Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Опочецкого уезда » Теребени, церковь Воскресения Христова

Print

Теребени, церковь Воскресения Христова.

Информация на сайте Псковской епархии.

Деревянная на каменном фундаменте церковь построена в 1776 году. Кроме главного престола, в церкви были два придела. Правый был посвящен иконе Божией Матери «Знамение», левый – Святой Великомученице Варваре. В документах начала XX века строителем церкви считается помещик Караулов. Однако великолукский краевед А.И. Сизов обнаружил документ 1789 года, в котором записано: «Церковь Воскресения Христова с двумя приделами Знамения Пресвятыя Богородицы и Святыя Великомученицы Варвары, деревянная, твердая, из оных настоящая за отлучкою по военному времени здателя (т.е. создателя – НК) его превосходительства Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова из дому не освящена».

В подцерковье находится захоронение родителей великого полководца: генерал-поручик Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов и Анна Илларионовна (урожденная Бедринская). Предположительно, любящий сын построил церковь над прахом своих родителей.

С разрешения епархиального начальства от 10 мая 1889 г. в церкви, исключая алтарную часть, настлан новый пол, выкрашенный желтой краской, стены обшиты холстом, до куполов стены покрашены голубой масляной краской, ребра свода покрашены «наподобие небесного свода при закате солнца». Под сводом помещен образ Господа Саваофа, окруженный по ребрам купола 16 ликами ангелов. Под четырьмя углами восьмерика помещены образы Евангелистов Иоанна, Луки, Матфея и Марка, написанные художником Всеволодом Марковым. Из притвора в церковь устроена новая двустворчатая дверь. Поправлено крыльцо, соединяющее колокольню с притвором. В 1899 г. с западной стороны расширен вход в главную церковь, с северной стороны устроены боковые двери, паперть стала притвором.

В церкви находились почитаемые иконы. Древняя икона Покрова Пресвятой Богородицы была с надписью: «7192 г. августа в 28 день написан сей образ Покрова Пресвятой Богородицы Вороницкого уезда на Теребенской погост в церковь Воскресения Христова по обещанию раба Божия Богданова человека Мироновича Неклюдова Василия Минина сына Серкова на поклонение православным христианам и на поминовение души его». Еще одна икона Божией Матери – «Знамение», с нею совершался ежегодный крестный ход в г. Опочку. В архитектурном отношении церковь имеет следующую особенность: она состоит из отдельных трех церквей, соединенных между собой общим притвором, с колокольней расположенных наподобие креста. Практически в таком виде снаружи и внутри церковь сохранилась до наших дней.

Колокольня также деревянная, построена на каменном фундаменте отдельно от церкви, с притвором соединяется папертью. Колоколов на ней пять, общий вес их 66 п. 36 ф. Самый большой колокол весит 40 п., приобретен в 1895 г. на пожертвованные и церковные деньги.

Вокруг церкви находится кладбище, в 1871 г. оно обнесено каменной оградой.

Часовен в приходе не было.

2 октября 1895 г. в погосте открыта церковно-приходская школа. В 1914 г. в ней обучалось 46 мальчиков и 23 девочки. Кроме нее, были две земские школы: в деревне Горки с 1904 г., в селе Болгатово с 1911 г.

До 1876 г. причт церкви составляли священник, два причетника и просфорня. С 1876 г. штат церкви состоял из настоятеля и псаломщика. В 1900 г. в штат введена должность дьякона.

Священник Михаил Васильевич Князевский (1859-?) был сыном дьячка погоста Добрывитки Псковского уезда. После окончания Псковской духовной семинарии учительствовал в Опочецком уезде, служил священником в погосте Копылок Опочецкого уезда, с 22 июля 1890 г. служил в здешней церкви. За годы своего служения состоял членом попечительного совета, преподавал Закон Божий в Старосельском народном училище, заведовал церковно-приходской школой и преподавал в ней Закон Божий. За усердную и полезную службу награжден набедренником. 31 января 1908 г. он переведен в погост Печки Псковского уезда, оттуда вскоре переведен священником в Опочецкий Преображенский собор. Здесь 14 апреля 1921 г. о. Михаил был арестован ЧК, 12 августа 1921 г. Псковский губернский ревтрибунал без ссылки на закон приговорил его к лишению свободы на 2 года. Дальнейшая его судьба неизвестна. Реабилитирован священник 10 апреля 2002 года.

Священник Михаил Павлович Дубровский (1867-?) был сыном священника. Окончил он Псковскую духовную семинарию, преподавал в Великолукском духовном училище. Служил священником в погосте Глубоком Опочецкого уезда. С 27 марта 1908 г. по прошению о. Михаил переведен в погост Теребени. Священник преподавал Закон Божий в земских училищах, заведовал церковно-приходской школой и преподавал в ней Закон Божий. За свои труды Михаил Павлович был награжден набедренником, скуфьей и камилавкой.

Дьякон Алексий Иоаннович Бардовский (17 марта 1846-?) был уроженцем погоста Рясино Опочецкого уезда, сын пономаря, обучался в Псковской духовной семинарии. Служить он начал в должности пономаря в погосте Старик Опочецкого уезда, здесь был посвящен в стихарь. С 4 января 1871 г. по прошению Алексий Иоаннович переведен в погост Теребени, в марте того же года рукоположен в сан дьякона, с 1890 г. утвержден штатным дьяконом. С 1896 г. дьякон служил законоучителем в Крулихинской сельскохозяйственной школе. За долголетнюю и усердную службу ему объявлена архипастырская признательность с призыванием благословения Божия, благословение Святейшего Синода.
Его сын Иоанн после окончания Псковской учительской семинарии служил учителем в приходском училище города Люцин Витебской губернии.

Псаломщик Алексий Симеонович Бенедиктов (9 марта 1867-?) был местным уроженцем, сыном псаломщика, обучался в Псковском духовном училище. С 1 января 1891 г. по 11 мая 1892 г. он проходил военную службу. С 5 мая 1893 г. по 20 июля 1898 г. служил полицейским урядником. 27 мая 1898 г. назначен псаломщиком в погост Острий Опочецкого уезда, преподавал пение в церковно-приходской школе. 30 мая 1900 г. Алексий Симеонович переведен псаломщиком в здешний погост.

С 14 июля 1910 года псаломщиком служил Алексий Васильевич Малиновский (1875-?). Он происходил из семьи дьякона, окончил Псковскую учительскую семинарию, служил учителем, в 1900 г. назначен псаломщиком в погост Дубки Островского уезда, в 1902 г. переведен в село Велье Опочецкого уезда.

Дальнейшая судьба священника Дубровского, дьякона Бардовского, псаломщиков Бенедиктова и Малиновского неизвестна.

Редкий случай: в здешней церкви в начале XX века одновременно были три церковных старосты. С 4 августа 1898 г. церковным старостой был помещик соседнего села Крулихино Алексей Павлович Львов. Им пожертвован земельный надел в пользу причта. Вторым церковным старостой был с 1 января 1899 г. крестьянин деревни Высоцкое Иоанн Антонов, третьим старостой с 1 января 1899 г. был крестьянин той же деревни Андрей Федоров. С 1913 года в церкви один староста – крестьянин деревни Ступино, председатель волостного суда Николай Филиппов.

Приход составляли населённые пункты: погост Теребени, село Крулихино, деревни Атаиха, Бабеево, Бараусы, Белево, Выропаево, Горки, Ермолкино, Зубово, Ивахино, Калиниково, Качаново, Ладейкино, Манушкино, Мышино, Окунево, Пашково, Подъельно, Раково, Русиново, Ручкино, Сапроново, Сенково, Сергеево, Скорохново, Сменово, Ступино, Ужлово, Федорково, Федосово, Хвастово, Шестниково; хутора Астахново, Гвоздня, Кирпичной, Паклина Горка, Пески, Скорохново, Ступинской.

В 1914 году в приходе проживало 1509 мужчин и 1555 женщин.

Деревня Ступино – родовое имение Голенищевых-Кутузовых. В 1779-1784 гг. она принадлежала родителям великого полководца Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова. Отец его, Илларион Матвеевич (1718-1784), вступил в воинскую службу после окончания Санкт-Петербургской военно-инженерной школы. С 1746 г. находился на инженерных работах в Санкт-Петербурге, спроектировал Екатерининский (ныне Грибоедова) канал в столице, построил канал Петра Великого в Кронштадте. После отставки в чине инженер-генерал-майора поселился в Ступино. Ему принадлежали деревни Подъельно, Скорохново, Федорково, Варыгино и другие. Михаил Илларионович Кутузов бывал в Ступино, владел им. Усадьба до наших дней не сохранилась. Деревня находится на берегу речки Серебрянки.

Ныне деревня Теребени Опочецкого района. Церковь действующая, нуждается в реставрации. Сведений о её закрытии в советское время не выявлено. По мнению некоторых литературоведов, именно эту церковь описал в своей повести «Метель» Александр Сергеевич Пушкин, который бывал в этих местах.

Видео:

Благоразумный разбойник из теребенской церкви. Вообще, там много сюжетов о Теребенях и священнике.
(К сожалению, вперемешку с видео "легкого поведения". Перенести бы это видео на нормальный хостинг, хоть на тот же ВК).

Комментарий к этому видеосюжету матушки Валентины Мицовой:

Имея многолетний контакт с журналистами, я поражаюсь этой удивительной "гомосапиенской" генерации фантазёров: обязательно журналистам надо половину информации из пальца высосать, а половину перевернуть вверх тормашками! В данном сюжете, бравурно начинающимся с тезиса, что "на призыв о.Георгия сделать копии украденной в июле 2008 г. иконы откликнулись два отдела Русского музея" - всё было как раз наоборот: был МОЙ отчаянный тотальный пиар по всем инстанциям об этой наглой (заказной) краже, а на удавшийся мне пиар и откликнулись наши друзья, обожатели о.Георгия (Егорушки) из Русского музея - как на его незаурядную личность откликнулись и спонсор, и сам журналист!
О.Георгий же возлежал в депрессии на трижды перевёрнутом("мимореальном") диване!

Нынешний молодой да ранний священник повесил в церкви Разбойника на южную стенку , т.е. задницей Разбойника к алтарю, т.е. к Христу, т.е. превратив его тем самым в "неблагоразумного", и сказал, что "какая разница, где ему висеть"?

Дополнительная информация:

Последнее редактирование - 14 июня 2017 года.