Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Опочецкого уезда » Велье, ц.Воздвижения Креста Господня и ц.Михаила Архангела

Print

Велье, ц.Воздвижения Креста Господня и ц.Михаила Архангела.

Информация на сайте Псковской епархии.

Первое упоминание об этом селе относится к 1368 году, однако, как установили археологи, это место было населённым в 8-10 веках. В середине XIV века была построена крепость, которая входила в систему оборонительных укреплений на юго-западной границе Псковских земель. Немцы и литовцы не раз приходили к Велью. Крепость защищала очень важный узел дорог из Опочки и Коложе на Псков и Новгород, а также из Пскова и Новгорода к городам южной Ливонии. Наибольшее значение крепость имела в XIV-XV вв. За все время ее существования она ни разу не была сдана неприятелю. Стояла крепость на валу, который окружали озёра Велье, Чадо и Черное.

Здесь же находилась Михайловская церковь. Вельяне издавна почитали Архистратига Михаила своим небесным покровителем. В XV в. в Велье находился Спасский мужской монастырь.

Примерно в первой четверти XV в. Велье на правах пригорода присоединено к Пскову. В XVI в. Велейская земля неоднократно подвергалась нашествию ливонских войск. В XVII в. Велье было центром Велейского уезда. В 1708 г. Велье стало безуездным городом, приписано к Опочке в качестве пригорода, затем оно обращено в село, стало центром волости. С 1711 г. велейская вотчина принадлежала графу Павлу Ивановичу Ягужинскому и его сыну графу Сергею Павловичу Ягужинскому. В 1761 г. управляющим графской вотчины назначен Леонтий Автономович Травин. Вначале крепостной графа Ягужинского, управляющий Велейской вотчиной, потом свободный человек, он к 54 годам получил права личного дворянства, стал первым историком села, автором «Записок» о себе, о своём 52 времени. В 1777 г. вотчина от графа С.П. Ягужинского перешла к князю Григорию Александровичу Потёмкину-Таврическому, в 1782 г. – князю Александру Дмитриевичу Ланскому. Князь заказал проект дворца, который он намеревался здесь построить, знаменитому архитектору Джакомо Кваренги. Зодчий составил проект, который, по мнению историков архитектуры, был самым замечательным усадебным ансамблем в его творчестве. Кроме дворца, предусмотрен парадный двор, охваченный служебными постройками, подъездная улица, по бокам которой должны были стоять одинаковые дома дворовых людей. Специалисты считают, что подобное композиционное решение подсказано архитектору ансамблем китайской деревни в Царском Селе. Однако в связи со смертью Ланского в 1784 г. проект не был осуществлен. В 1796 г. вотчина перешла в разряд государственных имуществ.

В 1780 году в Велье проездом была императрица Екатерина II. В Воздвиженской церкви в её присутствии был совершен молебен. Затем она совершила прогулку на городище, откуда открывался прекрасный вид. Окрестности села ей настолько понравились, что она решила построить здесь один из своих загородных дворцов. Но этот проект остался неосуществленным.

В 1825 г. через Велье в имение опочецкого уездного предводителя дворянства А.Н. Пещурова на встречу со своим лицейским товарищем А.М. Горчаковым проезжал А.С. Пушкин.

Укрепления Велья не сохранились, до наших дней дошли земляной вал, городище. В селе сохранились купеческие постройки. В наши дни село входит в состав Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».

1. Церковь Святого Архистратига Михаила.

Деревянная церковь построена в 1710 году, в ней было два престола. Кроме главного, в приделе был престол Святителя и Чудотворца Николая. Об этой дате строительства свидетельствовала надпись на восьмиконечном кресте, хранившемся в церкви. Однако кем церковь построена – неизвестно. В 1871 году возобновлен иконостас главного престола. В 1879 г. возобновлен иконостас в приделе. В главном храме находились местночтимые иконы Преображения Господня, Казанская икона Божией Матери и Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Колокольня, построенная одновременно с церковью, в конце XVIII – начале XIX вв. из-за ветхости по указу Псковской духовной консистории была (сломана) продана, колокола с нее сняты и повешены на столбе. В 1875 г. на пожертвования купца села Велье Петра Крестовского построена новая деревянная колокольня, соединенная с храмом коридором. На колокольне было 8 колоколов. Вес первого колокола 103 п. 30 ф., второго – 52 п. 30 ф., третьего – 26 п., четвертого – 8 п. На первых двух колоколах была надпись: «1783 г. генваря 30 дня, во дни благочестивого правления великой и премудрой государыни императрицы Екатерины Алексеевны вторыя, лит сей колокол в царствующем граде Москве Псковского наместничества, Опочецкого уезда, в Велейскую вотчину от армии генерал-майора ея императорского величества действительного камергера, флигель-адъютанта и орденов: российского Св. Благоверного князя Александра Невского и польских Белого Орла и Св. Станислава, кавалера Александра Дмитриевича Ланского. Лит в Москве на заводе Струговщикова». На 6-м колоколе была надпись: «1747 года декабря 15 вылит сей колокол Псковского уезда Велейской вотчины села Велье к церкви Архистратига Михаила тщанием той же вотчины управителя Ивана Жаевского, весу 3 п. 3 ф.». Еще четыре колокола были древние: один колокол весил 4 п., второй – 3 п. 3 ф., еще два колокола весили по полпуда. Надписей на колоколах не было. В пользу церкви был завещан капитал купцами села Велье Иваном Ивановичем Болталовым и Крестовским. Михайловская церковь и кладбище вокруг него находились вне села, на городище.

В приходе были две часовни. Одна деревянная, возле деревни Куритково, построена крестьянами этой деревни, дата её строительства неизвестна. Вторая часовня каменная, в самом селе, на Спасской горе, построена в 1900 г. на месте бывшей Преображенской церкви, сгоревшей в 1804 году.

При церкви с 1896 г. существовало церковно-приходское попечительство. В селе находилось двухклассное училище Министерства народного просвещения. В деревне Софино в 1897 г. открыто земское одноклассное училище, в деревне Новгородка – земская школа. В селе Велье были церковно-приходская и двухклассная министерская школы.

До 1876 г. в церкви служили священник, дьякон, дьячок и пономарь, с этого года причт был следующим: священник и псаломщик. Указом Псковской духовной консистории 10 февраля 1886 г. установлен штат: священник, дьякон и псаломщик. Пахотной и сенокосной земли при церкви не было. Была огородная земля, на которой причт занимался садоводством, огородничеством и разведением пчёл.

Священник Григорий Михайлович Ильинский (1845-4 февраля 1902), сын дьячка села Ильинское Великолукского уезда. После окончания Псковской духовной семинарии он в 1869 г. назначен дьяконом в село Велье, здесь в 1874 г. рукоположен в сан священника. Григорий Михайлович был членом Опочецкого отделения епархиального училищного совета, был наблюдателем школ своего церковного округа. За свое многолетнее служение в церкви о. Григорий был награжден набедренником и скуфьёй. Скончался священник 4 февраля 1902 года.
Его сын Василий (1872-?) после окончания Псковской духовной семинарии служил псаломщиком в погосте Прощаник Псковского уезда, преподавал в Волковской и в Велейской церковно-приходских школах Опочецкого уезда. В 1902 г. он рукоположен в сан священника и назначен служить в здешней Михайловской церкви, 29 июня 1917 г. награжден скуфьёй.
Другой сын Лев (1887-?) после окончания Псковской духовной семинарии служил псаломщиком в погосте Столбушино Новоржевского уезда, потом принял сан, стал священником в том же погосте. Его арестовали 22 ноября 1937 г., приговорили к 8 годам лишения свободы. Скончался о. Лев в тюрьме г. Зубцов. Реабилитировали его 16 января 1989 г.
Еще один сын, Илья (1889-1930) также окончил Псковскую духовную семинарию, служил учителем церковно-приходской школы, затем псаломщиком в Крестовоздвиженской церкви с. Велье, в погосте Верхолино Псковского уезда, состоял членом Кирилло-Мефодиевского братства. Илья был холост, отличался особой молчаливостью и требовательностью к себе, безропотно переносил гонения советской власти. Обладая глубокой верой, часто накладывал на себя строгий пост. Его арестовали в 1930 г. и приговорили к расстрелу. Реабилитирован Илья Григорьевич 21 октября 1992 г.

Дьякон Димитрий Алексиевич Кудрявцев (1852-21 октября 1904) был сыном священника, родился в погосте Полонск Порховского уезда, обучался в Псковской духовной семинарии. Островской земской управой он назначен сельским учителем в погост Кухва. В 1875 г. Димитрий Алексиевич посвящен в стихарь и назначен 55 псаломщиком в здешнюю церковь. В 1886 г. он рукоположен в сан дьякона.
Его сын Николай (1876-?) после окончания Псковской духовной семинарии служил псаломщиком в Крестовоздвиженской церкви с. Велье. 2 января 1933 г. он арестован, приговорен к 5 годам высылки в Казахстан. Дата и место его смерти неизвестны. Реабилитирован Николай Димитриевич 22 сентября 1989 г.

Дьякон Сергий Александрович Десницкий (25 сентября 1882-?) окончил Великолукское духовное училище, учительствовал в Торопецком уезде Псковской губернии, состоял певчим в хоре Александро-Невской лавры. В 1903 г. он назначен псаломщиком в погост Черницы Опочецкого уезда, в 1904 г. назначен дьяконом в Михайловскую церковь, на следующий год рукоположен в сан дьякона. Дьякон Десницкий преподавал Закон Божий в Софьинском и Баслаковском училищах. 19 февраля 1933 г. его арестовали, приговорили к 5 годам лишения свободы. Дата и место смерти его неизвестны, реабилитирован Сергий Александрович 15 декабря 1955 г.

Псаломщик Василий Иоаннович Соколовский (1839-?), сын священника с. Велье, обучался в Псковской духовной семинарии. Службу в Михайловской церкви начал в 1860 г. пономарём. В 1900 г. он еще служил псаломщиком.

Псаломщик Феодор Иоаннович Оранский (20 апреля 1875-?) происходил из семьи духовенства, окончил Псковскую духовную семинарию. Он начал служить в 1897 г. в Михайловской церкви г. Торопца Псковской губернии, по прошению переведен в Богоявленскую церковь Пскова, затем служил столоначальником в Порховском полицейском управлении, канцелярским служителем Псковской контрольной палаты, дослужился до чина коллежского регистратора, потом губернского секретаря. По состоянию здоровья Феодор Иоаннович был вынужден выйти в отставку. 21 февраля 1911 г. он назначен псаломщиком в Михайловскую церковь.

До 23 декабря 1910 года в церкви служил псаломщик Иоанн Никольский, он переведен в Воздвиженскую церковь села Велье.

Других сведений о священнике Василии Ильинском, псаломщиках Соколовском, Оранском, Никольском в настоящее время нет.

Приход церкви составляли жители с. Велье, деревень: Бараново, Бобры, Боровые Ступихи, Ботьково, Букино, Бухарицы, Войтехи, Гверстели, Горушка, Дегтяри (Алуферово), Доранцы, Зарино, Злуны, Зубавы (Лисицино Подлипье), Зубавы (Овеч56 кино Хвостово), Зуева Гора, Карамоново, Каршилово, Кирчиха, Князи, Козлы, Костры (Дергузово), Красниково-1, Красниково-2, Крюки (Покулино), Крючково, Кузнецовка (Деревягино), Куки (Борисково), Куритково, Курово, Леоха, Лопатино, Лущилы, Лямоны (Слизарево), Малое Петино, Марамохи (Большие Гверстели), Марухино, Меленка, Мыза (Демидцово), Погорелово, Пушнево, Слезы (Переськи), Слизово, Софино (Таболино), Стехнов Остров, Сучная, Тарасенки, Шары (Сидорово), Юхново. Кроме этих населённых пунктов приход, составляли временные жители деревень Трубино и Острая Горка.

Всего в 1914 г. проживало 1624 мужчины и 1668 женщин.

Церковь не сохранилась.

2. Церковь Воздвижения Святого и Животворящего Креста Господня.

Строительство каменной церкви началось 1 мая 1762 года, закончено в 1763 году. Руководил строительством управляющий вотчиной графа Ягужинского Л.А. Травин. На сооружение церкви была употреблена каменная плита разобранных крепостных сооружений на городище. К этому времени опасность вражеского нападения и проникновения вглубь Российской Империи миновала. Правительствующий Сенат в 1759 году разрешил разборку каменных крепостей внутри России и использование камня для строительства церквей, монастырских храмов, богаделен. Видимо, не все каменные плиты были соответствующего качества, т.к. часть плит привезли с берегов реки Синей. Кроме главного престола, в приделе устроен престол Успения Божией Матери. В 1909 году придел перестроен. В церкви хранилась местночтимая чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Колокольня оставалась долгие годы деревянной. Её построили из камня в 1860 году на церковные средства. На колокольне в начале XX века было 8 колоколов. На большом колоколе, весом 101 п 26 ф. была надпись: «1783 года сентября 3 дня, во дни благочестивого правления премудрой государыни императрицы Екатерины Алексеевны вторыя лит сей колокол в царствующем граде Москве Псковского наместничества Опочецкого уезда в Велейскую вотчину от армии генерал-майора императорского величества действительного 57 камергера, флигель-адъютанта и кавалера орденов российских Святого Благоверного князя Александра Невского и польских Белого Орла и Святого Станислава, Александра Димитриевича Ланского его собственным иждивением. Лит на заводе Струговщикова». Второй колокол весил 55 п. 37ф. третий – 35 п. 17ф, на нем была надпись: «1763 года 31 марта Сергеем Павловичем Ягужинским в церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня». Четвёртый колокол весил 24 п. 30 ф., пятый – 18 п. 19 ф., шестой – 9 п. 8 ф., седьмой – 3 п., восьмой – 1 п. При колокольне в связи с церковью устроена церковная сторожка.

В 1900 году в приходе было семь часовен. Из них две были каменные, остальные деревянные.
Одна каменная часовня стояла в селе Велье. Часовня Святого Благоверного князя Александра Невского построена в память мученической кончины Царя-Освободителя Александра II. Богослужения в ней совершались 1 (14) марта, 17 (30) апреля и в 43-й день после Пасхи.
Другая – Преображения Господня, была построена в 1900 г. купеческой дочерью Елизаветой Ивановной Крестовской на свои средства по разрешению Псковской духовной консистории от 9 марта 1900 г. Часовня находилась на Спасской горе, на месте стоявшей здесь до 1804 г. церкви Преображения Господня.
В деревне Воронка находилась деревянная часовня Преподобного Нила Столобенского. Она построена жителями этой и близлежащих деревень. Богослужение в ней бывало 27 мая (9 июня).
В деревне Кунево стояла часовня Святого Тихона Задонского. Здесь богослужения совершались 13 (26) августа.
В деревне Платаново была часовня Святого Архистратига Михаила, в деревне Трукши – часовня Святых Мучеников Флора и Лавра, богослужения были 18 (31) августа.
В деревне Чепчуры была часовня Святого Мученика Феодора Стратилата.
В документах 1914 г. сказано, что в приходе шесть часовен, из них две каменные в селе, остальные деревянные. Церковно-приходского попечительства при церкви не было.

Церковно-приходской школы в начале XX века не было, с 1878 г. существовало двухклассное училище Министерства народного просвещения. Оно было учреждено Опочецким земством. В 1900 г. в нем обучалось 100 человек обоего пола. В деревне Горушка в 1897 г. учреждено начальное земское училище, оно содержалось уездным земством. В 1900 г. в нем обучалось 32 ученика обоего пола. Жителями села Велье устроена богадельня, в которой 58 находилось от 4 до 6 женщин, содержались они большей частью на доброхотные пожертвования селян. В 1914 году в селе Велье были две церковно-приходские школы, одна двухклассная министерская, в деревнях Баслаки, Новгородка и Подберезье – земские школы

До 1876 года в церкви служили два священника, дьякон, два дьячка, пономарь и две просвирни. По штатам 1876 года в церкви служили настоятель, помощник настоятеля, два псаломщика и две просвирни. С конца XIX – начала XX веков служили два священника, дьякон и два псаломщика. Собственной земли никто из членов причта не имел, содержание причта в 1900 году отмечено как посредственное.

Священник Петр Васильевич Ульянов (1841-?) родился в селе Велье в семье священника. После окончания Псковской духовной семинарии в 1867 г. он рукоположен в сан священника Воздвиженской церкви. По поручению Опочецкого уездного училищного совета о. Петр безвозмездно преподавал Закон Божий в Велейском частном училище, потом в министерском двухклассном училище, избирался членом благочиннического совета, был благочинным своего церковного округа. По состоянию здоровья он вынужден был впоследствии сосредоточиться только на богослужении. За усердную службу ему объявлялось архипастырское благословение, он награжден набедренником, бархатной фиолетовой скуфьёй, камилавкой, орденом Святой Анны 3-й степени. За заслуги по гражданскому ведомству постановлением уездного училищного совета ему объявлялись благодарности.
Его сын Иван служил полицейским надзирателем в Порхове. Его судьба после 1917 г. неизвестна.

Второй священник Василий Иоаннович Соловьев (1841-15 сентября 1913) родился в погосте Прилуки Торопецкого уезда в семье дьякона. После окончания Псковской духовной семинарии рукоположен в сан дьякона погоста Липец Великолукского уезда, потом служил в погосте Вяз Великолукского уезда. В январе 1880 года он рукоположен в сан священника здешней церкви. Здесь о. Василий состоял членом попечительного совета своего церковного округа, безвозмездно преподавал Закон Божий в земской школе в д. Горушка. За очень хорошее поведение и усердную службу священник награжден набедренником, скуфьёй. В марте 1911 г. он уволен за штат (на пенсию). Скончался о. Василий 15 сентября 1913 г.
Его сын Михаил (1874-?) в 1900 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Его судьба после 1917 г. неизвестна.

Священник Иоанн Николаевич Никольский обучался в Псковской духовной семинарии. В 1909 г. он начал служение псаломщиком Михайловской церкви с. Велье, в 1910 г. рукоположен в сан дьякона Воздвиженской церкви, в 1911 г. рукоположен в сан священника этой же церкви. Преподавал Закон Божий в земских школах, в Велейской церковно-приходской школе, 29 июня 1917 г. награжден набедренником. В том же, 1917 году, 29 июня, скуфьёй награжден священник Василий Ильинский.

В годы Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Псковской Православной миссией направлен служить в Воздвиженской церкви священник Владимир Толстоухов (1 августа 1914-?). Он окончил в 1932 году Рижскую гимназию, высшее образование получил в Парижском Православном Свято-Сергиевском Богословском институте. В Велье о. Владимир сразу же отслужил молебен и произнес слова утешения собравшемуся народу. Церковь перед войной была закрыта и разграблена, иконостас был только в Успенском приделе, недоставало икон, не было церковной утвари и облачений. Помог иеромонах Иоасаф (Дмитриев) служивший в кладбищенской церкви в Святых Горах (Пушкинские Горы). Первое богослужение было совершено 6 сентября 1941 г. Священник совершал миссионерские поездки по населённым пунктам, осматривал церкви на возможность их восстановления, служил молебны, исполнял другие требы. До 19 декабря 1941 г. о. Владимир крестил свыше 1000 человек, заочно им отпеты свыше 2000 душ скончавшихся ранее людей и похороненных без православного обряда. Кроме Воздвиженской церкви, им освящена церковь в бывших погостах Печане, Ильинское, Синяя Никола. В селе о. Владимир преподавал в школе Закон Божий. В один из дней первого года оккупации во время богослужения в Воздвиженскую церковь вошла группа немцев во главе с офицером в большом чине. Они молча отстояли всю службу, затем офицер подошел к старосте церкви Олимпиаде. Через переводчика он похвалил церковный хор, подал старосте записку и сказал: «Если кто вас обидит, эту бумагу покажите коменданту». Когда в последующем немцы отступали, они решили взорвать церковь. Заметив скопление солдат возле церкви и их суету, Олимпиада догадалась, что они хотят сделать с храмом. Она достала записку офицера и побежала к коменданту. Прочитав записку, комендант остановил подготовку к взрыву, церковь красуется в Велье и поныне. В последних числах декабря 1943 года священник Владимир Толстоухов был отчислен из состава Псковской Православной миссии и вернулся в Ригу, где продолжал служить священником. По некоторым сведениям, священник Толстоухов осенью 1944 г. эвакуирован из Латвии, свою земную жизнь окончил в США.

Вместе с о. Владимиром прибыл псаломщик Георгий Иоаннович Радецкий (1922-?). Он родился в Риге, там же окончил Ломоносовскую гимназию. В Псковской Православной миссии служил переводчиком и псаломщиком. После обучения в 1943-1944 гг. на пастырско-богословских курсах в Вильнюсе он рукоположен в сан дьякона. В 1944 г. арестован советскими властями, приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей, реабилитировали его 17 декабря 1956 г. После освобождения Георгий Иоаннович рукоположен в сан священника, одновременно работал врачом, проживал в г. Вильнюсе.

Дьякон Иоанн Захарович Городовицкий (1846-?) родился в погосте Качанова Слобода Островского уезда в семье пономаря. После окончания Псковского духовного училища Иоанн Захарович служил сельским учителем в Островском уезде. Затем он вначале исполнял должность псаломщика, потом рукоположен в сан дьякона погоста Чернозерье Островского уезда, в 1896 г. по его прошению переведен в с. Велье. 28 июля 1910 г. он уволен за штат, в декабре того же года ему назначена пенсия.

Дьякон Владимир Иоаннович Байков (13 июля 1883-?) был сыном крестьянина Московской губернии. Он окончил Псковское духовное училище, за очень хорошее поведение переведен в Псковскую духовную семинарию, исполнял обязанности псаломщика в домовой церкви псковских архиереев, в 1901 г. переведен в здешнюю церковь исполнять должность псаломщика, выдержал экзамен на сан дьякона. 26 сентября 1910 г. посвящен в стихарь и рукоположен в сан дьякона. За образцовое выполнение своих обязанностей ему были объявлены архипастырская признательность с призыванием благословения Божия, архипастырское благословение. Владимир Байков 24 марта 1917 г. переведен в погост Гривино Новоржевского уезда, 25 апреля 1917 г. переведен в Борисоглебский погост Опочецкого уезда. Дьякон Байков преподавал Закон Божий, пение в школах прихода.

Псаломщик Алексий Николаевич Мелиоров (1879-?) был сыном священника, родом из г. Холм Псковской губернии. После окончания Псковской духовной семинарии с 30 октября 1900 г. начал службу псаломщиком в здешней церкви.

Второй псаломщик Николай Димитриевич Кудрявцев (1876-?), сын дьякона, уроженец села Велье. После окончания Псковской духовной семинарии назначен псаломщиком в родное село. 2 января 1933 г. он был арестован, приговорён к 5 годам высылки в Казахстан. Дата и место его смерти неизвестны. Реабилитировали его 22 сентября 1989 г.

Псаломщик Андрей Михайлович Мошанин (26 сентября 1885-?) был сыном крестьянина, окончил Псковскую епархиальную Арсениевскую псаломщическую школу. С 1912 г. он исполнял должность псаломщика здешней церкви, в том же году утвержден в должности псаломщика.

До 14 июля 1910 г. псаломщиком служил Алексий Малиновский. Он был назначен священником в село Теребени Опочецкого уезда.

С 3 января 1912 г. назначен псаломщиком Иоанн Славов. Он окончил Таврическую псаломщическую школу. В ноябре того же года он поступил на военную службу.

Сведений о дальнейшей судьбе священников Ульянова, Никольского, Ильинского, Толстоухова, дьяконов Городовицкого и Байкова, псаломщиков Мелиорова, Мошанина, Малиновского, Славова не выявлено.

Церковным старостой в начале XX века был купец, проживавший в с. Велье, Николай Иванович Болталов.

Приход составляли следующие населённые пункты: село Велье; деревни: Александрова Слобода, Авсягино, Бабино (Секирино), Базихино, Баслаки, Бахлицы, Большое Мокрое, Быково, Варыгино, Васили (Антоново), Валухи, Владыкино, Войтихи, Воронково, Ворсули, Голубово, Горай-Куки, Горохово, Горушка, Губиши, Девонисово, Дрозды, Дуплево, Жогово, Загорье, Задняя Гора, Запрягаево, Зехново, Исаково, Кисляково, Клинково, Клиново, Колоколово, Князево, Колотилово, Клиши, Кортово, Костково, Косьмиха, Крючи, Купцово, Кустово, Лайкино, Лехново, Лисицы, Лукино, Малое Мокрое, Медведково, Мельницы, Мишуткино, Мокрышево, Морозово, Москалево, Муровки, Назарово, Платаново, Подберезье, Подвишенка, Поддубка (Поддубново), Подсосонье, Пустыньки, Редковцы, Ременниково, Репино, Рогово, Родишино, Романово, Рубцы, Сальницы, Сенькино, Сорокино, Тентелево, Тишково, Трукши, Чепчуры, Шилово, Шлядино, Шумилино.

Всего в 1914 году проживало 3290 мужчин и 3470 женщин.

На почтовой станции Ворсули помещик села Тригорское полковник А.М. Вындомский в первые годы XIX в. начал строительство почтового двора. Деньги были собраны среди дворян уезда. В этих местах не было леса, пригодного для строительных работ, привоз его удорожал строительство. Вындомский с разрешения губернского предводителя дворянства начал строительство землебитным способом, каким до этого архитектор Львов построил Приоратский дворец в Гатчине. Этот способ строительства оправдал себя, он давал возможность выстроить прочное здание и сэкономить деньги. Однако губернатор Ламздорф остановил строительство. Вындомский обратился к министру внутренних дел с просьбой разрешить достроить почтовый двор, предлагал в залог собственное имение. Он даже обязывался выстроить за свой счет каменный почтовый дом, если землебитное строение окажется непрочным. Несколько месяцев 1805 года шла переписка министра с губернатором, но тот остался при своем мнении, землебитный почтовый дом, вероятно, не был построен.

В 90-е гг. XX века настоятелем церкви был игумен Давид (Сергеев, 1947-1995). Он скончался в августе 1995 года.

3. Церковь Преображения Господня.

Деревянная церковь была построена в 1763 году на Спасовой горе. До этого времени здесь стояла деревянная Преображенская церковь, построенная в 1635 году. Возможно, это была церковь упраздненного в XVII веке Спасского монастыря. По распоряжению Л.А. Травина ветхая церковь была разобрана и на её месте построена новая деревянная церковь. Церковь была однопрестольной. В 1804 году церковь сгорела от удара молнии. Удалось спасти только колокольню с семью колоколами. Богослужения для прихожан стали совершаться в Николаевском приделе Михайловской церкви. К этой же церкви были перенесены спасенные колокола и повешены на столбах. Преображенская церковь так и не была восстановлена. В 1900 году на её месте купеческой дочерью Елизаветой Ивановной Крестовской на свои средства построена часовня Преображения Господня. Разрешение Псковской духовной консистории на строительство было дано 9 марта 1900 года. До 1917 года сюда ежегодно 6 (19) августа из Воздвиженской церкви совершался крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери. В 1908 г. к этому дню завершились работы по сооружению кургана над захоронением русских воинов, погибших при защите села от войск польского короля Батория. Инициатором выступил псаломщик Михайловской церкви С. Шамардин, помощниками его в сооружении кургана были дьякон той же церкви Сергий Десницкий, урядник В. Петров, писарь Л. Околович и несколько крестьян. Купец Петр Иванович Болталов на свои средства купил крест для установки над братским захоронением. Священник Василий Ильинский освятил могильный памятник и совершил панихиду по всем погибшим в битве. Для этого после совершения литургии из Михайловской и Воздвиженской церквей вышел крестный ход, в нем приняло участие множество народа. Перед панихидой псаломщик Шамардин сказал краткое слово о ратном подвиге сельчан. Во время панихиды и окропления памятника пел любительский хор под управлением учителя министерской школы А. Степанова. В последние годы усилилось внимание к захоронениям воинов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., но, как сказал в 1908 году псаломщик Шамардин, «Дорогих сердцу русского народа могил православных воинов в Псковской губернии очень много. Почти каждая пядь земли обагрена их кровью. Истинные подвиги их требуют, в свою очередь, должного внимания к местам их покоя. И наш долг хотя изредка совершать общенародную молитву … на местах вечного упокоения защитников родного края». Помнить и поминать надо всех воинов от века живот свой за Россию и Православную Веру положивших.

В 1924 году пленум Велейского волисполкома принял постановление о сносе часовни «гражданки Крестовской». Пленум Опочецкого уездного исполкома 2-3 июля 1924 г. утвердил постановление волисполкома.

Ныне село Велье Пушкиногорского района. По состоянию на 1 июня 1931 года обе церкви, Михайловская и Воздвиженская, были действующими. Михайловская церковь уничтожена советской властью в 30-е годы XX века. На её месте в настоящее время установлен памятный крест. Воздвиженская церковь действующая. Часовня на месте Преображенской церкви, как и другие часовни, не сохранились.

Несколько генограмм по жителям деревни Губиши Опочецкого уезда, составленные по результатам просмотра микропленок с метрическими книгами Крестовоздвиженской и Михайло-Архангельской церквей погоста Велье.

Фотографии:

Другая информация:

Последнее редактирование - 14 июня 2018 года.