Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Опочецкого уезда » Воронич, ц.Воскресения Христова и ц.св.Георгия Победоносца

Print

Воронич, ц.Воскресения Христова и ц.св.Георгия Победоносца.

Литература:

В.Г. Никифоров. К истории Воскресенской церкви пригорода Воронича.  Журнал "Псковские архивы", № 3.

Информация на сайте Псковской епархии.

Пригород Воронич – один из самых больших пригородов Пскова, впервые упомянут в псковской летописи под 1349 годом. Крепость защищала Псков, переправу через реку Сороть и водный путь на Псков от Ливонского ордена и Литвы, находился на первой линии обороны. В 1406 и 1426 гг. крепость выдержала длительную осаду литовских войск. В 1521 году Великий князь Московский Василий III Иванович сделал Воронич сборным пунктом псковских, новгородских и московских дружин для похода против Литвы. 29 ноября 1546 года в Ворониче побывали его сыновья: молодой царь Иван Васильевич Грозный с братом Георгием. В XVI в. Воронич был крупнейшим городом Псковской земли. Здесь находились монастыри Михайловский, Покровский, Ильинский, Успенский, Спасский и четыре церкви: Георгиевская, Иоанна Предтечи, Иоанна Милостивого, Космы и Дамиана. В 1581 г. единственный раз за всю историю Воронич был взят войсками Батория, и фактически стёрт с лица земли. В документах с этого времени это место уже называлось городище. В Смутное время Воронич разорили польские войска, в 1634 г. крепость перестала существовать. После заключения 30 января 1667 года Андрусовского перемирия с Речью Посполитой город Воронич потерял свое оборонительное значение. Неприятель уже больше не приходил сюда. С 1708 г. Воронич – пригород г. Опочка. Именно Воронич, его прошлое, вдохновили Александра Сергеевича Пушкина на написание трагедии «Борис Годунов». Сохранился древний земляной вал. В ходе археологических раскопок в 1995 году обнаружены фрагменты поселения на правом берегу Сороти. В 1999 г. на месте церкви Космы и Дамиана установлен и освящен крест.

1. Церковь Воскресения Христова.

Деревянная, на каменном фундаменте, однопрестольная церковь построена в 1789 году. В 1869 году на средства помещика генерала Шелгунова в церкви был устроен новый иконостас. Престол в церкви был один. В церкви находились местночтимые иконы Святого Архангела Михаила, Святого Пророка Божия Илии и храмовая икона Воскресения Христова. Колокольня была построена в связи с церковью, на ней были четыре колокола.
 
В приходе были две часовни, одна каменная и одна деревянная. Церковно-приходского попечительства, больницы и богадельни при церкви не было. 18 сентября 1894 года в селе Дериглазово, в имении наследников помещика Дмитрия Шелгунова, открыта церковно-приходская школа.
 
Церковь содержалась прихожанами, значительные вклады делали друзья и соседи родителей А.С. Пушкина Шелгуновы, владельцы усадьбы Дериглазово. Эту церковь видел и в ней молился Александр Сергеевич Пушкин. В метрической книге этой церкви есть запись о кончине и погребении деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала, 12 октября 1806 года.

В церкви служили священник, дьякон и псаломщик.

Священник Василий Гаврилович Черепнин (1871-1939) родился в погосте Марыни Новоржевского уезда в семье священника. После окончания Псковской духовной семинарии он рукоположен в сан дьякона в Николаевскую церковь Александровского посада Псковского уезда. 11 мая 1899 г. рукоположен в сан священника Воскресенской церкви пригорода Воронич. Василий Гаврилович безвозмездно преподавал Закон Божий в Дериглазовской церковно-приходской, состоял законоучителем Волочковской, Воскресенской и Снегиревской земских школах, был членом местного попечительства и членом благочиннического совета. За честное исполнение своих обязанностей священник был награжден набедренником и скуфьёй. В 20-е годы XX века священник Черепнин был лишен избирательных прав. С 1927 года часть его большого дома использовалась Ленинградским Пушкинским обществом. Когда в стране началась паспортизация населения, паспорт о. Василий не получил. 15 мая 1933 г. в Лениздат, в Федерацию объединений советских писателей обратились известные советские писатели Сергей Семёнов, Константин Федин, Михаил Слонимский, И. Груздев, Ольга Форш: «Мы, нижеподписавшиеся советские писатели, ознакомившись с заявлением вороничских колхозников, нашли возможным присоединить к заявлению свой голос. Все нижеподписавшиеся знают лично гражданина Черепнина В.Г. (бывшего священника). В продолжение ряда последних лет гр-н Черепнин В.Г. обслуживает заарендованное нами у граждан Черепниных, Николая Васильевича и Евгении Васильевны, помещение, которым мы пользуемся как местом нашего отдыха и местом для творческой работы. Полагаем, означенная деятельность гр. Черепнина имеет общественно полезный характер. На основании личного знакомства с гр. Черепниным В.Г. мы можем подтвердить, что гражданин Черепнин В.Г. личным своим отношением ко всем мероприятиям советской власти, проявляемым им за последние пять лет, заслуживает возвращения ему прав гражданства». Сестра Василия Гавриловича Черепнина Татьяна Николаевна и его троюродный брат Черепнин Николай Петрович были в 1927 году членами правления «Общества друзей «Пушкинского уголка». В 1933 г. Василий Гаврилович получил возможность работать. До 15 июля 1934 г. он работал пчеловодом в сельхозартели имени Пушкина, получал трудодни. Потом работал садовником в Пушкинском заповеднике, ухаживал за фруктовыми деревьями, цветниками в Михайловском, в его ведении пасека и парники. С 1 декабря 1935 г. по 7 июля 1936 г. Василий Гаврилович счетный работник экскурсионного пункта Пушкинского общества, который располагался в его доме. В 1935 г. дом со всеми хозяйственными постройками и фруктовым садом был продан обществу с правом проживания Черепниных в одной из комнат. В 1937 г. или в 1938 г. Василий Григорьевич с женой и дочерью буквально в 24 часа покинули родные места и поселились в погосте Самино на Вологодчине, где Василий Гаврилович Черепнин скончался в 1939 году. Сведения предоставлены его родственницей.

Дьякон Иоанн Георгиевич Серебренников (1830-29 января 1907) был родом из погоста Ловно Великолукского уезда, происходил из семьи дьячка, обучался в Псковской духовной семинарии. В 1854 г. он назначен служить в здешней церкви дьяконом. За весьма хорошее поведение и исправность по службе ему объявлено архипастырское благословение, был награжден серебряными медалями в память царствования императора Николая I на владимирской ленте и в память царствования императора Александра III на александровской ленте. Дьякон Иоанн скончался 29 января 1907 года.
 
Дьякон Константин Павлович Яновский служил неизвестно с какого времени до 1913 г., когда его перевели в погост Неворож Торопецкого уезда.
 
До 19 июля 1900 г. псаломщиком служил Петр Азелицкий, он переведен в Георгиевскую церковь пригорода Воронич.
 
Псаломщик Александр Симеонович Зверев (1881-?) родился в семье псаломщика погоста Бараново Новоржевского уезда, обучался в Псковской духовной семинарии. Вначале он служил в почтово-телеграфном ведомстве, в 1900 г. по прошению назначен псаломщиком в Георгиевскую церковь погоста Воронич, в том же году его перевели в Воскресенскую церковь.
 
Григорий Феодорович Муравейский (1877-?) был сыном дьякона, обучался в Псковской духовной семинарии, 10 ноября 1910 г. он назначен псаломщиком в здешнюю церковь.
 
Сведений о дальнейшей судьбе дьякона Яновского, псаломщиков Азелицкого, Зверева не выявлено.
 
Церковным старостой с 1877 года до начала XX века был крестьянин деревни Козаново Василий Фёдорович Громов. Он пожертвовал деньги на покраску церкви.
 
Приход составляли населённые пункты: пригород Воронич; сёла: Дериглазово, Петровское, деревни Анашкино, Березино, Богомолы, Брюхово, Бустыги, Буши, Ворагушино, Гайки, Горушки, Дмитрово, Дорохово, Захары, Казино, Каменец, Клопы, Козаны, Козляки, Кокорино, Косохново, Лежнево, Липино, Лисицы, Лукино, Навдоши, Пальчихино, Паринцево, Пестово, Приезжино, Пундровка, Ромашки, Сермолы, Синичино, Станошники, Стеклово, Трукши, Федорыгино, Хохлы, Цецы.
 
В 1900 году в приходе проживало 1387 мужчин и 1397 женщин.
 
По состоянию на 1 июня 1931 года церковь была действующей. Потом церковь была закрыта, но к началу войны была еще в хорошем состоянии. В ней служил священник Псковской Православной миссии Владимир Толстоухов. Погибла церковь в годы Великой Отечественной войны.

В 1983 году силами добровольных помощников Пушкинского заповедника из города Ивано-Франковск (Украина) безвозмездно заново возведен фундамент церкви. В 1995 году ими же рядом с фундаментом церкви поставлена часовня.
 
Село Петровское возникло благодаря «арапу Петра Великого». В имении жил Петр Абрамович Ганнибал, в 1817 г. здесь с ним встречался Александр Сергеевич Пушкин, потом имением владел Вениамин Петрович Ганнибал, высоко ценивший творчество своего родственника. После смерти В.П. Ганнибала в 1839 г. имение перешло его незаконнорождённой дочери Марии, по мужу Коротовой. Благодаря ей и её потомкам, музей-заповедник располагает некоторыми мемориальными вещами. С 1870 г. имением владела Клара Фёдоровна Кампаниони, впоследствии родственница Княжевичей. 24 февраля 1875 г. министр финансов утвердил устав Петровского ссудо-сберегательного товарищества, имевшего целью ссужать крестьян финансами для торговых оборотов. В феврале 1918 г. имение разграблено и уничтожено крестьянами. В 1971-1973 гг. восстановлены дом Ганнибалов и беседка-грот. Сегодня Петровское входит в состав Пушкинского мемориального музея-заповедника.
 
Имение Дериглазово также в 1918 году сожжено окрестными крестьянами.


2. Церковь Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

Деревянная, на каменном фундаменте, однопрестольная церковь построена прихожанами в 1760 году. Эта дата была на деревянном кресте, который хранился в церкви. По другим данным, церковь построена в 1764 году. Предполагается, что церковь восстановлена на фундаменте церкви, сожженной поляками в XVI веке. В 1891 году возобновлен иконостас. Позолотные работы выполнил псковский позолотчик Озолин. Часть денег пожертвовал церковный староста крестьянин Яков Иванович Крестинин. Им же пожертвованы средства на окраску церкви снаружи. Колокольня деревянная, построена в связи с церковью, на ней пять колоколов. Первый, весом 24 п., без надписи, второй весил 12 п. 3 ф., третий – 8 п., вес четвертого неизвестен, пятый – 30 ф. Как сказано в документах, – «Храм находится на крутой и высокой горе, окружен с одной стороны лугами и рекой, с другой – полями». С этой церковью самым тесным образом были связаны друзья А.С. Пушкина, здесь их крестили, венчали, отпевали. Здесь в 1833 году венчалась Александра Ивановна Осипова, приёмная дочь П.А. Осиповой, с псковским полицмейстером майором Петром Николаевичем Беклешовым. В 1813 году в метрической книге сделана запись о смерти 28 января Александра Максимовича Вындомского, отца соседки и доброй знакомой Пушкиных Прасковьи Александровны Осиповой, в 1859 году, 7 апреля, сделана запись о её кончине.
 
Часовен в приходе было две, одна каменная, в селе Воскресенское. Она построена в 1889 г. церковным старостой Яковом Крестининым с братьями по случаю спасения Царской Семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 года. Вторая часовня была деревянная, стояла в селе Смыки.
 
Церковно-приходского попечительства и богадельни при церкви не было. В приходе находились земские школы в селе Воскресенское (учреждена в 1898 г.), деревнях Вече (учреждена в 1897 г.), Зимари (учреждена в 1910 г.) и Угрюмово (учреждена в 1911 г.).
 
До введения штатов 1876 года в церкви служили священник, дьячок и пономарь. По штатам 1876 года положено служить настоятелю и псаломщику. Фактически служили священник, дьякон и псаломщик. В 1914 году служили священник и псаломщик.
 
Священник Николай Николаевич Спекинский (1859-?) был родом из погоста Знахлицы Псковского уезда, сын священника. После окончания Псковской духовной консистории служил псаломщиком в погосте Верхний Мост Псковского уезда, в 1884 г. рукоположен в сан священника Воскресенской церкви пригорода Воронич, с 1893 г. служил в Георгиевской церкви, 14 марта 1905 года переведен служить в погост Русски Псковского уезда. Священник Спекинский преподавал Закон Божий в учебных заведениях. За свое служение в церкви и на ниве просвещения о. Николай был награжден набедренником.
 
Священник Александр Петрович Невежин (1852-?) обучался в Псковской духовной семинарии. Вначале служил псаломщиком, затем дьяконом в погосте Пруды Псковского уезда. 3 апреля 1905 г. переведен священником в Георгиевскую церковь, 25 апреля 1917 г. он переведен в погост Неворож Торопецкого уезда Псковской губернии, в том же году 5 июня о. Александр уволен за штат (на пенсию). За исправную и усердную службу ему преподано архипастырское благословение, он награжден набедренником.
 
24 мая 1917 г. в Георгиевскую церковь из погоста Залесье Псковского уезда переведен священник Николай Великотный, но 26 июля 1917 г. в Георгиевскую церковь назначен уволенный за штат священник единоверческой церкви г. Пскова Георгий Шлепетинский.
 
Дьякон Феодор Николаевич Муравейский (1841-?) происходил из погоста Старые Овсищи Островского уезда, обучался в Псковской духовной семинарии. Служил послушником в Псково-Печерском монастыре, в крестовой церкви Псковского архиерейского дома, с 1869 г. он служил псаломщиком в здешней церкви, в 1871 г. рукоположен в сан дьякона, 21 июня 1900 г. назначен штатным дьяконом Георгиевской церкви.
 
Дьякон Иоанн Павлович Панов (1887-?) происходил из семьи духовенства, обучался в Псковской духовной семинарии. Вначале исполнял должность псаломщика в погосте Опоки Порховского уезда, с 20 декабря 1912 г. служил в Ворониче.
 
Псаломщик Петр Васильевич Азелицкий (1837-?), сын пономаря, родился в погосте Бардово Новоржевского уезда, окончил курс причетнического класса при Великолукском духовном училище. По его прошению назначен псаломщиком Воскресенской церкви пригорода Воронич, посвящен в стихарь, в 1873 г. числится дьячком. С 19 июля 1900 г. Петр Васильевич начал служить псаломщиком в Георгиевской церкви. За хорошее поведение и усердную службу он получил архипастырское благословение.
 
Заштатный псаломщик села Княжьи Горки Порховского уезда Александр Соколов с 4 марта по 27 апреля 1910 г. временно исполнял обязанности псаломщика в здешней церкви.
 
Псаломщик Андрей Николаевич Крылов (1891-?) обучался в Псковской духовной семинарии, 9 июня 1911 г. назначен исполнять должность псаломщика в Георгиевской церкви, 31 декабря 1913 г. он утвержден в этой должности.
 
Сведений о дальнейшей судьбе священников Спекинского, Невежина, Великотного, Шлепетинского, дьякона Муравейского и Панова, псаломщиков Азелицкого, Соколова и Крылова не обнаружено.
 
Утверждали, что Георгиевская церковь сгорела от удара молнии в 1911 году. Но документы свидетельствуют, что в 20-е годы церковь существовала, в ней совершались богослужения. Уничтожена она в конце 20-х – начале 30-х годов XX века.
 
По инициативе Пушкинского музея-заповедника и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и архиепископа Псковского и Великолукского, ныне митрополита, Евсевия церковь восстановлена. Строительство началось в апреле 2005 г., шло по старинным технологиям на средства благотворительного фонда «Общество друзей Пушкиногорья» на фундаменте прежней церкви. В 2006 г. настоятель Свято-Успенского Святогорского монастыря игумен Макарий освятил кованые кресты, которые воздвигли над храмом. Установил их бригадир строителей Егор Семочкин. Три иконы середины XIX века: Господь Вседержитель, Святой Иоанн Предтеча и образ Божией Матери подарены церкви сотрудником «Литературной газеты» Наталией Боргин (урожденной Всеволожской). Она увидела их в Австрии и выкупила для Георгиевской церкви. Необходимую реставрацию провел Савва (Савелий) Васильевич Ямщиков. Еще одна икона, бисерного шитья, современная, это образ Преподобного Серафима Саровского. Её выполнила москвичка Татьяна Богданова, жена иконописца Павла Николаевича Аносова. Он написал иконы для нижнего яруса иконостаса Георгиевской церкви. Храмовую икону Чудо Святого Георгия о змие и еще 28 икон храму передал начальник управления Федеральной службы безопасности России по Псковской области Александр Стусенко. Эти иконы были спасены от рук контрабандистов. В 2007 г. церковь восстановлена.
 
На кладбище похоронены люди, близко знавшие А.С. Пушкина. Священник Иларион Евдокимович Раевский (1786-1858) часто бывал у поэта в годы его Михайловской ссылки. Вспоминая поэта, дочь Раевского говорила, что «очень они <т.е. Пушкин> любили с моим тятенькой толковать… Тятенька был совсем простой человек, но ум имел сметливый и крестьянскую жизнь и всякие пословицы и приговоры весьма примечательно знал…». Здесь же похоронена дочь священника Акулина Иларионовна Скоропостижная (около 1819 – апрель 1924). Она была замужем за псаломщиком Святогорского монастыря. В юности она через отца была знакома с Пушкиным. Здесь же похоронен помещик села Петровское Вениамин Петрович Ганнибал (скончался 23 декабря 1839 г.), большой поклонник творчества Александра Сергеевича. Поэт бывал у него в гостях. После его смерти сельцом Петровское владели помещики Кампаниони, выкупившие имение у казны. Представители этой фамилии владели сельцом вплоть до уничтожения дома крестьянами в 1918 году. Сохранилась могила помещика И.И. Княжевича. На кладбище возле церкви похоронена владелица Тригорского Прасковья Александровна Осипова-Вульф (1781-1859), её второй муж статский советник Иван Сафонович Осипов (1773-1824), сын от первого брака Алексей Николаевич Вульф (1805-1881), второй супруг Александр Максимович Вындомский (?-1813). По преданию, здесь похоронена младшая дочь Осиповой Екатерина Ивановна Осипова-Фок. Здесь похоронен директор Пушкинского музея-заповедника Семён Степанович Гейченко (14 февраля 1903-2 августа 1993), сотрудники Пушкинского музея заповедника, воссоздававшие его после войны, Алексей Федорович Теплов (1908-1982) и Татьяна Юрьевна Мальцева (1923-1994). В 2009 году на кладбище похоронили Савву (Савелия) Васильевича Ямщикова (8 октября 1938-19 июля 2009), советского, российского реставратора, историка искусства, публициста. Кладбище ограждено каменной оградой.
 
Приход составляли населённые пункты: пригород Воронич; сёла: Воскресенское, Вече, Лысая Гора, Тригорское; деревни: Абраносово, Аполево, Афромеи, Беляи, Блажи, Бобровки, Болыши, Большие Горки, Боровки, Бындино, Глазки, Дедовцы, Дупли, Еремино, Жарилово, Железово, Жуково, Зарино-Бындино, Зимари, Каменка, Копохново, Кори, Кошурино, Креневка, Малые Горки, Маслово, Мочалово, Мясово, Нифаки, Новая Березовка, Носово, Орлы, Пенгузово, Песечек, Подосье, Рудино, Селиваново, Симаново, Смыки, Старая Березовка, Стригово, Тетерино, Туловец, Угрюмово, Ульяшки, Усы, Щебеты, Ягодкино.
 
В 1914 году проживало 1623 мужчины и 1663 женщины.
 
Село Воскресенское – родовое имение Ганнибалов, связано с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. Этим селом владел дед поэта Исаак Абрамович Ганнибал, чтобы имение не выходило из рода Ганнибалов, и не делилось между наследниками, он завещал майоратное владение. Здесь был богатый дом с флигелями и хозяйственными постройками, фруктовый сад, парк, водяная мельница. Однако наследники распорядились имением по-своему. С 1801 г. Воскресенским владел могилёвский дворянин Х.Х. Штиндт, а после его смерти – Е.К. Княжевич, затем Крестины. Братья Крестины построили здесь кожевенный завод, общежитие для семейных рабочих, школу, телефонную станцию, магазин, водонапорную башню, склады для хранения льна. В 1917 году Крестины уехали за границу, в феврале 1918 г. усадьба по указанию большевиков полностью уничтожена, сегодня здесь руины, остатки фундаментов, всё зарастает лесом и бурьяном.
 
В XIX веке в селе Лысая Гора находилась усадьба Екатерины Ивановны Осиповой-Фок (1823-1909), младшей дочери Прасковьи Александровны Осиповой. Она выросла в Тригорском, где любил бывать А.С. Пушкин, оставила о нём яркие воспоминания. В 1898 г. гостями Екатерины Ивановны были известный педагог В.П. Острогорский и художник-передвижник В.М. Максимов. После её смерти имение наследовали сыновья. Усадьбу с налаженным хозяйством, с мемориальными архивами и вещами крестьяне сожгли в феврале 1918 года.
 
Тригорское было пожаловано императрицей Екатериной II шлиссельбургскому коменданту М.Д. Вындомскому, который устроил здесь свое имение. После его смерти имение унаследовал сын Александр Максимович. Кстати, когда А.М. Вындомский заметил у своего крепостного Михаила Евстратовича Лобанова «отличные познания в разных науках», он отпустил его на волю, снабдив соответствующими документами. С 1813 г. имением владела его дочь Прасковья Александровна Осипова-Вульф. Здесь Александр Сергеевич нашел близких ему по духу друзей, познакомился с поэтом Н.М. Языковым, встретил А.П. Керн. В феврале 1918 года крестьяне разграбили и сожгли усадьбу, восстановили её только в 1962 году. В феврале 1918 года крестьяне сожгли и усадьбу Александра Сергеевича Пушкина Михайловское.
 
Ныне деревня Воронич Пушкиногорского района. Воскресенская церковь не сохранилась. Георгиевская церковь действующая.

Последнее редактирование - 23 июля 2018 года.