Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Невельского уезда » Невель, Спасо-Преображенский мужской монастырь

Print

Невель, Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Информация на сайте Псковского областного архива.  Сведения о монастыре:

Дата образования Спасо-Преображенского монастыря не установлена. Монастырь находился в городе Невеле Витебской губернии, был расположен недалеко от берега реки Еменка и занимал видное место на Торговой площади г. Невеля. С 1795 года монастырь был нештатным и необщежительным.

Притеснения православным жителям города от поляков и иезуитов были весьма тягостны, это и побудило их объединиться в братство вокруг находившейся в городе деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1682 году по просьбе жителей города переведен к Благовещенской церкви упраздненный мужской Троицкий монастырь, находившийся в 3 верстах от Невеля. В 1720 году Благовещенская церковь сгорела. Жители решили построить каменную церковь, и в 1725 году приступили к строительству церкви на собственные деньги. Новый храм было решено посвятить Преображению Господню. Храм был освящен 1 августа 1732 года, имел в высоту 8 саженей, в ширину 6 и в длину 11 саженей. Храм венчал восьмигранный купол. Крыша была двускатная, в храме было 25 окон разной величины. Храм был холодный. Вначале были два придела, но позднее, после пожара их убрали и храм стал одно-престольный. С правой стороны, перед алтарем, помещалась ризница. В 1907 году в храме был произведен капитальный ремонт. Под сводами храма за алтарем в 1752 году был погребен благотворитель монастыря бургомистр г. Невеля Симон Быховец. Имя архитектора, автора проекта храма, не известно.

С южной стороны к Преображенскому храму был пристроен теплый храм во имя Святого Николая Чудотворца. Дата его строительства и архитектор не известны. Кровля храма была шатровая, односкатная.

К востоку от Преображенского храма был выстроен холодный каменный храм во имя Нила Столобенского. Храм был устроен в 1811-1825гг., имя автора проекта не известно. Над храмом возвышалась двухъярусная колокольня. Храм был устроен на средства братчиков и пожертвования верующих.

На территории монастыря стоял каменный двухэтажный корпус. На втором этаже были покои настоятеля, на первом - братские кельи. В 1909 году к нему пристроено каменное одноэтажное помещение для кухни и трапезной. Были также каменные надворные постройки под одной крышей: хлев, конюшня, сарай для сена, экипажный сарай и кладовые для провизии.

На Никольской улице Невеля стоял деревянный монастырский храм Святого апостола Иоанна Богослова. Из-за ветхости по указу Полоцкой духовной консистории от 22 мая 1882 года он был разобран. В 1904 году был приобретен в селе Чернецово деревянный храм, перевезен в город, и установлен на месте разобранного. Освящен он был также в честь Иоанна Богослова.

К Спасо-Преображенскому монастырю была приписана кладбищенская церковь во имя Святого великомученика Георгия. Церковь была деревянной, одно-престольной. Церковь была упразднена в 1837 году.

С западной и северной стороны монастырь был обнесен каменной стеной, в ограде были трое ворот.

По штату монастырю братии не было положено. В 1909 году в монастыре проживали: настоятель, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 12 послушников. Управлял монастырем архимандрит.

Источниками существования монастыря были огороды, земли, использовавшиеся самим монастырем или сдававшиеся в аренду, непосредственно рядом с монастырем, в г. Невеле, фольварке Сипово, а также часть озера Каратай. В Невеле у монастыря была каменная лавка на базарной площади, которая сдавалась в аренду. Монастырю на вечное поминовение графа Орлова, иеромонаха Филарета, архимандрита Гамалиила, Невельского купца Иоанна Жданко, Антония и Варвары Зарецких, унтер-офицера Давида Ивановича Кутова, Невельской гражданки Олимпиады Вознесенской, благотворителей и всех их родственников были пожертвованы доходные билеты Государственного банка и государственной ренты. Некоторые доходные билеты государственной ренты были приобретены монастырем "из остаточных сумм". Ежегодное пособие от Синода составляло 290 рублей. Монастырь находил возможность содержать столовую и иногда выдавать денежное пособие странникам и богомольцам.

Вместе с городом монастырь много и часто страдал от опустошительных пожаров. После пожара 1865 года монастырь долго не мог оправиться, погорели монастырские храмы и кельи немногочисленного братства. В пожарах 1865, 1888, 1897 годов погибли многие исторические документы. Архив и библиотека монастыря из-за частых пожаров не сохранились. "Утрата этих древнеписьменных памятников тяжела для церковной истории Северо-западного края России, тем более, что Невельский Спасо-Преображенский монастырь никогда не был предметом особенного исследования людей науки".

В монастыре хранились чтимые старинные иконы. На горнем месте в церкви Николая Чудотворца стояла икона византийского письма в золоченой ризе Господа Вседержителя с предстоящими Ему Богоматерью и Святым пророком и Предтечей Иоанном Крестителем византийского письма в золоченой ризе. Икона преподобного Нила Столобенского в серебряно-золоченой ризе почиталась чудотворной жителями города и окрестных мест. В день обретения мощей преподобного, 27 мая старого стиля, на поклонение этой иконе собиралось большое число молящихся, перед ней служились молебны. По преданию эта икона была принесена из Нило-Столобенской пустыни Тверской губернии. Икона преподобного Сергия Радонежского Чудотворца с частицей его гроба была прислана в благословение монастырю наместником Троице-Сергиевой лавры в 1874 году. Икона была с частицами мощей преподобного Сергия Радонежского, святителя Ионы, митрополита Московского, святых целителей Козьмы и Дамиана. Казанская икона Божией Матери в серебряной ризе, была устроена и украшена жителями города в память избавления от холеры в 1841 году. Коллежский советник Евфимий Андреевич Отрошкевич в 1865 году преподнес в дар обители икону Успения Богоматери в серебряной позолоченной ризе. В монастыре хранился небольшой серебряный позолоченный крест с частицами Животворящего древа Господня и святых мощей апостола Павла и великомученицы Варвары и два Евангелия. Одно Евангелие было напечатано в Москве в 1685 году, другое в 1694 году.

Первым настоятелем монастыря был игумен Исаакий - 1673 год. Затем известно о следующих настоятелях: игумен Софроний (Марецкий) при нем в 1725 году заложен каменный храм Преображения Господня; игумен Досифей (Рубис) с 1742 года; иеромонах Филарет с 1750 года; игумен Вениамин (Соколовский) с 1764 года; игумен Иустин Негребецкий с 1775 года; игумен Маркел с 1776 года; игумен Кирилл с 1778 года; игумен Ферапонт с того же, 1778 года, игумен Иасон с 1782 года; игумен Иоанафан с 1784 года; игумен Сосипатр (Потапов) с 1787 года; игумен Сергий с 1801 года; игумен Захария (Полонский) с 1807 года; иеромонах Илларион с 1808 года; игумен Боголеп с 1815 года; иеромонах Самуил с 1826 года; игумен Павел (Чижевич) с 1830 года; архимандрит Мефодий Краснопольский с 1832 года; архимандрит Григорий (Лукашевич) с 1866 года; архимандрит Тихон с 1867 года; игумен Амвросий (Рассудов) с 1871 года; игумен Амвросий (Соловьев) с 1880 года; архимандрит Гамалиил Никольский с 1889 года; архимандрит Иона с 1900 года; архимандрит Порфирий с 1902 года и "поныне" (т.е. 1909 год).

После 1917 года монастырь был закрыт. На заседании президиума Великолукского окрисполкома 16 января 1930 года был рассмотрен вопрос о закрытии Преображенского собора бывшего монастыря, ставшего приходской церковью: "ввиду того, что религиозное объединение, пользующееся указанным молитвенным зданием, района обслуживания не имеет и фактически является остатком бывшего закрытого монастыря" было принято решение войти с представлением в президиум облисполкома о расторжении договора с религиозной двадцаткой от 14 июля 1929 года и передать церковь горсовету "для использования под культурно-просветительное учреждение". Здания церквей до наших дней не сохранились.

Фонд в ГАПО и документы, хранящиеся в нем:

Фонд 674, опись 1, опись 2, опись 3.

Дополнительная информация:

В процессе подготовительной работы с расходными документами Невельского Спасо-Преображенского мужского монастыря обнаружены счета из бакалейных лавок невельских купцов и пожарных добровольцеев Николая Бенкевича и Ивана Двинятина. Ссылка.

Завершена работа с 6 делами из фонда Невельского Спасо-Преображенского заштатного необщежительного мужского монастыря, которые хранятся в ГАПО. (Третья опись этого фонда раскрывает значение монастыря как пенитенциарного учреждения). Для изучения церковной жизни в Невельском уезде значительный интерес представляют приходо-расходные книги святой обители сей за 1867, 1877, август 1897-декабрь 1898 и 1904 гг. В этих книгах общим объёмом в 129 листов можно почерпнуть самую разнообразную информацию, например о том чем питались монахи и гости монастыря (например квашеной капустой, которой в октябре 1897 и 1898 годов было закуплено в общей сложности 95 пудов, то есть 1.5 т.) объёмы тарелочного и кружечного сборов на праздники преподобного Нила Столобенского, святителя Николая и Преображения Господня. В 1877 и 1897-1898 годах монастырь переживал интенсивное развитие, так в 1877 году проводились работы по Спасо-Преображенскому собору и Ниловской часовне, а в 1897-1898 гг. монастырское хозяйство получило новый импульс к развитию, он был выстроен заново. Из источников с разницей в 20 лет можно увидеть то, что нужды монастыря в услугах кузнеца, серебряных дел мастера или приобретении строительных материалов удовлетворяли подчас одни и те же люди, как то Иван Жданко и Николай Бенкевич, Варвара Зайцева и Митрофан Подолянский. Также приходо-расходные книги являются не только источником по экономической истории Невельского монастыря и уезда, но и из них можно почерпнуть сведения по генеалогии населения, так в книге 1877 года в записи от 30 августа встречается фамилия "Храпиновичева", между тем известно, что родовая фамилия народного артиста СССР Зиновия Гердта была Храпинович, да и в Невеле жил Вульф Храпинович. Также встречается и фамилия Дюринский (древняя, ещё из XVII века), так в книге за 1867 год упомянута невельская мещанка Анастасия Дюринская, которая получила 1 рубль за изготовленные ею восковые свечи. Таким образом копилка знаний о прошлом Невельского района и благочиния пополнилась новыми сведениями, которые необходимо будет облечь в форму публикации.  Ссылка.

В августе 1897 года в Невельском Спасо-Преображенском монастыре произошёл сильный пожар. Видимо только по этой причине в книге расходов монастыря за 1897 год отсутствуют не только лист 1, но и все предыдущие листы за январь - первую декаду августа. Сгорели не только документы, но и монастырская печать, которую заказали у "серебряных дел" мастера Прудинского за 2 рубля 50 копеек. Но зато мы располагаем сведениями о расходах, понесённых монастырём по расчистке пепелища и восстановлению монастырских зданий и построек.   Ссылка.

Перевёл в формат word книгу "на записку прихода денежных сумм и капиталов" за 1904 год. В этом источнике можно встретить упоминание невельского врача Вениамина Юдина, отца виртуозной пианистки Марии Вениаминовны Юдиной и её сестры - геолога Веры Юдиной, за 6 рублей арендовавшего сроком на год участок монастырской земли. На примере кружечного сбора в часовне во имя преподобного Нила Столобенского можно убедиться в том, что на Невельской земле этот русский святой пользовался большим уважением. Равно как и динамика сумм, вырученных за приобретённые богомольцами восковые свечи демонстрирует их интерес к богослужению в обычные дни и дни постов. Также среди арендаторов земель и лавок, принадлежавших монастырю следует упомянуть купцов Алексея Пантелея, Соломона Гинзбурга и купчиху Елену Бенкевич, дворянина Михаила Петровича Янковского, мещанку Ривву Хейфец и др. жителей Невеля. В ранее (в 2014 году) изученных описях монастырского имущества за разные годы можно встретить упоминания о пожертвованных в монастырь облигациях для вечного поминовения душ родственников клириков и вкладчиков монастыря, книга записи прихода денежных сумм отчасти дублирует информацию из описей имущества, но значительно её дополнит другой источник - расходная книга монастыря за 1897-1898 гг., которая потребует большего количества времени и приложенных усилий. Ссылка.

Последнее редактирование - 4 сентября 2017 года.