Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Гдовского уезда » Православная Церковь в Гдовском уезде в 1917 – 1920 годах

Print

Православная Церковь в Гдовском уезде в 1917 – 1920 годах.

Коломыцева Нина Владимировна, начальник отдела ГУО «Государственный архив Псковской области».

В начале своего выступления хочу напомнить, что 11 декабря 1781 года, в царствование Екатерины II, Гдовский и Лужский уезды переданы из Псковской губернии в Санкт-Петербургскую, в составе которой оставались до 1 августа 1927 года.

После отречения императора Николая II, пришедшее к власти Временное правительство отменило обязательное преподавание Закона Божия и передало церковно-приходские школы в ведение Министерства народного просвещения. Возражения со стороны Поместного Собора и церковных иерархов не были приняты во внимание.

С приходом к власти большевиков стал завязываться конфликт с Церковью. Основная доля ответственности за этот конфликт лежит на новой власти, сразу провозгласившей несовместимость учения марксизма с религией.

Одним из первых документов, направленных против Церкви, стал опубликованный 20 января 1918 года приказ народного комиссариата государственного призрения А. Коллонтай «О прекращении выдачи средств на содержание церквей, часовен, священнослужителей и законоучителей и на совершение церковных обрядов». Согласно приказу выдача средств прекращалась с 1 марта 1918 года. В документе содержалась оговорка, что «Церковные службы и требы могут продолжаться при условии возбуждения ходатайства коллективами верующих с обязательством принятия на себя ремонта и содержания помещений, инвентаря и служащих».

20 января 1918 года принят и 23 января опубликован  декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». На долгие десятилетия этот декрет поставил церковь в бесправное положение, лишил права юридического лица, запретил церквам и монастырям владеть собственностью. В Наркомате юстиции 8 мая 1918 года создан отдел по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от Государства, который возглавил П. А. Красиков. Новая власть рассчитывала быстро расправиться с церковью. Этому помешало, прежде всего, недовольство крестьянства. Отчуждение церковной земли оно в целом поддержало, но введение гражданской регистрации актов гражданского состояния, запрет на преподавание Закона Божия в школах вызвали негативную реакцию. Впрочем, захват и самовольное распоряжение церковным имуществом тоже было не душе многим крестьянам. Так, например, на собрании граждан Аксовского сельского общества 23 (10) июля 1918 года осуждены действия жителей деревень Барский Дубок и Давыдово, допустивших самовольный захват сенокосов, имущества и угрожавших Творожковскому монастырю разгоном. Объясняли жители это тем, что «Творожковский монастырь образцово и неутомимо обрабатывает землю собственным своим трудом, в религиозном отношении дорог нашим эстетическим чувствам, чего нарушать при лозунге «Свобода, равенство и братство» никто на это не имеет никаких прав, в политическом отношении представляющий из себя вид коммуны, нередко приносящий пользу населению в отношении приюта и богадельни.… Принимая во внимание вышеизложенное, просим Узьминский волостной Совет считаться с интересами вопиющих голосов народа и идти в разрез темным массам, преследующим интересы неосмысленной анархии…. Просим обратить также внимание и на то, что свой покос и земля у таких лиц требуют хозяина, а не лежебока-ленивца, жаждущего поживиться чужими кровными трудами». На заседании Задорьевского сельского земельного отдела Узьминской волости Гдовского уезда 25 (12) июля 1918 года отмечалось, что «граждане деревни Барский Дубок рубят и истребляют в монастырской даче молодого леса ельника от 2-4 вершков и зажигают оставшиеся там маковки от деревьев, которые были бы годны на дрова, говоря, что они рубят суки, т.е. под рожь».

10 июля 1918 года была принята первая советская Конституция, вводившая существенные ограничения прав служителей культа.

30 июля 1918 года подписан декрет СНК «О набатном звоне», согласно которому виновные в созыве населения набатным звоном, тревожными гудками, рассылкой гонцов, предавались революционному трибуналу. Попытка совершения указанных деяний наказывалась как деяние совершенное. Газета «Северная коммуна» 8 августа 1918 года опубликовала подписанное председателем СНК союза коммун северной области Г. Зиновьевым и комиссаром народного просвещения А. Луначарским постановление о ликвидации домовых церквей и часовен. Согласно этому постановлению подлежали срочной ликвидации до 10 августа  1918 года домовые церкви учебных и воспитательных заведений. Исполнение постановления возлагалось на отдел народного образования.

В 1919 году на территории уезда шли кровопролитные сражения Гражданской войны. Известно, что с Северо-Западной армией Н. Н. Юденича покинули страну  священники Гдовского уезда  Михаил Ласкеев (Пятницкая церковь) и Николай Павский (погост Щир). В 1920 году, после заключения мирного договора РСФСР с Эстонией, к этому государству отошла территория Скорятинской (с 1919 года Верхне-Наровская) волости, Ильинская церковь погоста Скамья Вяжищенской волости.

На первый взгляд, церковная жизнь в уезде была вполне благополучной, Советская власть  стремилась просто контролировать церковную жизнь в уезде, «приручить» церковь. Видимо, эта политика была продиктована с одной стороны достаточно гибким руководством уезда, с другой стороны такую политику диктовало пограничное положение уезда, были, наверное, и другие причины. В циркуляре Петроградского губисполкома всем уисполкомам от 19 января 1921 года предписывалось разрешать проведение церковно-приходских собраний при условии утверждения повестки дня уисполкомом и только в церкви, обсуждение вопросов, не включенных в утвержденную повестку дня, не допускалось. На собрании обязательно должен был присутствовать милиционер, которому предоставлялось право закрыть собрание, если он усматривал какие-либо нарушения со стороны верующих, и привлечь виновных к ответу. На заседании президиума Гдовского уисполкома 12 апреля 1922 года рассматривался вопрос о разрешении крестных ходов на Пасху. Правда, было принято довольно-таки лукавое постановление: отделу управления уисполкома предоставлено право разрешать крестные ходы под личную ответственность священника по заключению местных волисполкомов. Чтобы поставить под жесткий контроль деятельность каждой церкви, в годы Советской власти каждая церковь от имени 20 выбранных прихожан (двадцатки) заключала договор с уездным, после 1927 года районным, исполкомом.

Первый договор с так называемой «двадцаткой» церкви заключен в 1919 году. Это церковь Рождества Христова погоста Белый Бельской волости (священники Владимир Афанасьевич Сутокин, Ефрем Иванович Баянов).

В 1920 году заключены 4 договора с «двадцатками» в селах Каменно (священник Николай Иванович Новинский), Низ (священник Сергей Павлович Смирнов), Прибуж (священник Пётр Мефодиевич Недремский), Музовер (священник Порфирий Емельянович Байдала).

В 1921 году заключены договора с 6 «двадцатками» города Гдова: Дмитриевского собора (священник Алексей Иванович Грацианов) и церквей: Афанасьевская (священник Алексей Яковлевич Петров), Пятницкая (священник Дмитрий Георгиевич Георгиевский, священник Иван Алексеевич Лебедев) и кладбищенская церковь Марии Магдалины. Причем, к Дмитриевскому собору были приписаны еще 2 церкви: Успенская и Николаевская церкви, и две часовни. В том же году заключили договора и продолжали действовать церкви в сёлах:
Черма
(священник Николай Павлинович Пашков),
Ветвенник
(священник Николай Дмитриевич Охонский),
Кунестье
(священник Михаил Образцов),
Рудница
(священник Пётр Степанович Соловцов),
Воскресенск
(священник Пётр Васильевич Пеньковский),
Полна
(священник Михаил Христофорович Михайлов),
Маслогостицы
(священник Василий Иванович Нечаев),
Боровик (священник Павел Иванович Колосов),
Мельницы
(священник Павел Яковлевич Черновицкий),
Заход
(священник Дмитрий Иванович Поулихов),
Кушолкино (протоиерей Сергей Феофилактович Бельский),
Ктины
(священник Александр Павлович Смирнов),
Шавково (священник Владимир Александрович Виноградов),
Заянье
(священники Иван Матвеевич Лирин, Владимир Андреевич Старопольский, Тимофей Владимирович Рачковский),
Старополье
(протоиерей Семен Тимофеевич Воскобойников, священник Александр Дмитриевич Ласкеев),
Курокша (священник Павел Иванович Румянцев),
Гвоздно
(священник Андрей Лавров),
Доложск
(протоиерей Николай Григорьевич Покровский, священник Иван Иванович Яковлев),
Быстреево
(священники Иван Петрович Тихомиров, Павел Антонинович Яценко),
Лосицы
(священник Романский), Ляды (священник Константин Васильевич Анисимов),
Мишина Гора
(протоиерей Александр Фаворский).

О церкви в селе Заход сказано, что «Церковь функционирует с 1921 года». В селе Лосицы указана не церковь, а «Православная христианская община».

В 1922 году заключили договора церкви в сёлах:
Крапивно
(священник Павел Васильевич Преображенский),
Новоселье
(священник Михаил Фёдорович Малиновский),
Козлов Берег
(священник Осип Иванович Ефимов),
Доможирка
(священник Александр Иванович Румянцев),
Зажупанье
(священник Иван Григорьевич Покровский).

В 1923 году заключили договора церкви:
в Кярово
(священник Константин Модестов),
в деревне Домокарь
(священник Павел Васильевич Преображенский),
Дубяги
(священники Николай Васильевич и Василий Николаевич Комановские),
Кобылье Городище
(священник Константин Григорьевич Туманов),
Ремда
(священник Иван Иванович Хохлогорский).

О Серафимовской церкви в деревне Домокарь Мошковской волости в документах за 1923 год сказано «Церковь вновь построена», в селе Кобылье Городище кроме священника указан «Духовный руководитель епископ Сестрорецкий Николай. Ленинград, Б. Охта, ул. Бурдина, дом 26, кв. 6».

Самыми последними заключили договор «двадцатки» Покровской церкви села Озера – 8 июня 1926 года (священник Александр Антонович Стретов) и Георгиевской церкви села Мда – 10 июня 1926 года (священник Шольский).

В 1927 году только в Гдовской волости действовали 11 православных церквей. Стоит, наверное, напомнить, что в эти годы в Псковской губернии уже повсеместно закрывались церкви, были закрыты практически все монастыри.

Существование монастырей первоначально допускалось при условии их  преобразования в трудовые артели и коммуны. Существовала трудовая артель и в Творожковском монастыре, в некоторых документах она называлась трудовой коммуной. Дату её образования и ликвидации установить не удалось. В 1922 году в Творожковской трудовой артели числилось 50 человек в возрасте от 17 до 63 лет. На иждивение артели ввиду преклонного возраста было принято еще 7 человек. Обо всех членах трудовой артели сказано, что они «беспартийные, занимались сельским хозяйством». В документах за 1920 год есть сведения о размещении школы на территории монастыря, никаких других организаций еще нет. Позднее они на территории монастыря появятся, постепенно монахинь из монастыря будут вытеснять. Акт о принятии на учет Творожковского монастыря составлен 25 января 1920 года. Церковно-приходской совет Троицкой церкви «бывшего Творожковского монастыря» избран 8 мая 1921 года, в него вошли 20 членов, из них 16 – землевладельцы, 2 – члены Творожковской женской трудовой артели (бывший монастырь), 1 священник и 1 служащий почтового ведомства. Председателем церковного совета был Артамон Петров, житель деревни Давыдово, секретарем – Павел Антонинович Яценко, священник Творожковской церкви. Совет был «избран для ведения церковно-приходских дел и заведования храмом и церковным имуществом». В тот же день, 8 мая 1921 года, граждане Узьминской волости заключили договор с Узьминским волисполкомом о том, что ими принят в «бессрочное бесплатное пользование находящийся в Творожковском женском монастыре храм в честь Живоначальной Троицы с приписной к нему церковью в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», находящийся там же, с богослужебными предметами». С этого времени монастырский храм стал приходским, монастырь перестал существовать. Председатель Гдовского уездного бюро юстиции Каблуков 20 мая 1921 года осмотрел здание домовой церкви и объявил причту, что богослужения в ней прекращены. В домовой церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» решено разместить детский дом. Однако плотников для разборки иконостаса найти не удалось. Уездное бюро юстиции в августе 1921 года обратилось в уездный комитет ВКП (б) с просьбой «мобилизовать для этой цели партийных товарищей». 15 марта 1922 года на заседании президиума Гдовского уисполкома образована комиссия по изъятию ценностей из церквей, которой рекомендовано немедленно приступить к работе. Сохранилась расписка члена Узьминского волисполкома в том, что от некоего товарища Иванова «приняты для отправки два ящика с ценностями согласно актам изъятия из Творожковского монастыря и Быстреевской церкви», которые член волисполкома обязывался сдать в уездный финансовый отдел. 15 октября 1922 года Троицкая церковь Творожковского монастыря присоединена к соседнему Быстреевскому приходу. В документе, датированном сентябрем 1923 года, так же указано, что церковь Творожковского монастыря причислена к Быстреевской церкви. В акте описи имущества от 10 мая 1924 года монастырская церковь именуется так: Троицкая церковь Быстреевского прихода, находящаяся в местечке Творожково Узьминской волости Гдовского уезда Ленинградской области. В качестве самостоятельной церковь Творожковского монастыря с 1922 года нигде не упоминается. Когда Творожковская церковь закрыта, пока не установлено. По некоторым данным это произошло в 1930 году, т.к. с 1928 года началась массовая ликвидация  «силовым порядком» приходских церквей. Впереди была «безбожная пятилетка», когда происходили сплошные закрытия церквей, массовые репрессии духовенства и прихожан. Источник.

Последнее редактирование - 17 декабря 2014 года.