Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Опочецкого уезда » Красный город, ц.Михаила Архангела и ц.свят. и чудотв. Николая

Print

Красный город, ц.Михаила Архангела и ц.свят. и чудотв. Николая.

Дополнительная информация:

Информация на сайте Псковского областного архива.

Церковь построена в 1806 году (по клировым ведомостям церкви за 1868, 1900 годы) или в 1808 году (по клировой ведомости церкви за 1914 год) на средства прихожан.  В 1875 году на средства купца Дмитрия Ивановича Подмошенского была сделана пристройка к придельной Преображенской церкви. В 1893 - 1894 годах был проведен крупный ремонт здания церкви на средства церковного старосты купца Д.И. Подмошенского.

Здание церкви двухэтажное, деревянное, на каменном фундаменте, покрыто железом. Согласно клировой ведомости церкви за 1868 год при церкви была деревянная колокольня на каменном фундаменте.  В клировых ведомостях церкви за 1900, 1914 годах указано, что отдельно от церкви стояла каменная колокольня, построенная из камня и плиты и обшитая тесом. Каменная колокольня была построена в 1876 году на средства купца Д.И. Подмошенского вместо сгоревшей деревянной колокольни.

Престолов в церкви два:
1) главный - во имя Святителя и Чудотворца Николая;
2) придельный, располагался на втором этаже над притвором нижнего храма - во имя Преображения Господа Бога. 

По штату 15 мая 1843 года причт церкви состоял из священника, дьякона, дьячка и пономаря. 
По штату 1876 года в церкви служили священник и два псаломщика.
В действительности согласно клировым ведомостям церкви за 1900, 1914 годы на службе состояли: священник, дьякон и псаломщик.

Ближайшие к ней церкви:
Михаила Архангела в пригороде Красный,
в 15 верстах - Покровская села Ново-Покровское,
в 15 верстах (по клировым ведомостям церкви за 1868, 1900 годы) или в 19 верстах (по клировой ведомости церкви за 1914 год) - Ильинская погоста Ильинский
и в 15 верстах - Николаевская погоста Сине-Никольский.

К Николаевской церкви было приписано 6 часовен: 5 деревянных и 1 каменная.

Согласно клировой ведомости церкви за 1900 год в приходе церкви церковно-приходской школы и школы грамоты из-за недостатка денежных средств не было, а в приходе церкви были следующие земские школы:
1) мещанская общественная в пригороде Красном;
2) крестьянская в пригороде Красном;
3) земская школа в 10 верстах от пригорода Красный в деревне Юринково.

В 1895 году священником Алмазовым поднимался вопрос в Училищном совете о выделении средств и открытии церковно-приходской школы. 

По клировой ведомости церкви за 1914 в приходе были следующие школы:
1) общественная мещанская;
2) двухклассная школа в пригороде Красный;
3) земская в деревне Подсадниково;
4) земская в Сидорово;
5) церковно-приходская в пригороде Красный.

В церкви служили следующие лица: священник Иван Васильевич Алмазов (с 7 августа 1892 по 1914 годы), дьякон Михаил Иванович Юпашевский (с 1886 по 1900 годы), исполняющим обязанности псаломщика с 18 апреля 1906 года был Павел Трофимович Осмаков (по 1914 год).

Павел Трофимович Осмаков был арестован 15 ноября 1937 года, осужден тройкой УНКВД Калининской области 26 ноября 1937 года на 10 лет лишения свободы.

На основании имеющихся документов проследить дальнейшую историю церкви не представляется возможным.

Фонд в ГАПО и документы, хранящиеся в нем:

В фонде № 613 по описи № 1 числится 1 дело - это Книга церкви для записи церковного имущества за 1827 год.

Информация на сайте Псковской епархии.

В 1464 году псковским князем Иваном Александровичем и степенным посадником Алексеем Васильевичем здесь основана крепость Красный Городец на Синей реке. Ливонский орден был недоволен строительством крепости, считавший эти земли своими. Теперь им пришлось отказаться от своих амбиций. В 1581 году красногородцы сожгли крепость, чтобы она не досталась полякам, а сами ушли на помощь Пскову, биться там с польскими интервентами. Поляки захватили Красный, но в 1582 г., согласно Запольскому мирному договору, вернули России. С 1634 года по 1667 год Городец Красный принадлежал Речи Посполитой, возвращен России по Андрусовскому миру от 30 января 1667 года. В конце XVII века крепость потеряла свое значение. По административно-территориальному делению Петра I крепость включена в состав Опочецкого уезда, получила наименование пригорода, приписана к Опочке.

В составе Опочецкого уезда пригород Красный оставался до 1927 года, когда был образован Красногородский район. К 1917 году пригород Красный был одним из оживленных населённых пунктов Опочецкого уезда, население занималось хлебопашеством и торговлей, здесь было почтовое сообщение, телеграф. Правда, бытовала шуточная поговорка, дошедшая до наших дней: «Город Красный, река Синяя. Народ черный – раков боится». Якобы в старину красногородцы увидели на берегу реки огромного рака, которого они так испугались, что решили идти к нему крестным ходом и просить помиловать их. Рак, в свою очередь, так испугался, что нырнул в реку.

1 августа 1927 года постановлением президиума ВЦИК образован Красногородский район. Районный центр тогда назывался Красногородское. С 22 августа 1944 года по 2 октября 1957 года Красногородский район входил в состав Великолукской области. Решением Псковского облисполкома от 26 апреля 1967 года населённый пункт Красногородское отнесен к категории рабочих посёлков. Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26 января 1995 года посёлок городского типа Красногородское переименован в посёлок городского типа Красногородск.

1. Церковь Святого Архистратига Михаила.

В 1876 году сгорела стоявшая на этом месте церковь. С разрешения епископа Псковского и Порховского Павла (Доброхотова) прихожане в 1878 году построили новую однопрестольную деревянную на каменном фундаменте церковь. Около 1890 г. в притворе устроена ризница. Колокольня построена в связи с церковью, также деревянная, на каменном фундаменте. Колоколов было восемь. Самый большой колокол весил 31 п. 30 ф., на нем было изображение Спасителя и надпись: «Лит в С.-Петербурге 1876 года», второй колокол весил 12 п. 30 ф., на нём была такая же надпись. Третий колокол весил 6 п. 14 ф., четвёртый – 3 п. 17 ф., пятый – 2 п. 7 ф., шестой – 1 п. 20 ф., седьмой – 1 п. 5 ф., восьмой – 21 ф. Надписей на них не было. Вблизи церкви находилось кладбище, было и еще одно кладбище. В 1897 г. Красногородское мещанское общество постановило отвести церкви в вечное пользование дворовое место, ранее принадлежавшее Курановой для строительства здесь церковной сторожки. Церковный староста Василий Овечкин на свои средства приобрел под сторожку двухэтажную избу. В пользу церкви были пожертвованы денежные средства дочерью землемера Александрой Эмман и вдовой коллежского регистратора Евдокией Михайловной Савельевой. Церковь стояла в центре пригорода Красного. В 50 саженях от нее протекала река Синяя, через которую был перекинут мост, за рекою был насыпной вал, на нем стояли две деревянные часовни.

В приходе Михайловской церкви, недалеко от нее, стояло семь часовен. Две из них были каменные. Кроме этих часовен, в приходах двух церквей стояло десять деревянных часовен, в том числе и на кладбищах.

Церковно-приходского попечительства, богадельни и больницы у церкви не было. В пригороде Красном были две земские школы, мещанская и крестьянская, построенные в 1878 году. В 1900 г. в мещанской школе училось 30 мальчиков и 33 девочки. В крестьянской школе училось 106 мальчиков и 21 девочка. Кроме этих школ, были земские школы в деревнях Габоны, Деркули, Ключки, Чернецово. Габоновская школа построена земством в 1890 г., в 1900 г. в ней училось 54 мальчика и 7 девочек. Деркулевская школа построена в 1897 г., в 5 верстах от пригорода Красный, в 1900 г. здесь училось 17 мальчиков и 2 девочки. В Ключковской школе, построенной в 1897 г., обучалось 45 мальчиков и 10 девочек. Школа в Чернецово называлась Поддубской, её посещали 31 мальчик и 6 девочек.

По штату 1876 года в церкви служили два священника и два псаломщика. 25 июля 1900 года епископ Псковский и Порховский Антонин (Державин) разрешил ввести в штат дьякона. С этого времени служили два священника, дьякон и два псаломщика. Земли ни у причта, ни церковной не было. Содержание причта посредственное.

Священник Василий Михайлович Дубковский (5 июня 1844 - 17 мая 1902) был родом из погоста Полисто Холмского уезда Псковской губернии, сын священника. После окончания Псковской духовной семинарии он рукоположен в сан священника, служил в Ильинской церкви г. Торопца Псковской губернии, в погосте Дегжо Порховского уезда. С 23 января 1875 года о. Василий служил в здешней церкви. Здесь священник служил и учителем, и законоучителем в школах, был избран духовным следователем церковного округа, членом благочиннического совета. За заслуги по духовному ведомству награжден набедренником и скуфьёй, за очень хорошие успехи учеников Красногородского крестьянского училища получил благодарность от училищного совета. Священник Василий Михайлович Дубковский скончался 17 мая 1902 года.

На его месте из погоста Окни Великолукского уезда переведён священник Алексий Меншихов. В мае 1905 года он награжден скуфьей. Других сведений о нем нет.

Священник Виктор Александрович Уберский (1870-?) родился в семье священника в погосте Паниковичи Псковского уезда, закончил Псковскую духовную семинарию. С 1891 г. начал службу псаломщиком в здешней церкви, через год по собственному прошению его переводили священником в погост Старина Торопецкого уезда, в Верхний Остров, Колбижицы Псковского уезда. С 15 сентября 1899 г. он служил в Михайло-Архангельской церкви пригорода Красный. Здесь о. Виктор преподавал Закон Божий в школах. За заслуги по духовному ведомству и отличное поведение священник награжден набедренником, скуфьёй, камилавкой. Священник Уберский последний раз упоминается в документах церкви в 1923 году. Больше сведений о нем нет.

Священник Феодор Михайлович Белявский (1878-?) был родом из погоста Лукино Великолукского уезда. После окончания Псковской духовной семинарии, с 1899 года, служил псаломщиком в Михайловской церкви. В 1904 году он рукоположен в сан священника и назначен служить в погост Шушелово Порховского уезда. 20 ноября 1906 г. по собственному прошению возвращен в Михайловскую церковь пригорода Красный. Священник преподавал Закон Божий в земских школах прихода, был награжден набедренником, камилавкой и скуфьёй. Арестовали священника Белявского 11 января 1931 года, 6 мая того же года дело прекращено, священник реабилитирован.

Дьякон Феодор Иаковлевич Светлов (25 декабря 1870-21 марта 1910) родился в погосте Борисоглебский Опочецкого уезда в семье псаломщика, обучался в Псковской духовной семинарии, но не закончил её. Служил в сане дьякона в погостах Новопокровский Торопецкого уезда, Веснеболог Опочецкого уезда. С 9 августа 1900 г. служил в Михайловской церкви пригорода Красный. Дьякон Феодор Светлов скончался в здешнем погосте.

В 1913 году здесь служил дьяконом Иоанн Мухин. Других сведений о нем нет.

Дьякон Алексий Александрович Троицкий (1 марта 1885-?) уроженец деревни Ломы Торопецкого уезда, обучался в Псковской духовной семинарии, но не закончил её. С 1913 года служил псаломщиком в погосте Жуково Холмского уезда Псковской губернии, в том же году он сдал экзамен на звание дьякона и назначен служить в Николаевскую церковь пригорода Красный. Когда Алексий Александрович стал священником – в настоящее время не установлено. Арестовали о. Алексия 6 августа 1937 года, приговорили к 10 годам лишения свободы. Больше сведений о нем нет. Реабилитирован священник Троицкий 20 декабря 2001 года.

Псаломщик Николай Павлович Цветков (1883-?) обучался в Псковском духовном училище. По собственному прошению в 1904 году он направлен исполнять должность псаломщика в здешнюю церковь, в 1914 году утвержден в должности псаломщика. В документах Михайловской церкви псаломщик Цветков последний раз упоминается в 1928 году.

Приход церкви составляли населённые пункты: Авдеенки, Агафонково, Александрово, Анисименково, Антонинки, Астицы, Батово, Белоборы, Березница, Бибаево, Бличино, Бодрово, Боровые, Браткино, Братниково, Бураково, Вексино, Вильневка, Вишни, Володькино, Ворзово, Воронино, Ворсули, Выставка, Габоны, Гавры, Ганьково, Гирино, Глушково, Голубовка, Горбовка, Горбуновка, Горелый Мост, Горшаново, Гравидово, Гривки, Гривки-Заречье, Гришково, Гурченково, Даганово, Дадаладовка, Деркули, Дудкино, Дылановка, Жеребино, Зельцы, Исаево, Кастево, Ключки, Коромыслы, Котляровка, Красиково, Кратовка, Кривино, Круглово, Круглый Бор, Латышевка, Ломы, Лобаево, Ломки, Лоскутино, Люмажево, Лямоновка, Лямоны, Маковейково, Маланино, Машнево, Мекшино, Мехово, Мильцево, Минино, Мокрово, Молево, Морозово, Мулдово, Мыза, Никифоровка, Ночево, Ореховка, Островки, Палкино, Пиково, Подсадник, Подсадница, Погребовка, Плаксино, Поддубье, Поляково, Поповка, Порожки, Проглотино, Растворово, Репнин Остров, Речево, Рогаткино, Рогаткино (пустошь), Ромыслы, Рудиновка, Рыжково, Сайды, Сакулино, Самульцево, Санево, Серговка, Ситни, Ситниково, Соболицы, Сорокино, Стродово, Суханово, Тарасовка, Треньки, Тришуты, Тупичино, Угловка, Усово, Ушкино, Филимоны, Чакшево, Частилково, Челаново, Черепово, Чернецово, Шаршановка, Шутово.

Всего в 1914 году в приходе церкви проживало 4743 мужчины и 4643 женщины.

2 октября 1923 года в Опочецкий уездный отдел управления подано заявление церковно-приходского совета и членов Красногородского Михайло-Архангельского религиозного общества православного вероисповедания с просьбой зарегистрировать устав общества. Он был составлен на основании типового устава, разработанного соответствующими центральными органами власти и управления. В уставе были следующие положения: религиозное общество «имеет целью объединение граждан православного исповедания в районе пригорода Красного, Красногородской и Покровской волостей Опочецкого уезда Псковской губернии. С этой целью Красногородское Михайло-Архангельское религиозное общество:
1) устраивает молитвенные собрания;
2) управляет имуществом, полученным по договору от местных органов Советской власти;
3) заключает сделки частноправового характера, связанные с управлением культовым имуществом;
4) участвует в съездах религиозных обществ;
5) назначает служителей культа для совершения религиозных обрядов».
Членом Михайло-Архангельского религиозного общества мог быть каждый гражданин, «принадлежащий к данному культу». Приём в члены общества производился общим собранием членов общества открытым голосованием, простым большинством голосов. Прекращение членства в религиозном обществе было возможно как по личному заявлению, так и по постановлению 2/3 наличного числа членов общества. Списки членов общества ежегодно представлялись в Опочецкий уездный отдел управления. Членам общества или его уполномоченным предоставлялось право собирать добровольные пожертвования для покрытия расходов, связанных с обладанием культовым имуществом, но обязательные членские взносы были запрещены. Все возникавшие вопросы должны были решаться на общих собраниях общества открытым голосованием простым большинством голосов, за исключением случаев, предусмотренных в соответствующих пунктах устава общества. Общие собрания общества происходят открыто. Для выполнения принятых постановлений, для представительства, общее собрание членов общества избирало уполномоченных. Изменения в устав общества принимались на общем собрании, если за них голосовало 2/3 голосов. Но изменения в устав обязательно утверждались (или отвергались) отделом управления уисполкома или соответствующими органами государственной власти. Интерес представляет пункт устава о ликвидации общества: «Общество может быть закрыто:
1) по постановлению соответствующего губисполкома или облисполкома;
2) вследствие ареста части членов общества;
3) по постановлению общего собрания членов общества.
В случае закрытия общества всё имущество, находящееся в пользовании общества, возвращается местному Совету (т.е. органу Советской власти. – НК) по инвентарной описи уполномоченным, избранным для сего ликвидационным собранием общества». Подписали проект устава председатель приходского совета Добрынин, протоиерей Виктор Александрович Уберский, священник Федор Михайлович Белявский, псаломщики Николай Павлович Цветков и Федор Васильевич Томсин. Подробная опись имущества церкви составлена 29 сентября 1923 года. Договор о принятии церкви в бессрочное бесплатное пользование составлен 7 декабря 1923 года. Таким образом, церковь оставалась действующей.

8 января 1930 года начальник районного отделения внутренних дел Кудряшов в присутствии понятых принял от председателя церковной двадцатки Матвея Сергеева церковное имущество «и церковь для передачи под склад льноводному товариществу». 6 апреля 1931 года составлен акт об изъятии из церкви 3387 граммов «серебряного имущества». Церковь не сохранилась. На её месте построили дом культуры. 

Усадьба Лямоны (Лямоново) принадлежала предводителю дворянства Опочецкого уезда Алексею Никитичу Пещурову (1779-1849). Он приходился дядей лицейскому однокашнику Пушкина – Александру Михайловичу Горчакову, который после окончания лицея посвятил себя дипломатической службе. В 1825 году молодой дипломат получил отпуск и приехал в гости к дяде. В Михайловском тогда жил Пушкин. Узнав о приезде Горчакова, Пушкин поехал в Лямоново. Он читал другу сцены из «Бориса Годунова», но дружеского разговора не получилось. Поэт считал Горчакова баловнем судьбы по сравнению с собой, но и у того хватало забот. И все же поэт об этой встрече написал:

Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Пройдут годы, Александр Михайлович Горчаков станет государственным канцлером Российской империи, членом Государственного Совета, министром иностранных дел России. Через всю свою жизнь он пронесет верность лицейской дружбе. Алексей Никитич Пещуров был уважаемым человеком в Псковской губернии. Опочецкие дворяне дважды избирали его своим предводителем, с 1830 по 1839 год он был псковским губернатором. При нем в 1833 г. в Пскове была открыта первая публичная библиотека. Его младший сын Алексей стал мореплавателем, возглавлял Черноморский флот (1882-1889), при нем начала осуществляться программа возрождения Черноморского флота. Еще гардемарином он принял участие в плавании на фрегате «Паллада» под флагом вице-адмирала Е.В. Путятина. Во время плавания в Тихом океане в 1861 году А.А. Пещуров открыл бухту в заливе Петра Великого, которую назвал Гайдамак. Именем Алексея Алексеевича Пещурова названы три мыса в Японском море.

В начале XX века усадьба принадлежала Фридериксам. Здесь был двухэтажный дом, окруженный парком, разбитым в конце XVIII – начале XIX века. Здесь были винокуренный завод, солодежня, мельница. Господский дом был уничтожен в первые же годы советской власти, потом исчезли и другие постройки.

2. Церковь Святителя и Чудотворца Николая.

Деревянная, на каменном фундаменте, церковь построена прихожанами в 1806 году (по другим сведениям – в 1808 году). Престолов в церкви два, кроме главного престола, в приделе престол Преображения Господня. Колокольня была построена из кирпича и каменной плиты в 1876 году вместо сгоревшей деревянной колокольни, обшита тёсом, стоит отдельно от церкви. На ней было семь колоколов. Вес первого колокола 53 п. 2 ф., вес второго 25 п. 25 ф, вес третьего – 12 п. 7 ф, четвёртого – 6 п. 16 ф., пятого – 3 п. 17 ф., шестого – 1 п. 25 ф., седьмого – 30 ф. На самом большом колоколе была надпись: «Лит в С.-Петербурге [на заводе] А.П. Васильевой». До 1896 г. при церкви существовало кладбище.

В приходе было пять деревянных и одна каменная часовня.

В 1896 году священник Алмазов поставил вопрос об открытии церковно-приходской школы. Когда она открыта – не установлено. В 1914 году в ней обучалось 12 мальчиков и 12 девочек. В пригороде Красном были открыты три школы: общественная мещанская школа, Сидоровская и Подсадницкая земские школы. При церкви была учреждена богадельня, которую содержал церковный староста Подмошенский.

До введения штатов 1876 года в церкви служили священник, дьякон и пономарь. По штату 1876 г. в церкви должны были служить священник и два псаломщика. Фактически штат составляли священник, дьякон и псаломщик, а затем священник, дьякон, исполнявший одновременно обязанности псаломщика.

Священник Иоанн Васильевич Алмазов (1867-?) был сыном священника города Торопца Псковской губернии. После окончания Псковской духовной семинарии назначен служить псаломщиком в Михайловскую церковь пригорода Красный. В 1890 г. по его прошению он рукоположен в сан священника в погост Спасов Клин Холмского уезда Псковской губернии, 7 августа 1892 года о. Иоанн переведен в Николаевскую церковь пригорода Красный. Опочецкое уездное земство пригласило священника преподавать в Красногородской крестьянской школе, он также преподавал Закон Божий в министерском училище, в воскресной школе, был членом благочиннического совета своего церковного округа. В воздаяние полезной и усердной службы о. Иоанна его наградили набедренником, скуфьёй и камилавкой.

Дьякон Михаил Иоаннович Юпашевский (1834-25 января 1911) был сыном причетника этой же, Николаевской церкви, обучался в Псковской духовной семинарии, но закончить её не пришлось. Ему довелось быть послушником в Спасо-Елеазаровом монастыре, дьячком в Великолукском уезде. В 1868 году Михаил Иоаннович начал служить в Николаевской церкви. 15 января 1911 года он уволен за штат (на пенсию). Дьякон Юпашевский скончался в пригороде Красный.

Дьякон Николай Михайлович Юпашевский, по всей видимости, сын дьякона Михаила, назначен в здешнюю церковь 15 января 1911 года. До этого он служил псаломщиком в погосте Глубокое Опочецкого уезда. Он служил здесь до 5 июня 1913 года и переведен в погост Встеселово Торопецкого уезда.

После него с 22 сентября 1913 года дьяконом здесь служил Алексий Троицкий, бывший до этого псаломщиком в погосте Жуково Холмского уезда.

С 11 февраля 1915 года служил дьякон Александр Лебедев.

Псаломщик Василий Николаевич Успенский (1875-?) был родом из погоста Немоево Островского уезда, родился в семье псаломщика. После окончания Псковского духовного училища он служил в пригороде Печеры, в 1900 году назначен в здешнюю церковь.

Псаломщик Иоанн Мухин служил здесь до 23 мая 1905 года, его назначили дьяконом в погост Рождество (Рождественский) Опочецкого уезда.

В 1914 году должность псаломщика исполнял Павел Трофимович Осьмаков (1 июля 1878-?), сын крестьянина деревни Пашково Загорской волости Великолукского уезда. Он закончил Плайскую церковно-приходскую школу, в 1904 г. сдал экзамены на псаломщическую вакансию в Псковском архиерейском доме, 18 апреля 1906 назначен исполнять обязанности псаломщика здешней церкви. Где ему привелось служить в дальнейшем – неизвестно. 15 ноября 1937 года его арестовали и приговорили к 10 годам лишения свободы. Вышел ли он на волю – неизвестно. Реабилитирован Павел Трофимович 13 сентября 1999 года.

В настоящее время нет сведений о дальнейшей судьбе священника Алмазова, дьяконов Юпашевского, Троицкого и Лебедева, псаломщика Успенского.

Церковным старостой с 1907 г. был красногородский купец А.Д. Подмошенский.

Приход Николаевской церкви составляли: пригород Красный (частично) и деревни: Андрюши, Артамоненки, Асташево, Барашково, Башутино, Бельково, Бличино, Голубовка, Горенки, Гусево, Гуркино, Глухари, Данилкино, Ерусово, Ершово, Жагарево, Зайцы, Запутье, Зеркули, Иванцево, Катуры, Кашино, Краськово-1, Краськово-2, Кудрево, Литвинка, Мицкеево, Мокрицы, Морозово, Паньково, Паршино, Перепечино, Петрухново, Поляки, Подсадница, Подвишенка, Путовка, Рассохи, Реченки, Сейполово, Сорокино, Спирово, Стянжево, Тишково, Трошинково, Фроловка, Цыбино, Юринково, Яхново.

Всего в 1914 году проживало 1645 мужчин и 1667 женщин.

2 декабря 1924 года заведующий отделом местного хозяйства волостного исполкома в присутствии представителей церковных советов «произвел обследование часовен, находящихся в пригороде Красном и его окрестностях». Были «обследованы» 9 часовен. Конечно, состояние часовен было удручающим, у населения не было средств, а самое главное, разрешения органов власти на их достойное содержание. В деревянной дощатой часовне на перекрестке Опочецкого и Матюшкинского трактов размером 1 на 1 аршина уже несколько лет не совершались религиозные обряды, она разрушается. Не совершались религиозные обряды в бревенчатой часовне на берегу реки Синей у деревни Поповка, она расхищалась. Почти расхищена бревенчатая часовня на валу, вторая часовня здесь же «опрокинута и почти вся расхищена, имеются остатки – часть крыши и 4 стойки (столба)». Часовня на перекрёстке Лямоновского и Корсовского трактов «разрушена и расхищена окончательно, так что трудно установить прежнее её состояние, осталась только крыша». Религиозные обряды дважды в год совершались в кирпичной часовне на Торговой площади в пригороде Красном, но и она нуждалась в ремонте. Один раз в год еще совершались религиозные обряды в бревенчатой часовне на Бобровой горе, в часовне над чудотворным источником на горе Светик на расстоянии 1/4 версты от пригорода Красный, и в стоящей там же бревенчатой часовне, которая единственная отмечена как «вполне исправная». Вывод: «народное имущество приходит в негодность». При этом не удалось установить: были ли часовни во исполнение декрета СНК 1918 года переданы верующим? Всё равно рекомендовалось признать часовни закрытыми. «Имущество обрядового характера, составляющее эти часовни, и в них находящееся, постановлением губисполкома должно быть реализовано, а вырученные от реализации суммы подлежат зачислению в доход государства». Так рекомендовалось поступить с часовнями, в которых религиозные обряды не совершались. Часовню над чудотворным источником предлагалось закрыть «как возможный источник заразы». Кирпичную часовню на Торговой площади предлагалось закрыть и использовать в качестве газетного киоска. Закрыть предлагалось и другие часовни, кроме деревянной часовни на горе Светик. Псковский губисполком 14 января 1925 отклонил ходатайство Опочецкого уисполкома относительно закрытия всех часовен. Разрешено «закрыть часовни, опасные для посетителей ввиду их ветхости». До наших дней не сохранились часовни на выезде из посёлка, Флоровская, на дороге в Покровское, «Светик», обе часовни на валу. Одну из часовен поджог комсомолец Иван («не помнящий родства»), за что был наказан – сошел с ума. Часовня на Бобровой горе и сама гора уничтожены в 60-е годы.

Николаевская церковь закрывалась на короткое время в 30-х годах. Каменная колокольня разобрана после войны.

С августа 1941 года в церкви служил священник Феодор Степанович Ягодкин. Он родился 1 февраля 1909 года в городе Режица Витебской губернии. Здесь он окончил Режицкую правительственную русскую среднюю школу, уехал в Париж, стал студентом Православного Богословского института и с успехом окончил его. 19 декабря 1934 г. рукоположен в сан священника епископом Печерским Николаем (Лейсманом), служил священником в местечке Виляки, в Рижской Благовещенской церкви. В числе других священников о. Феодор был направлен в Псков для работы в составе Псковской Православной миссии. Местом его служения стала Николаевская церковь в пригороде Красном. Благодаря о. Феодору в окрестных населённых пунктах были открыты 15 церковных школ. Его надежными и верными помощниками в деле религиозного просвещения стали учителя. В церковных школах по желанию населения был пройден полный курс Закона Божия с молитвами. 27 июня 1942 года священник Ягодкин вернулся в Ригу. По некоторым сведениям священник Феодор Степанович Ягодкин скончался в Германии в лагере для перемещенных лиц.

В 1943 г. в поселке Красногородское служил священник Псковской Православной Миссии Борис Михайлович Стехновский.

В настоящее время посёлок Красногородск – районный центр. Николаевская церковь действующая.

Последнее редактирование - 30 сентября 2017 года.