ему преподано благословение Святейшего Синода, в 1909 г. он награжден серебряной медалью.
 
Сведений о дальнейшей судьбе священника Вышгородского, дьяконов Ладинского и Юпашевского, псаломщиков Василия Десницкого и Иоанна Десницкого не выявлено.
 
Приход составляли следующие населённые пункты: село Щукино, деревни Амельчино, Ануфриево, Гайново, Гритьково, Карпово, Федоровское Ануфриево. В 1900 г. в пустоши Андрейцево проживала дворянка Людмила Адриановна Тарасевич, в пустоши Красное – опочецкий мещанин Иван Семёнович Лапин. В селе Никифорцево жил потомственный дворянин римско-католического исповедания Ромуальд Адамович Миклашевич, в селе Сашино – помещик Петр Михайлович Карпов, в селе Селютино – помещица, вдова коллежского регистратора Ирина Михеевна Клокачева, в селе Щукино проживал помещик вице-адмирал Павел Николаевич Назимов. Его брат контр-адмирал Николай Николаевич Назимов в 1841 г. окончил Морской кадетский корпус, плавал в Балтийском море. Командуя корветом «Оливуца», участвовал в дипломатической миссии вице-адмирала Е.В. Путятина, в составе эскадры Лесовского ходил к берегам Северной Америки.
 
От усадьбы в Щукино ничего не сохранилось. Иван Игнатьевич Лапин, предок И.С. Лапина, был лично знаком с А.С. Пушкиным, он автор «Дневника», впервые опубликованного в 1915 году и переизданного к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
 
В настоящее время – деревня Красное Пустошкинского района. Церкви нет. По документам, составленным до 1917 года, в полуверсте от погоста Веснеболог находилась пустошь Красное. Видимо, название понравилось новым властям, этим именем стали называть разросшуюся деревню. Однако часть деревни жители до сих пор зовут Веснебологом. Наименование Веснеболог сохранило только озеро. Окрестности деревни очень живописны. В деревне сохранились некоторые хозяйственные постройки купцов и мещан Лапиных.

Последнее редактирование - 1 декабря 2018 года.