Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Псковского уезда » Снетогорский Рождества Пресв.Богородицы мужской монастырь

Print

Снетогорский Рождества Пресв.Богородицы мужской монастырь.

Фотографии:

Литература:

Современность:

Сайт Псковского областного архива:
Обитель возникла на крутом берегу реки Великой, на водном пути к Псковским озерам, в XIII в., и стала крайним поселением, форпостом г. Пскова с северо-запада. Название монастыря "Снетогорский" связано с рыбкой снеток: гора, на которой он стоит, названа Снетной (Снятной) благодаря изобилию этой рыбки в заводи у ее подножия, в реке Великой, особенно во время весеннего нереста.

Снетогорский Рождество-Богородицкий мужской монастырь находился в 5 верстах от г. Пскова, на берегу реки Великой. Основан не ранее 1265 г. преподобным Иоасафом.

Монастырь упоминается в летописи под 1299 г., когда рыцари-меченосцы неожиданно явившиеся под городом, напали на монастырь, сожгли его. В огне подожженной деревянной церкви Рождества Богородицы и погибли игумен Иоасаф с 17 монахами.

При игумене Иове, на средства личных сбережений, завещанных князем Довмонтом-Тимофеем, был построен в Снетогорском монастыре каменный храм Рождества Богородицы на месте сожженного деревянного, в котором погибли преподобномученик Иоасаф и его сострадальцы.

По летописи, эта церковь сооружена в 1310 г., но Суслов и Грабарь полагают, что она была выстроена гораздо ранее и во всяком случае не позже XIII в. К 1313 г. храм был расписан настенными изображениями - фресками редкой красоты и выразительности.

Возможно, что Иоасаф был основателем монастыря, так как в Псковских синодиках он называется первым Снетогорском игуменом. Сведения о жизни монастыря при игумене Иоасафе сохранились благодаря архиепископу Суздальскому Дионисию. В конце XIV в. он посетил Снетогорский монастырь, когда еще передавались изустно живые в памяти монахов сведения о первоигумене и порядках при нем. Монастырь с самого начала своего существования, наряду с внешним благоустройством, отличался и благоустройством внутренним. Монастырь приобрел характер светской промышленной общины, чему способствовал, главным образом, обычай вкладничества, состоявший в том, что каждый монах делал в монастырскую казну имущественный вклад, доходы с которого шли в его пользу. Благодаря этому промышленному характеру братии, Снетогорский монастырь отличался благоустройством и обеспеченностью, вследствие чего в нем охотно останавливались знатные заезжие гости светского и духовного чина. Самой знатной гостьей была Софья Фоминична Палеолог, остановившаяся в монастыре 13 октября 1473 г., на пути своем из Царьграда в Москву. Переодевшись в царские одежды, она отсюда отправилась в Псков. В 1477 г. новгородский архиепископ Феофил, в знак своего особого внимания к Снетогорскому монастырю, подарил ему "самозвонные" часы, предназначенные сначала для Троицкого собора.

В 1493 г., по словам летописи, "погоре Снетная гора весь монастырь и церковь храм Святыя Богородица". Вероятно, церковь была только сильно попорчена пожаром, но не разрушена, потому что ее архитектура принадлежит глубокой древности. Прежде всего она поражает своим сходством со Спасо-Мирожским собором. На северном и южном фасадах находятся, как и в первом, по две арки: одна большая, другая значительно меньше. Северо- и юго-западные углы храма надстроены позже, как и в Спасо-Мирожском соборе, из чего следует, что первоначальный план храма был, подобно Спасо-Мирожскому, не кубическим, а крестовым. На востоке находятся 3 полукруглые абсиды без всяких украшений. Средняя абсида немного ниже церковной кровли, боковые же вдвое ниже средней. Последняя значительно меньше, нежели в Спасо-Мирожском монастыре. С южной стороны находится пристройка, сооруженная, судя по оконным наличникам, значительно позже главного храма. С 1885 г. в ней помещался консисторский архив, а прежде здесь была монастырская трапезная. С запада приделана паперть, хотя и позднейшая, но все же древняя, с арочным входом. По верхнему краю арки идет пояс из углубленных квадратов. Это изразцы, но совершенно забеленные. Церковь Рождества Богородицы увенчана главой, которая тоньше и длиннее Мирожской, а потому придает храму более стройный вид, хотя все же поставлена, как и в Мирожском соборе, ближе к востоку. Зато карниз барабана сильно отличается от Мирожского, украшенного только одним простым арочным пояском. Здесь он состоит из ряда углубленных кокошников, ниже которых идет поясок-зигзаг, образованный впадинками; средняя часть пояса состоит из двух рядов треугольных впадинок, образующих зигзаги; выше и ниже зигзага идет по ряду углубленных квадратиков. Эти украшения встречаются не ранее XIV в., возможно, что они появились на Снетогорском храме при обновлении его после пожара 1493 г. В стенах храма вделано много надгробных плит, древнейшие из которых - 1647 и 1648 гг.

После перехода Пскова под державную руку Москвы, в монастыре в 1519 г. был воздвигнут уникальный трапезный храм "Николы-на-погребах" во имя святого Николая Чудотворца (ныне церковь Св. Владимира), свидетельствующий о высоком мастерстве псковских каменщиков, и надстроенный впоследствии до 86-метровой высоты храм-колокольня "Вознесение-под-колоколы". При церкви во имя Св. Николая Чудотворца тогда же были построены настоятельские кельи. Два нижних яруса подклетов трапезной состоят из сводчатых палат, соединенных с домом архиерея, построенным по проекту губернского архитектора Жданова в 1805 г., системой переходов.

25 - летняя Ливонская война, закончившаяся в 1582 г., не обошла стороной монастырь. Войска польского короля Стефана Батория стояли бивуаком с лошадьми внутри собора Рождества Богородицы, разводили в нем костры, закоптив и "опоганив" храм, царапали поверх старинных росписей свои рисунки_ После их изгнания храм пришлось оштукатурить и побелить.

В Смутное время, в начале XVII в., при самозванце Лжедмитрии, около семи лет (с 1608 по1615 гг.) в окрестностях монастыря разбойничали шайки польского воеводы Лисовского. В 1613 г. шайкой Лисовского был убит на дороге в Москву игумен Снетогорского монастыря, сопровождавший арестованного Псковского самозванца Сидорку.

В 1615 г. Густав-Адольф устроил в монастыре свою главную квартиру.

Во второй половине XVII в. появляются двухпролетные въездные ворота со сторожевой кельей - Святые врата обители, подчеркнуто-парадные, торжественной архитектуры, отделяющие основной ансамбль монастыря, с его святынями, от богатых его угодий - садов, огородов, сенокосов. В это же время пристраивается к собору Рождества Богородицы сквозная трехарочная паперть, обрамленная "муравлеными" изразцами.

Во время Северной войны, в 1710 г., монастырь горел, и в огне этого пожара были утрачены документы, относящиеся ко времени основания монастыря.

В 1764 г. монастырь был положен в 3-й класс.

В книге описи всего церковного имущества Снетогорского монастыря за 1802 г. в описании образов и утвари упоминалось паникадило, которое во время грозы в 1782 г. было сбито громом. Судя по этим записям в 1802 г. монастырь числился в Кривовицкой губе Бельской засады Псковского уезда. Приводится в книге и описание Снетогорского монастыря: в монастыре каменная соборная церковь с папертью и приделом во имя Рождества Пресвятой Богородицы, крытая тесом. При ней была ризница и придельная теплая церковь каменного строения во имя Святого и славного пророка Предтеча и крестителя Господня Иоанна. Глава на церкви Рождества на железных дугах, обитая листовым железом, покрашенная зеленой краской, крест поставлен большой железный, местами позолоченный. Кровля везде покрашена червленью. В церкви и приделе 29 окон с железными решетками, из них 11 маленькие и все они без затворов. Колокольня в монастыре каменная двухэтажная на погребах с 4 дверьми из них одни железные решетчатые, остальные деревянные. В нижнем этаже колокольни была церковь Вознесения Господня. В колокольне имелось 4 окна с решетками без затворов. Колоколов было 13 из них 6 больших и 7 подзвонков. Глава на колокольне деревянная, сделанная куполом, обита деревянной чешуей и выкрашена красной краской. Надглавие по дереву опаяно жестью. На главе поставлен железный, резной крест местами позолоченный. Кровля на колокольне вся из теса, выкрашена красной краской.

В этой же описи 1802 г. упомянута гробница бывшего игумена Снетогорского монастыря Иоасафа сожженного с братией, на которой "покров штофа зеленого, травчатого, на нем крест позументу серебряного".

В 1798 г. в монастыре была учреждена архимандрия, а в 1804 г. монастырь был упразднен и передан архиерейскому управлению.

Архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский Ириней представил Правительственному Синоду доклад о том, что во время сильного пожара 1788 г. сгорел Архиерейский дом. Оставшиеся два каменных флигеля и один деревянный архиепископ признал неудобным для пребывания из-за сырости и тесноты. Ириней высказал предложение, что приятным местоположением для Архиерейского дома будет расположенный в пяти верстах от Пскова третьеклассный Снетогорский монастырь. Архиепископ предлагал обратить Снетогорский монастырь в Архиерейский дом с тем, чтобы штат монастыря с учрежденной в нем архимандрией перенести на третьеклассный Елиазаровский, а Елиазаровский на Крыпецкой монастырь, бывший на своем содержании. Архиепископ Ириней представил в Синод планы и сметы, по которым предлагалось на бывших каменных пекарнях монастыря устроить Архиерейский дом. На ремонтные работы требовалась сумма в 15 185 руб. 68 копеек.

Синод, рассмотрев доклад архиепископа и видя, что для обращения Снетогорского монастыря в Архиерейский дом понадобится сумма значительно меньше той, которая потребовалась бы на постройку в Пскове Архиерейского дома, обратился к императору Александру I с данным начинанием.

30 декабря 1804 г. последовал указ императора Александра I, который гласил: "Обратить третьеклассный Снетогорский монастырь в Архиерейский дом, с назначением для приведения его со всеми службами в надлежащее устройство положенной по смете суммы - 15 тыс. 185 руб. 68 копеек, и о перенесении штата Снетогорского монастыря с учрежденной в нем архимандрией на третьеклассный Елиазаровский, а Елиазаровский на Крыпецкой монастырь, бывший на своем содержании, с оставлением при всех них по-прежнему земельных и других угодий, рыбных ловель и мельниц".

В начале XIX в. Снетогорский монастырь стал местом жительства псковских Владык. Тогда и был пристроен к храму "Николы-на-погребах" Архиерейский каменный дом.

Война 1812 г. не затронула Пскова. Войска маршала Сент-Сира были отброшены от Полоцка ночью с 7 на 8 октября 1812 г. Но Снетогорский монастырь воевал - здесь были лазарет и склад пушечных ядер.

Архимандрит Елиазаровского монастыря и ректор семинарии Афанасий рапортовал в декабре 1814 г. архиепископу Мефодию, что "вновь устроенная при Снетогорском Архиерейском доме церковь во имя Рождества Христа Спасителя 8 декабря 1814 г. по чиноположению освящена".

12 декабря 1814 г. губернским архитектором Протопоповым была составлена смета на постройку флигеля для монашествующих и певчих на Снятной горе размером "по лицу 6 сажень, по бокам 5 сажень и 1 аршин". На работу требовалось 4391 руб. 30 копеек. В январе 1815 г. этим же архитектором была составлена смета на материалы, требующиеся на покрытие Снетогорского Архиерейского дома и церкви в ней находящейся. Дом планировался в длину по реке Великой 11 сажень, по правую сторону 13 сажень, по левую 10 сажень. Его предполагалось покрыть железом и окрасить. Стоимость работ была оценена на 6627 рублей.

В августе 1905 г. епископ Псковский и Порховский Арсений рапортовал Правительственному Синоду о том, что 7 ноября 1904 г. около 10 часов утра пожаром от молнии был истреблен купол, шпиль и все деревянные части колокольни при церкви Рождества Богородицы на Снятной горе, принадлежащей Архиерейскому домоуправлению. Эконому Псковского Архиерейского домоуправления Феогносту было предписано представить епархиальному начальству проект прежнего вида колокольни и смету. Епархиальный архитектор В.Л. Назимов составил проект и смету по устройству металлического купола и шпиля колокольни, а также и на капитальный ремонт всей колокольни на сумму 9117 руб. 52 коп., в том числе 90 руб. 27 коп. архитектору за составление проекта и надзор за постройками.

Механический завод и техническая контора А. Штейна предоставили в 1905 г. на ремонт колокольни цемент, железные хомуты для колоколов, крест с обыкновенным железным шаром за 250 рублей. Эта же контора установила на башне монастыря громоотвод с колодцем на сумму в 800 рублей. Крест был выкрашен желтой краской, шпиль - белой, а купол - медянкой. В ремонтных работах кроме конторы А. Штейна принимали участие: центральный склад кирпича Псковских заводов Г. Викенгейзера, Л. Давидсона, В. Проникова и А. Чернова и А. Ильяшева; братья П. и А. Агаповы; Д. Зиновьев и К°; Иван Николаевич Бутырский; Г.Ф. Викенгейзер; плотничных и каменных дел мастер Петр Николаевич Николаев.

До 1920 г. бывший монастырь, Псковский Архиерейский дом, был еще в ведении епархии. В 1921 г. в монастыре, "приспособленном" под дом отдыха были сломаны глава, кровли и рамы окон в Соборе Рождества Богородицы. С 1928 г. здесь шло раскрытие фресок - ученые отвоевали собор и остановили его разрушение. В 1932 - 1934 гг. в храме Св. Николая действовал санаторий, в Соборе продолжались исследовательские работы, а рядом, в 10 метрах с колокольни "Вознесения-под-колоколы" сбрасывали старинные русские колокола, ломали кровлю, а потом и совсем разрушили ее - разобрали до первых двух ярусов XVI в.

В годы Великой Отечественной войны в Снетогорском монастыре располагался запасной штаб немецкой группы войск армии "Север", гестапо и бомбоубежище с полной системой жизнеобеспечения, оборудованной в старинных подвалах монастыря. Снятная гора была оцеплена танковой бригадой. В архиерейском доме - пристройке к храму Св. Николая - находился сам штаб. В подвалах под храмом были оборудованы застенки-камеры, с металлическими дверями. Они сохранились и доныне. В храме Св. Николая было у немцев офицерское казино. В соборе Рождества Богородицы - винный склад (по другим источникам - конюшня). Было и автономное водоснабжение и электростанция. Колокольню "Вознесения-под-колоколы" они "утилизировали": выровняли верх слоем грунта, вычинили вход и наверх поставили зенитную установку. (По другим сведениям, они превратили ее в водонапорную башню, установив наверху котел.) При отходе из города немцы взорвали колокольню. После расчистки завалов нижние ярусы ее оказались сохраненными.

После войны в монастыре на Снятной горе снова открыли санаторий, а в части помещений поселились горожане. Начиная с 1944 г. разрабатывали проекты реставрации, производили обмерные и исследовательские работы в монастыре.

Специальная комиссия, прибывшая в Псков для решения судьбы Снетогорского и Мирожского монастырей, в своем решении от 10 июня 1993 г. определила возможность передачи комплекса Снетогорского монастыря епархии "фрагментарно", по мере завершения реставрационных работ. Статус собора Рождества Богородицы, с настенной росписью XVI в., был определен особо: он оставался объектом музейного хранения. Обычные службы в нем проводить нельзя, чтобы не нанести вреда фрескам возможно не более четырех богослужений в год, во время великих православных праздников; приделы можно использовать только в летнее время.

26 июля 1993 г. председатель Комитета по управлению госимуществом Псковской области А.П. Иванов подписал распоряжение о передаче "в бессрочное безвозмездное пользование Псковскому епархиальному управлению комплекса зданий Снетогорского монастыря с прилегающей территорией". 24 августа 1993 г. был заключен "Договор о передаче в пользование Псковской епархии комплекса зданий Снетогорского монастыря - памятника истории и культуры республиканского значения". Одновременно были оформлены акты технического осмотра и передачи отдельных зданий. 26 августа 1993 г., в день памяти святителя Тихона Задонского, прошел первый молебен. Этот день и считается датой открытия первого в псковской епархии Снетогорского женского монастыря.

В 2001 г. Снетогорский монастырь включен в экскурсионное кольцо, и была установлена охранная система видеонаблюдения и пожарная сигнализация с мониторами по всей территории монастыря. Собор Рождества Богородицы остался в ведении Музея-заповедника.

Информация в ГАПО:
фонд 500,
опись 1.

Последнее редактирование - 30 сентября 2017 года.