Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Опочецкого уезда » Старик (Cтарицкий), ц.Покрова Пресв.Богородицы

Print

Старик (Cтарицкий), ц.Покрова Пресв.Богородицы.

Информация на сайте Псковской епархии.

1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Строительство деревянной, на каменном фундаменте, церкви начато прихожанами в 1774 году, завершено в 1776 году. Освящена церковь 30 сентября 1777 года. В церкви было два престола. Кроме главного, в приделе был престол Святого Иоанна Милостивого. В церкви находилась местночтимая икона Покрова Пресвятой Богородицы. В начале XX века отмечалось: «В настоящее время церковь пока что тверда. Но ввиду давности постройки этой церкви причт с церковным старостой изыскивает средства на постройку новой каменной церкви».

Колокольня была также деревянная, построена в связи с церковью. На ней было шесть медных колоколов. Первый колокол весил 40 п. 13 ф., отлит в 1877 г., на нем были четыре иконы: Покрова Пресвятой Богородицы, Спасителя, Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи и две надписи: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу» и «Лит в Ярославле в заводе потомственного гражданина, первой гильдии купца Порфирия Ивановича Оловянишникова». Посредине колокола была чеканная надпись: «1777-1877 гг. В память столетия деревянной Покровской церкви погоста Старик Опочецкого уезда». На втором колоколе были чеканные цифры: «10 п. 10 ф.». Остальные колокола надписей и обозначений веса не имели. Колокололитейный завод Оловянишниковых существовал с XVIII века, славился по всей России. Здесь отливались колокола весом до 2000 пудов. Колокола Оловянишниковых любили за благозвучность и мелодичность, они всегда были красиво украшены. Завод принимал заказы даже из-за границы. На международных выставках в Париже, Чикаго, Новом Орлеане колокола получали золотые и серебряные медали.

Вокруг церкви было кладбище, обнесенное каменной оградой.

В пользу церкви в 1893 г. Опочецкой мещанкой Александрой Алексеевной Павловой был пожертвован небольшой капитал.

В приходе была домовая церковь в селе Нестюгино. Часовен в приходе не было.

Церковно-приходского попечительства, богадельни, больницы и церковно-приходской школы в приходе не было. В селе Староселье в 1881 г. открыта земская школа. Она содержалась Опочецким уездным земством и прихожанами. В 1900 г. в нем обучались 53 мальчика и 8 девочек. В 1914 г. были две земские школы: Старицкая в 2 верстах от церкви и Веришенская, в 3 верстах от церкви.

До 1876 года причт церкви состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни. По штату 1876 г. в церкви служили настоятель и псаломщик, с 1 июня 1900 г. – священник, дьякон и псаломщик.

Настоятель церкви священник Петр Алексиевич Жемчужин (1842-?) был родом из погоста Каменка Холмского уезда, сын священника. После окончания Псковской духовной семинарии служил священником в погосте Заклинье Опочецкого уезда. По собственному желанию и прошению 25 июня 1871 г. он переведен в здешний погост. Священник Жемчужин избирался благочинным церковного округа, был председателем комиссии по строительству новой церкви в погосте Рождество, преподавал Закон Божий в земском училище. За исправность по службе, усердие о. Петр был награжден набедренником, бархатной фиолетовой скуфьёй, камилавкой, орденом Святой Анны 3-й степени. За заслуги по духовному ведомству Петр Алексиевич Святейшим Синодом награжден Крестом. Постановлением Главного управления Российского общества Красного Креста Петр Алексиевич награжден знаком Красного Креста. В 1894 г. священник Жемчужин сделал пожертвование в пользу причта церкви погоста Заклинье, где он начинал служение, на вечное поминовение родственников. Протоиерей Петр Алексиевич Жемчужин уволен за штат (на пенсию) 7 декабря 1909 года.
Его сын Николай служил столоначальником в Псковской духовной консистории.

Священник Михаил Матфиевич Виноградов (22 сентября 1871-?) был уроженцем г. Великие Луки. После окончания Псковской духовной семинарии служил псаломщиком, священником в Островском уезде. По собственному прошению 10 января 1910 г. он переведен в погост Старик. Здесь он преподавал Закон Божий в земском училище. За усердную службу и отличное поведение о. Михаил награжден набедренником. В память участия в Российском обществе Красного Креста в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. он награжден медалью общества. После 1917 г. он проживал в селе Старик. 1 марта 1930 г. священник был арестован, но 30 апреля 1930 г. дело было прекращено. Вновь о. Михаила арестовали 11 ноября 1937 г., приговорили к 10 годам лишения свободы. Других сведений о нем нет. Реабилитирован Михаил Матфиевич 24 декабря 1999 года.

Дьякон Александр Тихонович Ильинский (1840-17 мая 1910) родился в погосте Афанасьева Слобода Опочецкого уезда в семье пономаря, обучался в Псковском духовном училище. В 1863 г. Александр Тихонович начал служение в здешнем погосте, он был посвящен в стихарь, впоследствии «за очень хорошее поведение» рукоположен в сан дьякона на псаломщической должности, с 1900 г. – штатный дьякон. Скончался Александр Тихонович в погосте Старик, здесь же и похоронен.
Его сын Николай (1879-?) родился в погосте Старик, окончил Псковскую духовную семинарию, служил здесь псаломщиком, с 21 декабря 1910 г. он служил уже дьяконом.

Дьякон Феодор Сергеевич Сергеев (25 декабря 1888-?) был сыном крестьянина, обучался во Вревской церковноприходской школе Островского уезда, окончил Псковскую епархиальную Арсениевскую псаломщическую школу. С 1909 г. исполнял должность в погостах Знахлицы и Рюха Псковского уезда. С 19 ноября 1911 г. назначен дьяконом в погост Старик, 4 марта 1915 г.он переведен в погост Кокшино Островского уезда.

С 31 мая 1915 г. дьяконом служил Александр Меншихов. До этого он служил псаломщиком в Троицком соборе г. Порхова.

Псаломщик Иван Михайлович Назаретский (1866-?) был родом из погоста Ясски Порховского уезда, сын псаломщика, обучался в Псковской духовной семинарии. В 1888-1890 гг. служил пономарем в Псковском Троицком соборе, здесь он, оставаясь пономарем, исполнял должность псаломщика.

С 28 июня 1914 г. должность псаломщика исполнял Гавриил Тимофеевич Тимофеев (21 марта 1895-?). Он был сыном крестьянина, окончил Псковскую епархиальную Арсениевскую псаломщическую школу и по прошению назначен в погост Старик. Здесь он был учителем в земских училищах.

Сведений о дальнейшей судьбе священника Жемчужина, дьяконов Николая Ильинского, Сергеева и Меншихова, псаломщиков Назаретского и Тимофеева не обнаружено.

Приход составляли следующие населённые пункты: погост Старик; сёла Кретово, Нестюгино; деревни: Борисово, Бындино, Вальково, Ванюхино, Варсово, Величково, Горбово, Горячево, Дмитрово, Дымово, Зяблово, Ильино, Козино, Коптево, Костарево, Красихино, Кротово, Либивцево, Линево, Лисино, Лисичино, Лопатино, Лусковка, Медведица, Олисово, Пегурино, Позолотино, Пузакино, Пегурино, Попова Гора, Поршнево, Ревякино, Резаново, Рыково, Серебрено, Смелово, Слизнево, Сменково, Сменово, Тарасово, Удриха, Федорково, Харитоново, Чушково, Шутово.

В 1914 году в приходе проживало 1355 мужчин и 1374 женщины.

В деревне Резаново некогда находилась усадьба Ивана Савиновича Голенищева-Кутузова, родного прапрадеда полководца М.И. Голенищева-Кутузова. В 1673 году, Ивану Савиновичу были пожалованы земли в Великолукском и Торопецком уездах за походы на султана турецкого, хана крымского, против литовцев, в том числе пожалована и деревня Резаново, которая позднее перешла во владение праправнука.


2. Домовая церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Нестюгино.

Первоначально эта деревянная однопрестольная церковь построена в селе Гришино Новоржевского уезда помещиком Петром Бороздиным. После продажи имения во владение Пещуровой церковь с разрешения епархиального начальства перевезена в село Нестюгино и здесь освящена 16 января 1859 года. Над церковным притвором устроена деревянная колокольня, на которой были три колокола без надписей. Поставлена церковь была на горе в саду, на земле помещицы Варвары Алексеевны Пещуровой. Богослужение в этой церкви обязательно совершалось 8 (21) июля, в престольный праздник. В другие дни богослужения были по просьбе и приглашению помещицы. Совершались они причтом Покровской церкви погоста Старик. Метрических книг в церкви не велось.

Ныне территория Опочецкого района. Населённого пункта Старик нет, церкви нет. Находился погост в 5 верстах от нынешней деревни Теребени. Село Нестюгино находилось в 3 верстах от погоста Старик. Решением Псковского облисполкома 7 февраля 1977 г. оно снято с регистрации.

Перечень плановых работ на погосте Старик:

- храм утрачен полностью, потому необходимы поиск и уточнение очертаний его фундамента, обмер и составление плана;

- привязка объекта к окружающим ориентирам и анализ картографической информации района начиная с карт 1863 года;

- поиски в архивах: вся история погоста и церкви, выяснение необычного названия погоста, уточнение его характера, учитывая удалённость и неустроенность данного погоста. Изучение вопроса функционирования погоста Старик как скита: в какой период, какие старцы могли здесь поживать?

- функционирование здешней церкви в годы Великой Отечественной войны;

- вопросы генеалогии: выдающиеся фамилии в истории храма и погоста Старик (Старицкий):

- род Разумовских;
- род Лавровых;
- род помещиков Пещуровых;
- священник Пётр Жемчужин и его родственники;

- священник Михаил Матфиевич Виноградов (22 сентября 1871-?)   с 10 янв. 1910 г.   участник Русско-японской войны 1904-1905 годов. Его аресты в годы большевистских репрессий и исчезновение после последнего ареста в 1937 году - где он окончил свой жизненный путь?

- дьякон Александр Тихонович Ильинский (1840-17 мая 1910)--похоронен в погосте Старик;

- его сын Николай Ильинский (1879-?) родился в погосте Старик, окончил Псковскую духовную семинарию, служил здесь псаломщиком, с 21 декабря 1910 г. он служил уже дьяконом.

- дьякон Феодор Сергеевич Сергеев (25 декабря 1888-?). С 19 ноября 1911 г. назначен дьяконом в погост Старик, 4 марта 1915 г. переведен в погост Кокшино Островского уезда.

- псаломщик Корнилий Симеонович (Семёнович) Меньшихов (Меншихов) (1843 - 19 марта 1912);

- псаломщик Иван Михайлович Назаретский (1866-?)

- с 28 июня 1914 г. должность псаломщика исполнял Гавриил Тимофеевич Тимофеев (21 марта 1895-?). Он был сыном крестьянина, окончил Псковскую епархиальную Арсениевскую псаломщическую школу и по прошению назначен в погост Старик. Здесь он был учителем в земских училищах. Судьба этого учителя при большевиках неизвестна.

- в деревне Резаново некогда находилась усадьба Ивана Савиновича Голенищева-Кутузова, родного прапрадеда великого полководца М.И. Голенищева-Кутузова. В 1673 году Ивану Савиновичу были пожалованы земли в Великолукском и Торопецком уездах за походы на султана турецкого, хана крымского, против литовцев, в том числе пожалована и деревня Резаново, которая позднее перешла во владение праправнука, так что есть все основания считать, что в Покровской церкви погоста Старик бывал сам великий полководец М.И.Голенищев-Кутузов.

- поиск исторических чертежей, рисунков и старых фотографий храма и погоста, а также художественная реконструкция объектов;

- история бывшей рядом знаменитой водяной мельницы на реке Изгожке - мельница Пузырьковского: поиск архивных исторических материалов о ней и главное - проведение комплексного натурного поиска места расположения и остатков мельницы, принадлежавшей некогда церковному причту;

- опрос и запись рассказов местных жителей об истории погоста Старик, живущих в соседних, ещё живых, сёлах;

- изучение материалов встречи краеведа А. Кондратени с потомком Лавровых;

- вопрос ориентации Старицкого храма относительно сторон света;

- подготовка места и установка памятного креста на месте утраченной церкви;

- составление некрополя кладбища около церкви и др.

Источник информации.

Последнее редактирование - 6 мая 2015 года.