Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Опочецкого уезда » Святогорский Успенский мужской монастырь

Print

Святогорский Успенский мужской монастырь.

Дополнительная информация:

Сайт Псковского областного архива:
Святогорский Успенский мужской монастырь Псковской епархии находился в Опочецком уезде, от губернского г. Пскова к югу в 115, от уездных: Опочки к северо-востоку в 40, от Острова к юго-западу в 50, от пригорода Воронич в 4, от реки Великой в 6 верстах. Местоположение его на высоком хребте гор при самом высоком холме, называемом издревле Синичьей горой. В кратком описании монастыря повествуется, что в 1563 г. один юродивый, пятнадцатилетний юноша по имени Тимофей, родом из пригорода Воронич, вечером пасший скот на реке Лугвицы, видел сперва в воздухе, а потом на Синичьей горе явление Богородичной иконы Умиление, находившейся в Вороничской приходской церкви, и слышал глас, что через шесть лет на этой горе просияет благодать Божия, но тогда юноша никому об этом не сказал. По прошествии времени Тимофей вновь пришел на эту гору и нашел там при сосне стоящую другую Богородичную икону Одигитрии. Он сделал близ нее кущу и пещеру и провел в молении 40 дней, после которых от иконы произошел глас, повелевший ему объявить об этом в пригороде Воронич, чтобы священство и народ пришли в пятое воскресение после Пасхи с иконой Умиление Божьей Матери из Воронича на Синичью гору.

В учрежденном крестном ходу, на месте где было первое явление пастуху при реке Лугвицы, начались исцеления болящих и продолжались до Синичьей горы. Об этом было донесено царю, который прислал следователей, после удостоверения об исцелениях велено было на этой горе, прозванной с тех пор Святой, поставить часовню для прихода туда впредь со святыми иконами из Воронича. На праздник Покрова Богородицы туда был организован крестный ход, в ту же ночь часовня загорелась, огонь погубил все в ней находившееся, кроме чудотворных икон Умиление и Одигитрии, оставшихся невредимыми. Об этом происшествии донесли царю, который повелел устроить на этом месте монастырь и на Святой горе воздвигнуть каменную церковь во имя Успения Богородицы так, чтобы алтарь занимал то самое место, где при сосне было явление иконы Одигитрии, а икону Умиление в той самой церкви. Основание церкви на Святой горе и основание монастыря при подошве ее с южной стороны было положено в 1569 г. псковским наместником князем Юрием Токмаковым.

В память от самого начала обители установлено ежегодное празднование святым Чудотворным иконам Богородичным: Умиление в девятую пятницу по Пасхе и Одигитрии в день Покрова Богородицы и с тех пор эти дни сделаны многолюдными торговыми ярмарками при монастыре. В последствии псковичи установили приносить эти иконы ежегодно в Псков после девятой пятницы, из Пскова в Остров и 28 августа в Новоржев и Опочку. Первоначально весь монастырь был сделан деревянным, кроме Соборной Успенской церкви на Святой горе, но и эта церковь была поправляема, хотя и нет известий, когда это сделано, потому что при случившемся в 1780 г. пожаре весь архив с монастырем сгорел.

Икона Одигитрии Божьей Матери "пядичная" с предвечным младенцем на левой руке, писанная на кипарисной доске, вышиной 5 вершков, а шириной 4? вершка в серебро позолоченной ризе, помещена в таком же киоте. Чудотворная икона Умиление кроме изображения Божьей Матери с Богомладенцем на левой руке имеет по сторонам еще следующие: явление ангела Иоакиму и Анне, рождение Богоматери, Благовещение и прочие, икона высотой 1 аршин 6 вершков и шириной 1 аршин 2 вершка в серебро позолоченной ризе, помещена также в киот. Кроме этих икон в Святогорском монастыре почиталась еще чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери. Из монастыря бывало 14 крестных ходов: два больших - в разные города и селения и двенадцать малых вокруг монастыря и на озеро Тоболенец.

Монастырский настоятель Зосима находился среди представителей Пскова на Земском соборе 1598 г., избравшем в цари Бориса Годунова.

Соборная каменная церковь на горе имеет три придела: главный в честь Успения Божьей Матери, построенный в 1569 г. по приказанию царя Ивана Васильевича, к ней с южной стороны сделан придел во имя чудотворной иконы Божьей Матери Одигитрии на средства коллежского асессора Ивана Львова в 1770 г. усердием его вдовы помещицы Анны Львовой, а второй с северной стороны во имя Покрова Божьей Матери, устроенный иждивением помещика Максима Ивановича Карамышева в 1776 году. Внизу при подошве Святой горы построена в 1784 г. каменная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца (на ее месте была деревянная трапезная, которая сгорела в пожаре 1780 г. вместе с хранившимися старинными грамотами, указами и монастырскими документами). В "Истории Российской иерархии" была помещена статья о Святогорском монастыре, в ней упоминалось, что на каменных Святых воротах стояла деревянная церковь во имя Великомученицы Параскевы, упраздненная из монастыря во время штатов и обращенная в приходскую. Над притвором Соборной церкви на Святой горе построена каменная колокольня высотой в 17 сажень 2 аршина. Ограда монастыря каменная была сделана из булыжника в 1792 г. старанием игумена Моисея. Вместо деревянных на каменном фундаменте, упоминаемых в статье, настоятельских и братских келий, которые были упразднены и уничтожены, по личному указу архиепископа Евгения строились новые: а) в одном месте каменные двухэтажные кельи, из которых верхний этаж для настоятеля, а нижний - для братии; б) внутри монастырской окружной стены располагалась меньшая каменная стена, заключающая весь монастырь и в) в этой стене устраивались все монастырские службы тоже каменные, как-то: сарай, конюшня, житница, ледник, а по середине ограды к ярмарочному месту ворота с башней и караульной. В ризнице хранились ризы, епитрахили, две пары поручей, стихарь, орарий и воздух с двумя покровами подаяния царевны и великой княжны Екатерины Иоанновны. До штатов, объявленных манифестом императрицы Екатерины II от 26 февраля 1764 г. за монастырем числилось 957 душ крестьян с приписанными к нему монастырями (какие же приписаны к нему были монастыри, и куда они обращены, о том монастырь не имел никаких сведений, так как архив вместе с Николаевской церковью сгорел). По штатам монастырь был положен в 3-й класс, настоятельство в нем с самого устроения было игуменское, которое и по штатам также осталось. Чудотворные иконы Умиление и Одигитрии находились в главном храме. Жена коллежского асессора М.И. Карамышева Анна была погребена в Святогорском монастыре при церкви Покрова Божьей Матери.

Указом императрицы Екатерины II от 28 января 1780 г. государственная коллегия экономии признала необходимым отпустить Святогорскому монастырю на починку в Соборной Успенской церкви иконостаса и двух каменных ворот сумму 497 рублей. Исправить иконостас Успенской церкви обязались по контракту мастера Данила Екимович Рубцов и Яков Афанасьев за 450 рублей. Им были выданы материалы, золото и серебро на сумму 200 рублей.

У подошвы Святых гор находился храм во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, в ночь на 5 марта 1784 г. он сгорел со всеми находившимися в нем иконами, документами, делами и суммами. На месте сгоревшей церкви Николая Чудотворца в 1786 г. был выстроен игуменом Созонтом каменный теплый храм, с тремя колоколами на одном деревянном столбе. Контракт на постройку Николаевской церкви был заключен 22 октября 1785 г. игуменом Созонтом с крестьянином Костромского наместничества Семеном Матфеевым на 500 руб., работы следовало начать 1 мая 1786 года.

8 июля 1787 г. купец Агафон Иванович Кирпищиков заключил с игуменом Святогорского монастыря Созонтом контракт, по которому купец обязался в мае 1788 г. начать работу по замене старой главы Соборной Успенской церкви. Главу следовало сломать, а на ее место поставить новую на железных дугах, покрыть железом и выкрасить медянкой, а внутри чернью, яблоко и крест вызолотить листовым золотом. За означенную работу и за материалы Кирпищиков получил 510 рублей.

Купец г. Торопца Тимофей Савинович Терябин и мещанин г. Осташков Иоким Максимович Ушкин подписали 21 января 1789 г. с игуменом Святогорского монастыря Созонтом контракт, по которому они должны были в иконостасе вновь построенной Николаевской церкви написать святые иконы, по правую сторону: 1) Образ Спасителя; 2) Николая Чудотворца; 3) священномученика Власия и с ним преподобного Никандра, в молении Христа Спасителя, над ним мученика Созонта; по левую сторону: Умиление Божьей Матери; на северных дверях - архидьякона Стефана; к стене - великомученицу Варвару, над ней преподобномученица Евдокия, царские двери вызолотить, а над ними написать Христовы праздники. Все иконы следовало покрыть лаком и за работу предназначалось 155 рублей.

В мае 1802 г. крестьяне и купец обязались построить для Святогорского монастыря мельничный амбар, внутри сделать небольшую горницу, к амбару сделать плотину, по плотине - деревянный мост за 300 рублей. Тогда же псковский купец 3-й гильдии Иван Федорович Евертс подрядился на мельничном мосту построить новую мучную мельницу за 1500 рублей.

Согласно заключенному 1 октября 1809 г. контракту Святогорский монастырь отдал в аренду на 4 года Александру Вындомскому построенную на речке Лугвицы при деревне Бугровой водяную мучную мельницу с платежом за каждый год по 50 рублей.

В годы Отечественной войны 1812 г. Святогорский монастырь пожертвовал денег: 300 руб., золота 18 золотников, серебра 26 рунтов 10 золотников.

Архимандрит Геннадий заключил с псковским мещанином, живописных дел мастером Петром Ивановичем Безродным в октябре 1835 г. контракт на возобновление старого иконостаса в Успенской Соборной церкви. Были проделаны следующие работы: в иконостасе вновь написаны иконы, обозначенные в контракте; позлащена резьба и глади, где сказано, червонным золотом первого номера. За всю эту работу уплачено было Безродному 5400 ассигнациями.

С XIX в. обитель оказалась неразрывно связана с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил в Святогорский монастырь на поклон могилам предков, памятью которых свято дорожил. В монастыре покоились друг подле друга его дед Осип (Януарий) Абрамович и бабка Марья Алексеевна. Последним земным приютом Пушкина стал Святогорский монастырь. На дуэли, состоявшейся 27 января 1837 г., Пушкин был смертельно ранен. Два дня боролся он со смертью, и умер в ужасных мучениях 29 января утром. 3 февраля поздно ночью гроб с телом поэта был отправлен в Святогорский Успенский монастырь в сопровождении жандармов и И.И. Тургенева, которому было поручено погребение праха Пушкина. 6/18 февраля 1837 г. после заупокойной панихиды в южном приделе монастырского храма, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены в присутствии И.И. Тургенева, Никиты Козлова и двух тригорских барышень - Екатерины и Марии Осиповых. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник вдовой покойного - Натальей Николаевной.

В апреле 1841 г. настоятель Святогорского монастыря архимандрит Геннадий обратился к архиепископу Нафанаилу с просьбой разломать Николаевскую церковь по причине ее тесноты и сырости, и не ее месте выстроить новую. Указом Псковской духовной консистории от 5 мая 1841 г. с разрешения архиепископа было разрешено вместо прежней теплой Николаевской церкви устроить новую каменную церковь. Руководствуясь этим указом, архимандрит Геннадий отыскал мастера крестьянина Ярославской губернии Даниловского уезда Матвея Николаевича Голубова и заключил с ним контракт. По этому контракту Голубов обязался: 1) Николаевскую каменную церковь разобрать до грунта земли и очистить место; 2) на этом месте выстроить по плану новую каменную однопрестольную церковь с кирпичными сводами, в колокольне сделать кладовую; 3) для начала следовало выкопать рвы, где придется до грунта, забутить их прочно диким камнем, поверх земли сделать цоколь и потом произвести кирпичную работу; 4) по окончании стен и сводов устроить главы, остропить решетчатым тесом, а затем покрыть церковь и карнизы листовым железом, и главы обить белой английской жестью; 5) внутри церкви устроить чистые полы и две голландские печи. Работу следовало начать сразу после заключения контракта и закончить в 1842 году. За работу Голубову причиталось 1530 рублей.

Из книги для записи всего церковного имущества данной Псковской духовной консисторией указом от 27 апреля 1851 г. следовало, что церковь во имя Успения Божьей Матери каменная, твердая, снаружи окрашена охрой, местами отбелена известью, внутри расписана разными красками, с каменной папертью при которой устроена свечная лавочка и сторожка. Вся Соборная церковь с приделами и прочими пристройками покрыта листовым железом, окрашена зеленой краской. На Успенской церкви глава железная, покрыта листовым железом, окрашена зеленой краской и убрана звездами листового железа, позолоченными на гульфарбу, крест железный утвержден четырьмя таковыми же цепями, яблоко железное позолоченное. На придельной Одигитриевской церкви глава деревянная, покрыта белой аглицкой жестью, крест железный, окрашен зеленой краской. На Покровской церкви глава деревянная, покрыта жестью, крест железный позолоченный. Напротив придельных алтарей находилось две небольших кладовых. Над притвором устроена каменная четырехъярусная колокольня, окрашенная охрой с известью, шпиль аглицкой жести окрашен белой краской, крест железный, позолоченный, яблоко прорезное, из белой жести. На колокольне 14 колоколов, висящих на железе, кроме них два употреблялись в крестохождениях и хранились в рукольной. Из 14 колоколов 8 были с надписями, а 6 без них. Надписанные колокола следующие:

1) Самый большой весом 151 пуд 10 фунтов, имелась надпись: "Лит в Святогорский монастырь в Москве, на заводе Данилы Теленева, в 1753 году ноября в 1-й день при державе Благоверной Великой Государыни Елизаветы Петровны Богоматери Честного Умиления тщанием тоя обители игумена Иннокентия".

2) Полиелейный с надписью, что лит "в лето 1689 при царях и великих князьях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче и при патриархе Иоакиме и митрополите нашем Маркелле Псковском и Изборском в Святогорский Богородицкий монастырь".

3) Колокол, прозванный "Горюном", пудов в 15, лит "в 1551 при державе благо_ 8 сентября на Рождество Пресвятой Богородицы". По преданию этот колокол был пожертвован монастырю царем Иваном Грозным.

4) Пудов в 10, с надписью, что лит "в лето 1638 при благоверном великом князе Михаиле Федоровиче, в обитель Пресвятые Богородицы на Святые горы".

5) Малый "динек" в 6 пудов, лит в 1741 году.

6) Вседневный с надписью: "Перелит сей колокол вновь в 1897 г. для Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии в благополучное царствование Государя Императора Николая II, при епископе Псковском и Порховском Антонине и управляющем монастырем иеромонахе Иоанне на пожертвования: 1) Государственного контролера действительного статского советника Тертия Ивановича Филиппова о упокоении его супруги Марии и дщери Марии и 2) чиновника того же контроля коллежского советника Георгия Георгиевича Долинского. Первоначально был лит сей колокол в 1712 г. в 29 пудов, а ныне в нем весу 40 пудов 12 фунтов. Колокольно-литейный завод В.М. Орлова С.-П.-Б.".

7) "Перелит сей колокол вновь в 1897 г. для Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии в благополучное царствование Государя Императора Николая II, при епископе Псковском и Порховском Антонине и управляющем монастырем иеромонахе Иоанне. Первоначально был лит сей колокол в 1700 г.; в нем весу 22 пуда. Колокольно-литейный завод В.М. Орлова С.-П.-Б.".

8) "Перелит сей колокол вновь в 1897 г. для Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии в благополучное царствование Государя Императора Николая II, при епископе Псковском и Порховском Антонине и управляющем монастырем иеромонахе Иоанне. Первоначально был лит сей колокол в 1742 г.; в нем весу 4 пуда 13 фунтов. Колокольно-литейный завод В.М. Орлова С.-П.-Б.".

9) Трапезный колокол, перелитый в 1897 г., весом в 1 пуд 29 фунтов, имеет надпись: Колокольно-литейный завод В.М. Орлова С.-П.-Б.".

Вверху над колокольней были издревле устроены железные часы, которые испортились и не работали. В окнах на колокольне, где были помещены колокола, были четыре железные решетки, окрашенные зеленой краской. Вход на колокольню был с паперти по четырем деревянным лестницам, вход же в церковь по двум каменным лестницам с площадкой, из них одна от крыльца теплой Николаевской церкви на каменном фундаменте забрана и покрыта тесом, а при самой церкви покрыта листовым железом и окрашена красной краской. В заборе по сторонам 12 окон освещали лестницу в 44 ступеньки с 4-мя небольшими площадками. Вход в притвор главной и придельных церквей открывали деревянные двери с внутренними запорами, обитые жестью и украшенные красной краской.

Внутри холодной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в некоторых местах были написаны иконы фресковой работы и от давности времени полиняли, и вся покраска стен обветшала. В теплой церкви во имя Божьей Матери Одигитрии, выкрашенной масляной краской, по стенам на некоторых местах также были написаны масляной краской иконы: в куполе четыре евангелиста, но как стены, так и иконы от сырости или других причин полиняли. В 1859 г. игумен Гавриил счел за лучшее расписать масляными красками как верхнюю, так и теплую церковь за неимением монастырской суммы за свой счет. Для этого из Петербурга были выписаны два художника, которые сделали следующую работу:

А) Роспись холодной церкви:

1. Внутри нижний пояс стен до купола выкрашен дугой масляной краской.

2. Средний пояс стены до купола выкрашен кроном, и верх его отделен карнизом фресковой работы.

3. В куполе между окнами написаны четыре Святителя фресковой работы, а в самом верху Образ Господа Саваофа в облаках написан масляными красками.

4. Нижний ярус алтаря выкрашен такой же дикой краской, как и внутри церкви, средний пояс алтаря выкрашен разноцветными красками и отделен карнизом фресковой работы. В своде над горнем местом масляными красками написан Спаситель, а над жертвенником и в правом отделении алтаря Дух Святой фресковой работы.

5. Паперть вся отштукатурена, на стене кругом входных дверей написаны преподобные: Савва, Никандр, Евфросин и Нил, а вверху над дверьми Успение Божьей Матери масляными красками, на потолке в паперти изображен Дух Святой в сиянии фресковой работы.

Б) Теплая церковь вся вновь расписана масляными красками:

1. Нижний пояс внутри церкви выкрашен масляной дикой краской, средний пояс выкрашен кроном на масле.

2. Над хорами на потолке написан Образ коронования Божьей Матери с орнаментами вокруг него. Арка, отделяющая хоры от церкви, расписана разными орнаментами.

3. Пояс над фронтонами отделен разными орнаментами, во фронтоне на правой стороне написан Образ моления о чаше, а на левой несение креста.

4. В куполе по сторонам четыре Евангелиста, а вверху Спаситель, окруженный Херувимами.

5. Алтарь расписан разными красками с орнаментами в приличных местах, а под сводом в четырех местах написан Новый и Ветхий Завет, окруженный ангелами, в самом верху посередине висящее око.

6. При входе над дверьми написан Образ Святителя Николая, а снаружи алтаря на горнем месте Образ Святителя Николая во весь рост масляными красками. Для росписи этих церквей было употреблено разных материалов на 791 руб. 50 коп. серебром. За работу двум художникам было заплачено 400 руб. серебром.

В октябре 1859 г. императрица Мария Александровна пожертвовала в Святогорский монастырь два коврика к чудотворным иконам Одигитрии и Покрова Пресвятой Богородицы.

На 1865 г. в монастыре находились следующие здания: Соборная на Святой горе каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1569 г. с каменными приделами: 1-м Одигитрии Богородицы в 1770 г.; 2-м Покрова Богородицы в 1776 году. Вторая внизу при подошве Святой горы каменная во имя Святого Чудотворца Николая Мирликийского построена в 1842 г. вместо прежней. От этой церкви на гору крыльца с кирпичными столбами собраны и покрыты в 1837 году. Ризница хранилась в храме Покрова Божьей Матери. Библиотека и архив монастырских дел находились при Николаевской церкви. Согласно ведомости о третьеклассном Святогорском Успенском мужском монастыре за 1868 г. при монастыре находилось земли 27 десятин 1209 сажень:

а) под постройками, огородом и садом - 4 десятины 1283 сажени,

б) под церквями и кладбищем - 1224 сажени,

в) под прудом - 300 сажень,

г) пахотной земли - 20 десятин 2226 сажень,

д) сенного покоса - 2 десятины 100 сажень,

е) под дорогами - 1800 сажень. Вся эта земля значится по плану от 18 июня 1786 г. удобной. В том же плане видно, что есть и неудобная земля при монастыре, но сколько не означено. Среди отдельных земель принадлежащих монастырю были:

1) С 1832 г. пустошь Олуферово-Филипово с пахотной землей, сенокосом и лесом 90 десятин 115 сажень.

2) С 1832 г. смежная пустошь Филипово с пахотной землей, сенокосом и лесом 22 десятины 797 сажень.

3) С 1784 г. пустошь Брюшково с сенным покосом, коего 8 десятин 465 сажень.

4) С 1784 г. 1 десятина 1588 сажень сенного покоса близ города Опочки на пустоши под названием Машин Луг.

5) С 1812 г. пустошь Долгая, в которой значилось пожертвованной земли 27 десятин 464 сажени.

6) С 1801 г. неудобной земли, пожертвованной при монастырской мельнице 5 десятин 1662 сажени. По штату в монастыре положено быть 11 монашествующим, а с настоятелем 12 человек.

В феврале 1866 г. настоятель Святогорского Успенского монастыря игумен Гавриил рапортовал архиепископу Псковскому и Порховскому Феогносту о том, что в 1859 г. в холодной Успенской церкви Святогорского монастыря был устроен бронзовый посеребренный престол, одна передняя сторона которого была вызолочена. Игумен же посчитал, что более благолепным будет вызолотить весь престол, который в 1865 г. и был вызолочен через огонь. За позолоту мастеру Малинину было заплачено 400 руб. серебром. На чудотворных иконах Успения и Одигитрии Божьей Матери серебряные позолоченные ризы от давнего времени и от употребления в крестных ходах полиняли, поэтому в 1865 г. были вновь вызолочены с добавлением серебра и с нанесением на венец Умиление Божьей Матери алогрека за 200 руб. серебром. За приведение в порядок золоченых риз на местных храмовых иконах Христа Спасителя и Успения Божьей Матери весом 58 фунтов, за приведение в порядок трех риз на образах: Николая Чудотворца, Мученицы Параскевы и Покрова Божьей Матери и трех серебряных кадил весом 8 фунтов - всего 66 фунтов, за отделку и шлифовку по 1 руб. 25 коп. от фунта, заплачено 82 руб. 50 копеек. В 1865 г. на новые Пятницкие ворота была сделана из бронзовых через огонь позолоченных литер надпись со въезду: "Дверь небесная _", а с другой стороны: "Возведох очи _", за буквы заплачено 326 руб. серебром.

В 1878 г. в монастыре были произведены хозяйственные постройки и починки на сумму 2061 руб. 26 копеек.

Согласно ведомости о Святогорском Успенском третьеклассном мужском монастыре за 1878 г. следовало, что на площади были построены: 1) два корпуса с братскими и настоятельскими кельями, одноэтажный каменный с подвалами для погребов, а другой полукаменный с верхним деревянным этажом, оба крытые листовым железом, окрашенным медянкой; 2) братская трапезная, кухня, житные амбары, два сарая для дров - все каменные, крытые железом; 3) скотный и конюшенный двор - каменные с дощатой кровлей; 4) амбар для хранения зернового хлеба, сарай для сена и братская баня - деревянные крытые гонтом; 5) два ряда деревянных лавок для торговли во время ярмарок, покрытые некоторые гонтом, другие бумагой, а большая часть тесом; 6) Все эти здания обнесены оградой из дикого булыжного камня объемом 340 сажень; 7) за оградой находились: гумно с каменными столбами для складки молоченого зернового хлеба, крытое тесом и сарай для жатого хлеба, крытый гонтом. Ризница хранилась в храме Покрова Божьей Матери. Библиотека и архив монастырских бумаг находились над притвором Николаевской церкви.

В 1885 г. в обители был устроен странноприимный дом для приема странников и приходящих в монастырь богомольцев; как те, так и другие пользовались бесплатным монастырским столом. Им разрешалось прожить в обители до 3-х суток, а иногда и более суток.

Благочинный монастырей Псковской епархии настоятель Свято-Никандровой пустыни архимандрит Серафим 23 июня 1885 г. сообщил настоятелю Святогорского Успенского монастыря отцу Николаю, что указом от 18 июня Псковская духовная консистория предписала доставить сведения о том, нет ли возможности при всех мужских монастырях епархии открыть на средства монастырей церковно-приходские школы для детей окружающего монастырь сельского населения. Настоятель монастыря архимандрит Николай в ответ на это сообщил благочинному, что при Святогорском монастыре не представлялось возможности открыть церковно-приходскую школу для детей сельского населения, так как монастырь не обладал излишними средствами и не имел ни готового помещения, ни места для построения школы. Кроме того, в Святых горах существовало сельское училище, а также можно было устроить церковно-приходскую школу при местной Святогорской Пятницкой церкви, поэтому при монастыре открывать школу не было необходимости.

В 1885 г., в день рождения поэта (26 мая/6 июня), поклониться его праху прибыл великий князь Владимир Александрович. Об этой поездке сопровождавший члена императорской фамилии поэт К.К. Случевский писал: "Часам к 6 вечера, поверх густой зелени поросших лесом холмов, увидели мы купол и колокольню Святогорского монастыря, где похоронен Пушкин. _ Ровно в 6 ч. вечера великий князь прибыл к монастырю. Обычная, многолюдная ярмарка была на исходе; тысячи народа, расположившегося по крутым склонам святогорских холмов, неумолкаемым "ура" и киданием шапок, приветствовали августейшего гостя. Его высочество, выйдя из коляски, приблизился к монастырским воротам, где с иконой Одигитрии его встречал архимандрит Николай. Прослушав краткое приветственное слово, приложившись к иконе и осеняя себя крестным знамением, его высочество прошел под ней и направился в монастырь. Отслушав молебен, великий князь посетил могилу Пушкина, находящуюся снаружи церкви со стороны алтаря, подле самой кручи монастырского холма. С одной стороны могилы три церковные абсиды, с другой три высокие липы. Панихида, пропетая всем собором по рабу Божьему Александру, в присутствии великого князя и многих тысяч непокрытых голов в день рождения поэта была величественна. Пушкин за год до своей смерти приготовил себе могилу в монастыре. Когда-то заказывал он в этом самом монастыре обедню и панихиду по боярину Георгию - это значит по лорду Байрону! Инокам, конечно, и в ум не приходило, что они молятся за упокой души человека, не особенно то их долюбливавшего. _ С могилы Пушкина его высочество прошел в помещения архимандрита, где ему представлялось Опочецкое дворянство. В 7 ч. вечера состоялся обед на холме противоположном монастырскому, тут был раскинут шатер. Вечер этого дня закончился в Михайловском у Григория Александровича Пушкина. В любезной беседе хозяина и хозяйки время к ночи подошло очень быстро; воспоминаниям о Пушкине отведено было, конечно, первое место. Дом, приютивший на ночлег великого гостя, был построен в шестидесятых годах, но некоторое сходство в общем расположении усадьбы сохранилось: длинный одноэтажный дом посередине, с обеих сторон его два небольших флигеля. Из вещей Пушкина сохранились: кресло, ятаган, подаренный ему на Кавказе графом Паскевичем и четыре бильярдных шара. На следующее утро, перед отъездом из Михайловского, последовавшего в 9 ч. утра 27 мая, его высочество более часа сидел с хозяевами дома и своими спутниками на балконе".

Рапортом от 6 октября 1885 г. настоятель Святогорского монастыря архимандрит Николай сообщил Псковской духовной консистории решение открыть на средства монастыря двухклассную школу с четырехлетним курсом. Резолюция архиепископа на рапорт последовала 8 октября: "Бог да благословит устроить церковно-приходскую школу на посильные средства монастыря, ограничась на первый раз двухлетним курсом. Время и средства покажут, возможен ли будет в школе четырехлетний курс. После открытия школы настоятель донесет: кто в ней будет учитель, и когда начнутся в ней учебные занятия". Из вопросного листка о состоянии Святогорской Успенской монастырской церковно-приходской школы за 25 ноября 1885 г. следовало, что школа была одноклассная, для обоих полов, все обучающиеся в школе постоянно находились при ней. Платы и никакого другого вознаграждения за учение не взималось. Преподавание велось на славянском и русском языках, обучалось 27 мальчиков и 6 девочек в возрасте от 9 до 13 лет, большая часть детей крестьянские дети, малая - духовные. Особого помещения для школы не было, но было отведено 4 комнаты в братском корпусе со всеми удобствами. Закон Божий преподавал священник приходской Святогорской Пятницкой церкви М. Белогородский, а другим предметам обучал студент Псковской духовной семинарии Ф. Иванов, школой заведовал настоятель монастыря. Законоучитель и учитель получали вознаграждение от монастыря около 30 руб. сер. в месяц.

Церковно-приходская школа была открыта 21 октября 1885 г. в память посещения Святогорской обители великим князем Владимиром Александровичем 26 мая 1885 года.

Настоятель Святогорского монастыря архимандрит Николай с братией из своих доходов собрали деньги, которые образовали сумму в 1750 руб., которую просили израсходовать на возобновление и украшение монастырского храма Святителя и Чудотворца Николая по смете мастера Озелинга. Деньги эти были пожертвованы в ознаменование избавления его императорского высочества наследника цесаревича Николая Александровича от грозившей ему 29 апреля 1891 г. в г. Отсу в Японии опасности. Епархиальные власти 28 октября 1891 г. дали разрешение отремонтировать летом 1892 г. всю внутренность храма Святителя и Чудотворца Николая. Настоятель Святогорского монастыря архимандрит Николай представил епископу Псковскому и Порховскому Гермогену акт от 10 сентября 1892 г. с приложением сметы по ремонту Николаевского храма, который был окончен. Вместо ветхого престола был устроен новый. Архимандрит просил освятить данный престол, как и весь храм 3 октября.

30 января 1897 г. в 14 ч. на Санкт-Петербургском колокольном заводе В.М. Орлова была назначена переливка четырех колоколов, принадлежащих Святогорскому монастырю. При многочисленном стечении народа 21 февраля состоялось торжественное освещение вновь перелитых четырех медных колоколов, из которых три подняли на монастырскую колокольню, а один меньший - привесили около трапезной. В этом же году на колокольне устроили новый деревянный шпиль, покрыли цинком, крест и шар на нем были позолоченные на мардане.

Вице-президент Императорской Академии наук Леонид Николаевич Майков в марте 1897 г. получил от настоятеля Святогорского монастыря рукопись "Описание Святогорского Успенского монастыря". Поиски благотворителей, которые приняли бы на себя расходы на печатание рукописи, не дали результатов, поэтому описание предполагалось напечатать в Псковских епархиальных ведомостях. Настоятель монастыря игумен Иоанн в октябре 1898 г. обратился к ректору Духовной семинарии и редактору Псковских епархиальных ведомостей протоиерею Алексею Ивановичу Лебедеву с вопросом, когда же будет начата публикация описания монастыря. Игумен интересовался нельзя ли забрать рукопись, чтобы она не залежалась как у Майкова, так как в Санкт-Петербурге нашлись люди, которые готовы напечатать ее за свой счет. На это протоиерей Лебедев ответил, что рукопись требует значительных исправлений. В ноябре была начата публикация рукописи монастыря в Псковских епархиальных ведомостях.

На постройку вблизи Святых ворот деревянной одноэтажной книжной лавки с жилым помещением и часовней был составлен проект и смета, работы брался выполнить мастер г. Новоржева Петр Иванович Корольков, на работу по постройке и материалы требовалась сумма в 950 рублей. Разрешение на постройку было получено от епархиального начальства в указе, изложенном Псковской духовной консисторией 4 марта 1898 года. Благочинный монастырей Псковской епархии архимандрит Мефодий 17 июля 1899 г. в присутствии настоятеля и старшей братии Святогорского монастыря свидетельствовал работы вновь построенной книжной лавки с часовней во имя иконы Умиление Божьей Матери. Монастырю все это здание, не считая сруба и добавочного леса, употребленного из прежнего заготовления, обошлось в 626 руб. 48 копеек.

Для двухклассной церковно-приходской школы при Святогорском монастыре в декабре 1898 г. была составлена смета на постройку для нее каменного двухэтажного здания.

Высочайше утвержденный комитет по празднованию юбилея А.С. Пушкина был сформирован под руководством псковского губернского предводителя дворянства Н.И. Новосильцева, в декабре 1898 г. он предложил игумену Святогорского монастыря принять на себя звание почетного члена комитета.

Информация в ГАПО:
фонд 328,
опись 1.

Информация на сайте Псковской епархии.

Монастырь при селении Таболенец основан в 1569 году на горе, с древних времен и до основания монастыря называвшейся Синичьей. После основания монастыря она стала называться Святой. Обитель основана псковским наместником князем Юрием Токмаковым по повелению царя Ивана Грозного. Предшествовали основанию монастыря дивные знамения от икон Божией Матери «Умиление» и «Одигитрия», явившихся юродивому пастуху Тимофею. За несколько лет до этого, в 1563 году, в Ворониче жили супруги Терентий и Анастасия. Их сын, пятнадцатилетний Тимофей, некоторыми почитался как юродивый. Однажды, когда он пас стадо близ речки Лугвица, ему в воздухе в чудном сиянии явилась икона Божией Матери. В страхе Тимофей пал на землю, но голос  от иконы повелел не бояться, встать и идти на Синичью гору. «Там ты увидишь благодать», – было сказано ему. Оставив стадо, он пошел на гору, но ничего там не нашел. Всю ночь Тимофей провел в молитве, и вновь ему явилась в чудном свете икона, и был голос, поведавший Тимофею, что через него Сыну Божию Иисусу Христу угодно явить на этой горе Своё милосердие для спасения рода христианского, но не теперь. По истечении шести лет Тимофей должен вновь прийти на Синичью гору, тогда он и увидит великое действие благодати Божией. После этих слов икона стала невидима. Когда Тимофей вернулся в Воронич, он никому не рассказал о своём видении, в Георгиевской церкви он увидел в притворе ту самую икону Божией Матери, называвшейся «Умиление», и стал перед ней усиленно молиться. Через шесть лет, как ему было сказано, Тимофей пришел на Синичью гору, выкопал пещеру в ближайшей к ней горке и провел здесь в посте и молитве 40 дней. Эта горка с того времени стала называться Тимофеевой. Однажды во время молитвы на Синичьей горе засиял чудный свет и разлилось благоухание. В недоумении Тимофей стал осматриваться кругом и увидел икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия», стоявшую на ветке соснового дерева. От иконы ему был голос: «Тимофей, благий раб, иди в город Воронич и скажи иереям, да идут с честным крестом Христа Спасителя и со святыми иконами, пусть возьмут и чудотворную мою икону, называемую «Умиление», стоящую в храме Великомученика Георгия, на сию гору, ибо здесь благоугодно быть благодати Господней». Поначалу Тимофею никто не поверил, но священнику был голос, повелевший исполнить сказанное. Когда крестный ход достиг того места, где Тимофею было первое видение, то начались исцеления больных и страждущих. Это происходило до Синичье горы и на самой горе. В это время народ заметил икону Богородицы «Одигитрия» на сосне. Некоторые попытались взять её, но икона поднялась на воздух и долгое время оставалась в таком виде. По просьбе народа к иконе подошел Тимофей, икона сама спустилась ему в руки. Царский наместник князь Георгий Токмаков подробно исследовал происшедшее и доложил об этом царю, который, в свою очередь, прислал с проверкой своих людей. После сего по царскому указу на горе, которую стали называть Святой, построена часовня и учрежден крестный ход сюда из Воронича. Однако не успели уехать царские посланники, как при них же случилось новое чудо. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы, когда крестный ход пришел на Святую Гору, ночью часовня сгорела, но в её пепле нашли совершенно невредимой икону Божией Матери «Одигитрия», икону же «Умиление» увидели на той сосне, где прежде находилась икона «Одигитрия». Узнав об этом, царь Иван Грозный повелел устроить на этом месте монастырь, а на месте явления святых икон соорудить каменный храм во имя Успения Божией Матери, притом престол должен быть устроен на пне той самой сосны.

Первоначально монастырь был деревянный. Впоследствии все строения монастыря и ограда были перестроены в камне. Каменный собор Успения Пресвятой Богородицы построен за счет царской казны на вершине Святой горы, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» по повелению Ивана Грозного в XVI веке. В 1770 г. владельцем села Алтун князем Иваном Львовым устроен южный придел в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Псковским помещиком Максимом Ивановичем Карамышевым в 1776 г. устроен северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В подцерковье придела находилась усыпальница Карамышева. В 1832 г. к собору пристроена каменная паперть. Вместо прежней, ставшей ветхой соборной главы, в 1896 г. устроена новая глава. Со времени основания и до закрытия монастыря в XX веке в соборе находились три чудотворные иконы Божией Матери: «Умиление», «Одигитрия» и «Феодоровская». Малая икона Успения Божией Матери принесена в 1851 г. из Киева островским купцом Александром Дорофеевичем Посисьевым. От этой иконы также некоторые получили исцеление. В ризнице хранилось много старинных напрестольных Евангелий, священных сосудов и облачений. В монастырской библиотеке были старопечатные книги XVII-XVIII веков, богослужебные и исторические. У подошвы Святой Горы в 1786 году на месте деревянной церкви построена каменная церковь Святителя и Чудотворца Николая. Церковь была маленькой, в 1841 г. разобрана и в 1844 г. построена более обширная Николаевская церковь. Здесь находилась икона Святой Мученицы Параскевы, именуемой Пятница.

В XVIII веке в связи с собором начали строить колокольню, построили до третьего яруса, в 1821 г. строительство её было завершено игуменом Ионой. Её высота 37 метров, на ней висели 14 колоколов, подобранных «под тон». 8 колоколов были с надписями, 6 колоколов надписей не имели. Самый большой колокол весил 151 п. 10 ф., имел надпись: «Лит в Святогорский монастырь в Москве на заводе Данилы Телепнева в 1752 году ноября в 1-й день при державе Благоверной Великой Государыни Елизаветы Петровны Богоматери Честного умиления тщанием тоя обители игумена Иннокентия». Звон этого колокола был слышен за 15-25 верст. Старожилы вспоминали, что в тихую погоду звон его доносился до города Новоржева. Еще один, полиелейный, колокол имел надпись, что лит «в лето 1689 при царех и великих князех Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче всея Великия и Малыя России, при патриархе кир Иоакиме и митрополите нашем Маркеле Псковском и Изборском в Святогорский Богорородицкий монастырь». Колокол под названием «Горюн» весил 15 п., с надписью, что лит «в лето 7059 (1551)… … 8 сентября на Рождество Пресвятой Богородицы» (надпись была неразборчива). По преданию, этот колокол был подарен монастырю царем Иваном Грозным. Со временем в нем образовалась трещина, звонить в него перестали. Колокол весом 10 п. имел надпись: «Лит в лето 7146 (1638) при благоверном Великом Князе Михаиле Федоровиче в обитель Пресвятой Богородицы на Святые горы». Малый колокол, «динек», весил 6 п., был отлит в 1741 г. На вседневном колоколе была надпись: «Перелит сей колокол вновь в 1897 году для Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии в благополучное царствование Государя Императора Николая II, при епископе Псковском и Порховском Антонине и управляющем монастырем иеромонахе Иоанне на пожертвования: 1. Государственного контролера действительного тайного советника Тертия Ивановича Филиппова о упокоении его супруги Марии и дщери Марии и 2. чиновника того же контроля коллежского советника Георгия Георгиевича Долинского. Первоначально был лит сей колокол в 1712 году в 29 пудов, а ныне в нем весу 40 п. 12 ф. Колокольнолитейный завод В.М. Орлова в С.П.б». Надпись на еще одном колоколе была такой: «Перелит сей колокол вновь в 1897 году для Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии в благополучное царствование Государя Императора Николая II, при епископе Псковском и Порховском Антонине и управляющем монастырем иеромонахе Иоанне. Первоначально был лит сей колокол в 1700 году; в нем весу 22 пуда. Колокольнолитейный завод В.М. Орлова в С.П.б». На другом колоколе также была надпись: «Перелит сей колокол вновь в 1897 году для Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии в благополучное царствование Государя Императора Николая II, при епископе Псковском и Порховском Антонине и управляющем монастырем иеромонахе Иоанне. Первоначально был лит сей колокол в 1742 году; в нем весу 4 пуда 13 фунтов. Колокольнолитейный завод В.М. Орлова в С.П.б». Трапезный колокол был перелит также в 1897 году, весил 1 п. 29 ф., надпись была короткой: «Колокольнолитейный завод В.М. Орлова в С.П.б».

Монастырю принадлежали три часовни. Одна из них, каменная, находилась вблизи монастыря за Анастасиевскими воротами, посвящена Святой Мученице Анастасии Римляныни. Она устроена бывшим монастырским служителем Бакусовым. В часовне на большом киоте иконы была надпись: «Устроен сей кивот усердием крестьянина государственных имуществ Воронецкого правления деревни Кошкино Егором Семеновым на собственное его иждивение». На речке Луговке, где находился камень, на котором молился пастух Тимофей, когда ему явилась икона Божией Матери, стояла часовня в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». В этой часовне хранился камень, на котором молился Тимофей, и список с чудотворной иконы Божией Матери «Умиление». Третья часовня в 1898 г. построена у Святых ворот монастыря в центре деревянного здания книжной лавки.

Из монастыря совершалось 14 крестных ходов. Особенно торжественен и многолюден был крестный ход с чудотворными иконами Божией Матери в Псков и Остров. Совершался он в течение месяца, начиная с первого воскресения после девятой пятницы после Пасхи. Крестный ход шел в Остров, оттуда по шоссе до деревни Новгородка и далее в Псков. Второй большой крестный ход совершался 28 августа (10 сентября) в города Опочка и Новоржев. В Новоржев крестный ход разрешен Псковской духовной консисторией 22 сентября 1813 г. в память изгнания французов из России.

В 1838 г. в монастыре архимандритом Геннадием построен двухэтажный настоятельский дом. Кроме него, в монастыре был одноэтажный каменный братский корпус, в нем находились просфорня и кельи братии; в еще одном каменном корпусе помещались братская трапезная и кухня, столярная мастерская; сторожка; странноприимный деревянный дом. Для удобства паломников и богомольцев в 1896 г. открыта книжная лавка. Были также скотный двор из дикого камня, житница, различные сараи, гумно, гостиный двор с ярмарочными лавками. Странноприимный дом был устроен в 1885 году. Церковно-приходская школа при монастыре открыта 1 ноября (по другим данным 21 октября) 1885 года в память посещения монастыря 26 мая 1885 г. великим князем Владимиром Александровичем. Помещалась она в отдельном здании на территории монастыря.

Среди жертвователей и благотворителей монастыря выделяются имена Максима Ивановича Карамышева и Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Великая княжна Екатерина Иоанновна пожертвовала в монастырь ризу, епитрахиль, поручи, стихарь, орарь и воздух. Супруга императора Александра II Мария Александровна пожертвовала два коврика к чудотворным иконам. Денежные пожертвования поступали от князя Александра Борисовича Куракина, псковского купца Силы Васильева и других. 15 октября 1904 г. игумен Иоанн доносил епископу Псковскому и Порховскому Арсению, что независимо от сделанных ранее пожертвований на нужды войны, он с братией согласно решили жертвовать из получаемого дохода: от себя – 5%, от старшей братии по 2% с каждого рубля, а с младшей – сколько сами пожелают.

Ежегодно на пространстве у стен монастыря устраивались ярмарки. В годы Михайловской ссылки их посещал Александр Сергеевич Пушкин.

Возле алтаря главного, Успенского, храма находится могила великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Рядом похоронены его родители, дед Иосиф Абрамович Ганнибал, бабушка Мария Алексеевна Ганнибал (урожденная Пушкина), другие родственники поэта. Мать поэта скончалась в Петербурге, но похоронена в Святогорском монастыре. Видимо, выбор места своего упокоения матерью поэта не случаен. Сохранился документ о том, что в ноябре 1834 года «опочецкой помещицей села Михайловского» Пушкиной сделан вклад в монастырь: «Пелена налойная (т.е. аналойная), вышитая шерстью разноцветной пряжею, разными цветами на ней. Посреди вышито пять крестов, оной же пряжей вышиты, коймы (т.е. кайма) вышиты кругом оной тоже шерстяной пряжею, в коймах кресты мелкие вышиты, подложена коленкором вишневым». Здесь был похоронен младший брат Пушкина Платон. Поэт похоронил мать и выбрал местом своего будущего упокоения Святогорский монастырь.

На Святой Горе были похоронены архимандрит Геннадий, много потрудившийся для обители и многие другие, не принадлежавшие к монастырскому братству. В советское время все их захоронения уничтожены.

В 1783 г. Псковская духовная консистория разрешила построить в погосте Воронич новую деревянную церковь Воскресения Христова, контроль за ходом строительства был возложен на игумена Святогорского монастыря Созонта.

В 1812 г. игумен Петр (Лавров) с братиею пожертвовали в пользу всеобщего ополчения через Псковскую духовную консисторию золотые и серебряные вещи и деньги от настоятеля и братии.

Монастырь часто посещали лица, принадлежавшие к императорской фамилии. Есть предположение, что в XVIII веке монастырь посетила великая княжна Екатерина Ивановна, племянница императора Петра I, дочь его брата Ивана Алексеевича. Как уже было сказано, 26 мая 1885 г. монастырь посетил великий князь Владимир Александрович, сын императора Александра II Освободителя. Среди тех, кто посещал монастырь, встречаем имя Леонида Николаевича Майкова (17 июля 1896), вице-президента императорской Академии наук, государственного контролера Тертия Ивановича Филиппова (3 сентября 1896). Все они заказывали панихиду по поэту.

Указом Святейшего Синода от 19 марта 1900 года Святогорский монастырь 3-го класса причислен ко 2-му классу.

26 мая (6 июня) 1899 г. в России широко отмечено 100-летие со дня рождения А.С. Пушкина. В Таболенец приехали сыновья поэта, генерал-лейтенант Александр Александрович Пушкин и Григорий Александрович. Вблизи монастыря был построен храм Славы, здесь выступали известные артисты и писатели, исполнялись сцены из спектаклей «Борис Годунов», «Скупой рыцарь», «Русалка». Детям книги Пушкина раздавались бесплатно.

К этой дате было приурочено издание наиболее полной истории Святогорского монастыря, написанной его настоятелем иеромонахом Иоанном: «Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии». Книга эта была переиздана только к 200-летию со дня рождения поэта. Его трудами монастырь был подготовлен к празднованию 100-летней годовщины со дня рождения А.С. Пушкина. Заветом нам звучат слова автора книги, иеромонаха Иоанна: «Мне кажется, как лицу духовному, что поэту нужнее молитвы и моления нашей Церкви. Недаром он завещал похоронить себя под сенью святой обители, под благодатным кровом Царицы Небесной». Скончался о. Иоанн 12 августа 1908 г.

К 1917 году на территории монастыря, кроме храмов, находились училище, книжная и иконная лавка, гостиница. Управлял монастырем игумен, монахов было 11, послушников – 22. 26 мая (6 июня) 1918 г. монахи в одиночестве, без прихожан служили панихиду на могиле поэта. «Освобожденные» крестьяне уже сбили крест с надгробного памятника.

12 марта 1924 года Опочецкий уисполком рассмотрел вопрос о Святогорском монастыре. Решение по этому вопросу явно показало, что советские работники по себе о всех судили: «Принимая во внимание, что монахи, расквартированные в Святогорском монастыре, разлагающе действуют на окружающую массу населения своими явно незаконными действиями, часть коих замечены в контрабанде, в повальном пьянстве, в эксплуатации наемной рабочей силы и в антисоветской пропаганде, что установлено следственными органами, Опочецкий уездный исполком постановил: Святогорский монастырь закрыть и дело о бесчинствах руководителей монастыря и монахов передать в суд. Исторические ценности, находящиеся в Святогорском монастыре, сохранить, о чем сообщить управлению Псковского музея. Остальное имущество, принадлежащее монастырю, волисполкому взять на учет, для чего немедленно произвести опись специальной комиссией в составе: от уездного земельного управления – 1 человек, от оперпункта ОГПУ – 1 человек и от Пушкинского волисполкома – 1. Просить губисполком санкционировать настоящее решение».

9 апреля 1924 года Псковский губисполком «санкционировал» решение уездных властей: «Принимая во внимание контрреволюционную агитацию монашествующих, вредное влияние их на окружающее население… … признать необходимым … закрыть». Как видим, «идея» уисполкома о «контрабанде» и «повальном пьянстве» и «бесчинствах» поддержки у губернских властей не получила.

23 июля 1924 года Опочецкий уисполком заслушал доклад о ликвидации монастыря: «Доклад принять к сведению. Намеченные комиссией вещи к изъятию, как не относящиеся к религиозному культу санкционировать. Ценные исторические вещи бывшего Святогорского монастыря согласно списка губмузея передать в ведение последнего. Все остальные церковные предметы и вещи, не имеющие исторической ценности, передать для хранения заведующему, представителю губмузея тов. Никифоровскому». Через неделю, 30 июля 1924 года, уисполком рассматривал ходатайства верующих граждан нескольких деревень Пушкинской волости о разрешении открытия церкви в закрытом Успенском монастыре. Решение было не в пользу верующих: «Принимая во внимание, что Успенский монастырь в Пушкинских Горах уже ликвидирован, что открытие вновь церкви в бывшем монастыре равняется равносильным открытию монастыря снова, и, кроме того, в Пушкинских Горах, помимо бывшего монастыря, имеется еще две церкви, которые вполне могут обслуживать верующее население, открытие церкви в бывшем монастыре не разрешать». Всё же верующие обратились в Псковский губисполком. 13 августа 1924 года президиум Псковского губисполкома рассмотрел заявление об открытии Успенской церкви «бывшего Святогорского монастыря». Разумеется, ответ был отрицательным: «Принимая во внимание, что религиозные потребности граждан вполне удовлетворяются имеющимися церквами, в разрешении открытия Успенской церкви закрытого Святогорского монастыря отказать». Наконец, 19 сентября 1924 года Опочецкий уисполком утвердил описи и оценку имущества ликвидированного монастыря: «Оценку имущества ликвидированного Святогорского монастыря утвердить. Все имущество передать в общий отдел, каковому оприходовать и рационально использовать с занесением в депозит уисполкома на приход 530 р. 84 к. Переданное имущество Пушкинскому волисполкому закрепить за последним и предложить внести на приход по местным средствам уисполкома 217 р. 78 к. Переданное имущество Пушкинскому агропункту на сумму 1178 р. 25 к. закрепить за уездным земельным управлением».

В 1924 году всё чаще вся местность, слобода Таболенец и Святогорский монастырь, называется Пушкинские Горы. По ходатайству Псковского губисполкома село Таболенец, центр Пушкинской волости Опочецкого уезда, на заседании Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) 25 мая 1925 года переименовано в село Пушкинские Горы. На заседании президиума Пушкинского райисполкома 7 – 10 сентября 1928 года относительно церкви, находящейся на холме Пушкина, принято решение: «Бывшую церковь, как связанную с могилой А.С. Пушкина и как музейное имущество передать в распоряжение Главнауки».

В годы Великой Отечественной войны на праздник Святой Троицы 1942 г. состоялось освящение Успенского собора. Настоятелем монастыря стал член Псковской Православной миссии священник Владимир Толстоухов. Очень много жителей Пушкинских Гор и окрестных деревень собралось на панихиду на могиле Александра Сергеевича Пушкина в день 106-й годовщины гибели поэта 29 января (10 февраля) 1943 г., которую совершили священники о. Георгий Тайлов и Иоасаф (Дмитриев). Однако возродить монастырь не удалось, да и времени было недостаточно. При отступлении в 1944 году немцы показали свое истинное лицо. Взрывом был уничтожен верхний ярус колокольни, барабан и часть перекрытий Успенского собора. Они также заминировали могилу Александра Сергеевича Пушкина.

В 1949 г. монастырь был восстановлен. Автором проекта реставрации являлся Л.И. Ражнов. В южном приделе собора открыли выставку «Дуэль, смерть и похороны А.С. Пушкина». Поначалу 16 августа 1949 г. во дворе монастыря был открыт памятник Пушкину по модели работы скульптора И.Я. Гинцбурга 1900 года. В 1983 г. этот памятник переместили в посёлок. В августе 1953 г. вскрыт, отремонтирован и укреплен могильный склеп А.С. Пушкина. 14 июня 1959 г. на месте часовни Анастасии Римлянки открыт памятник Пушкину работы скульптора Е.Ф. Белашовой. В 1977 г. силами добровольных помощников Пушкинского заповедника с химического факультета МГУ восстановлена южная часть монастырской стены и стены у воинского захоронения, где до войны находилась Пятницкая приходская церковь.

1 мая 1978 г. на колокольню Успенского собора подняли 14 колоколов, хранившихся в фондах Пушкинского музея-заповедника. Операция по подъёму колоколов выполнена безвозмездно под руководством Марка Матвеевича Баринова, возглавлявшего Московский юношеский клуб «Встреча с будущим». Звонили колокола в те годы только в памятные пушкинские даты. Вседневный колокольный звон возобновился только в 1992 г., после возвращения монастыря Русской Православной Церкви.

28 апреля 1992 г. Святогорский Успенский монастырь возвращен верующим. Уже 17 мая состоялся первый после перерыва в семь десятилетий крестный ход. По дороге, украшенной цветами и зеленью, из Казанской церкви в Успенский собор монастыря возвращена икона Божией Матери «Одигитрия». Ежедневно в соборе звучит молитва о рабе Божием Александре и сродственниках его. 29 мая 1992 года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он совершил панихиду на могиле А.С. Пушкина. Им подарена монастырю икона Святителя и Чудотворца Николая, в соборе зажжена лампада от Священного огня в Иерусалиме.

Все годы советской власти Пушкинский музей создавал образ поэта-атеиста. Руководство музея было категорически против начала богослужений в монастыре. Патриарх в своем слове после панихиды сказал, что Александр Сергеевич желал быть похороненным не в музее, а в православном монастыре, теперь, с возобновлением богослужений, его воля вновь исполняется. Во время торжественного обеда, на котором присутствовало руководство района и музея, он выразил уверенность, что музей и монастырь будут работать вместе, совместно стремиться к возрождению духовных начал в нашей жизни.

Патриарх Алексий верил в возрождение монастыря: «Затеплим лампаду – начнется жизнь». Жители посёлка помогали, кто чем мог, несли кровати, белье, посуду, инструменты. Монастырю был выделен земельный участок, сразу же посадили картофель. Понемногу монастырь «встает на ноги». Ныне посёлок Пушкинские Горы, центр Пушкиногорского района.

Последнее редактирование - 1 октября 2016 года.