Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Опочецкого уезда » Опочка, ц.Успения Пресв.Богородицы и ц.св.ап.и евангелиста Луки

Print

Опочка, ц.св.ап.и евангелиста Луки.

Информация на сайте Псковской епархии.

Деревянная на каменном фундаменте церковь построена в 1769 году опочецким купцом Даниилом Порозовым. После гибели в пожаре 1774 года Преображенского собора она была самой древней церковью в Опочке. Предположительно, одновременно с ней рядом, примерно в 3 саженях, как придел Лукинской церкви, была построена также деревянная на каменном фундаменте церковь Святого Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. Возможно, эту церковь также строил купец Порозов. В документах начала XX века речь о них идет одновременно и как о двух престолах и как о двух церквах.

В 1877 году церковь отремонтирована на средства церковного старосты опочецкого купца Александра Ильича Селюгина. В документах начала XX века отмечалось, что «храм тверд, приличен и в поддержании не нуждается на долгое время». Тоже было сказано и о Сергиевской церкви-приделе. Сергиевская церковь была капитально отремонтирована купцом Селюгиным в 1871 году.

Престолов в церкви было два. Кроме главного был престол Святого Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. В церкви находились древние иконы: Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, Святого Апостола Луки, Успения Божией Матери и Святого Мученика Уара. Икона Успения Божией Матери прежде находилась в церкви Опочецкого Успенского женского монастыря. Здесь же хранился синодик и рукописная служба Святому Апостолу Луке. Считалось, что синодик написан дьячком Феодором Никитиным по указанию священника Лукинской церкви о. Димитрия Илларионова.

В 1880 г. опочецкий помещик Петр Москвитин пожертвовал капитал в пользу церкви.

Колокольня также была деревянная, построена в связи с церковью над её притвором. На ней было пять колоколов, самый большой колокол весил 20 п. 24 ф., вес остальных колоколов неизвестен. Надписей на них не было.

Указом Псковской духовной консистории от 30 мая 1879 года Лукинская церковь приписана к Успенской церкви. С этого времени служба в ней совершалась причтом Успенской церкви. Указом Святейшего Синода от 11 декабря 1907 года Лукинская церковь вновь стала самостоятельной.

В приходе были две земские школы и одна частная.

До штатов 1876 года причт церкви состоял из священника, дьячка и пономаря. После 1907 года в церкви служили священник и псаломщик.

Священник Николай Алексеевич Ратьковский служил в церкви с 14 сентября 1909 года. Он окончил Псковскую духовную семинарию в 1900 году, преподавал Закон Божий в школах Островского, Псковского, Порховского уездов, в Святогорской монастырской и Матюшкинской школах Опочецкого уезда. Он также был членом правления Опочецкого благотворительного общества, уездного отделения училищного совета. В 1908 году за преподавание в школе получил архипастырскую признательность. В 1913 г. о. Николай награжден набедренником.

Псаломщик Владимир Николаевич Ильменинов учился в Псковской духовной семинарии, выбыл по собственному прошению. Затем служил надзирателем в Институте глухонемых и слепых в Варшаве, преподавал русскую историю в старших классах отделения для слепых. Как чиновнику русского по происхождению, вызванному служить в Царство польское, ему было назначено специальное пособие министром народного просвещения России. С 1906 года он служил чиновником в Седлецком губернском правлении в Польше, произведен в чин коллежского регистратора, затем губернского секретаря. 11 февраля 1911 года назначен псаломщиком Лукинской церкви.

Дальнейшая судьба священника Ратьковского и псаломщика Ильменинова неизвестна.

Церковный староста Александр Ильич Селюгин за свои пожертвования на нужды церкви получил архипастырское благословение, Опочецкая городская управа выразила ему благодарность «за усердную и полезную службу в пользу благолепия храма».

Приход церкви в 1914 году составляли прихожане города Опочка, села Бездедово, деревень Аболенье, Арапы, Белухино, Василево, Вашково, Вдовишино, Гаврово, Дикушино, Дреча, Дуданово, Жуково, Заноги, Кузнечково, Лышницы, Макушино, Малюны, Мощены, Мялово, Новгородцево, Прындино, Прялки, Рогатки, Сумороково, Уварово, Щепоткино.

Всего 1012 мужчин и 1011 женщин.

Лукинская церковь и Сергиевская церковь-придел сгорели в 1941 году. Храмовая икона Успения Божией Матери находится в Псковском музее-заповеднике.

Опочка, ц.Успения Пресв.Богородицы.

Дополнительная информация:

В 1770 году опочецким купцом Михаилом Лаврентиевичем Викулиным была построена деревянная церковь. К 90-м годам XIX века она сильно обветшала, её пришлось разобрать. В 1891 году купец Алексей Герасимович Барышников начал строить кирпичную Успенскую церковь. Освящение главного престола совершено епископом Псковским и Порховским Антонином. 30 апреля 1894 г. вечером совершено всенощное бдение, затем последовали литургия и молебствие, служба окончилась уже 1 мая около 2 часов дня. Строителю храма А.Г. Барышникову были поднесены икона Успения Божией Матери и адрес. На другой день, 2 мая, в новом храме после утренней службы была совершена панихида по умершим родственникам Алексея Герасимовича. Литургию совершил протоиерей Санкт-Петербургского Казанского собора А.А. Лебедев. Освящение приделов состоялось 8 и 20 мая того же года.

Церковь была построена на каменном фундаменте из местного гранита. В проектировании церкви принимал участие санкт-петербургский архитектор, профессор Академии художеств Альфред Александрович Парланд (1842-1919), один из авторов храма Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни в Санкт-Петербурге, Знаменской церкви в Петергофе и других. Кирпич для строительства церкви был произведен на заводе Кудрявцева по специальным шаблонам. Среди других храмов эта церковь выделялась своей архитектурой, красивым иконостасом и утварью. «Все вместе взятое составляет гармонию типа русских церквей XVII века». Над храмом возносилось пять глав, украшенных зеркальными крестами в золоченых рамах. В нишах между колоннами и на алтаре разместили 87 кафельных изразцов художника Харламова. В главном алтаре, над горним местом, находилось большое окно из разноцветных стекол, посреди него на голубом фоне выделялся 3-аршинный крест, окруженный золотыми звездами. Из белого мрамора были сделаны красивые престолы и жертвенники. Иконостас был дубовый, позолоченный, иконы были выполнены учениками Академии художеств. Лампады, люстры, запрестольные кресты, семисвечники, хоругви были выполнены в стиле XVII в., позолочены. Изящные решетки перед алтарем были отлиты из бронзы и позолочены. Купол, колонны, арки, стены покрыты живописным орнаментом, изображениями святых. Все это было выполнено студентами Академии художеств Петровым и Садиковым.

В 1897 году средства на ремонт церкви пожертвовала вдова купца Пелагея Ивановна Кудрявцева.

Алексей Герасимович Барышников, потомственный почетный гражданин, петербургский купец, был уроженцем Опочки. По благословению матери Агафьи Авксентьевны он в отрочестве покинул родной город, отправился в Санкт-Петербург. Неустанный труд, отдыхом от которого был приезд на родину к матери и сёстрам, избрал он с юности и до седин. В уважение его трудов и заслуг в Петербурге он был избран старостой Казанского собора.

Престолов в церкви было три, кроме главного, Успения Божией Матери, правый престол был посвящен Святителям Московским Петру, Алексию, Ионе и Филиппу; левый престол – Святого Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. В церкви находились Владимирская икона Божией Матери, уцелевшая в пожаре 1774 г., и чудотворная Египетская икона Божией Матери. В ризнице хранился деревянный крест, сооруженный при освящении предыдущей деревянной Успенской церкви, в библиотеке находилось рукописное Евангелие.

Колокольня кирпичная, построена отдельно от церкви в 1880 - 1884 гг. на пожертвования прихожан. В нижнем этаже колокольни была устроена сторожка, кладовая и усыпальница с иконостасом из икон Господа Вседержителя, Успения Богородицы, Владимирской иконы Божией Матери. Колоколов было восемь. Первый колокол весил 99 п. 35 ф., он был отлит на средства купцов Кудрявцевых и Петра Хвощинского. Все остальные колокола были пожертвованы в 1885 г. петербургским купцом первой гильдии, потомственным почетным гражданином, уроженцем Опочки Петром Яковлевичем Барышниковым. Надписей, кроме имени жертвователя, на колоколах не было. Второй колокол весил 56 п. 7 ф., третий – 28 п. 26 ф., четвертый – 14 п. 10 ф., пятый – 8 п., шестой – 1 п. 14 ф., седьмой – 34 . ф., восьмой – 25 ф.

Уездная богадельня находилась через дорогу от церкви, средства на её содержание отпускались из городской казны. В 1900 г. в ней содержалось 10 человек.

Между колокольней и богадельней проходила улица к городскому рынку. С северной стороны церкви были купеческие сады, с западной стороны улица вела к Покровской церкви, на кладбище.

Указом Псковской духовной консистории от 30 мая 1879 года к Успенской церкви приписана Лукинская церковь. Указом Святейшего Синода от 11 декабря 1907 года Лукинская церковь вновь стала самостоятельной.

Рядом с деревянной Успенской церковью в 1855 году построена деревянная церковь Владимирской иконы Божией Матери. Её строительство было вызвано тем, что стоящая рядом Успенская церковь была холодной. Владимирскую церковь разобрали и в 1889 году перенесли на новое место. На её месте построили кирпичную Успенскую церковь. Деньги на сохранение и перенос на новое место Владимирской церкви, теперь уже заштатной, были собраны прихожанами. Её поставили на высоком каменном фундаменте из соснового леса, обшили тёсом, внутри оштукатурили и покрасили. В церкви был один престол.

В приходе было шесть часовен, из них 2 каменные и 4 деревянные. Первая часовня стояла при въезде в город с севера, построена в 1761 г. купцом Иваном Хвощинским. Вторая часовня в городе построена купеческим сыном Петром Степановичем Афонским в 1891 г. в память чудесного спасения императора Александра III с семейством 17 октября 1888 г. при крушении поезда на станции Борки. Третья часовня находилась в д. Серово, четвёртая в д. Дреча, пятая – в д. Загоски, шестая – в д. Арапы. Когда, кем, по какому случаю построены сельские часовни – неизвестно.

До 1880 года существовало церковно-приходское попечительство. Средства на содержание учебных заведений отпускались Министерством народного просвещения, городом и уездным земством. С 8 октября 1895 г. открыта Успенская (Успенско-Лукинская) церковно-приходская школа, в 1900 г. в ней обучались 42 ученика. В 1876 году открыто Опочецкое городское четырехклассное училище, в 1900 г. его посещало 175 учеников, с 1861 г. существовала женская четырехклассная прогимназия, в 1900 г. в ней учились 154 девочки. Еще одна церковно-приходская школа открыта 25 октября 1890 г. в дер. Морозово совместно с Троицкой церковью. В 1900 году в ней обучались 44 ученика. В дер. Макушино 23 ноября 1891 г. открыта школа грамоты. Её в 1900 г. посещали 54 ученика. С 30 ноября 1893 г. существовала школа грамоты в д. Мялово, в 1900 г. в ней было 36 учеников. Успенская церковно-приходская школа возникла благодаря трудам священника Иоанна Невдачина. Средства на её содержание отпускали епархиальный училищный совет и городская мещанская управа. Макушинская и Мяловская школы грамоты своим возникновением обязаны священнику Невдачину и Петровской волостной конторе. Эти школы содержались крестьянами и уездным земством.

При церкви существовал хор певчих, в нем участвовали прихожане, любители пения и чтения, школьники церковно-приходской школы. Содержался хор частично прихожанами, частично на средства церкви.

По штатам 1843 года в церкви служили священник и два псаломщика. В действительности служили два священника, дьякон и два псаломщика. По штатам 1876 года до 1888 года в Успенской и приписной Лукинской церквах служили два священника, один из них в сане протоиерея, два псаломщика. С 1888 года служили священник, дьякон, псаломщик.

Протоиерей, городской благочинный Иаков (Яков) Михайлович Розанов родился 23 апреля 1828 г. в семье дьячка. После окончания Псковской духовной семинарии он рукоположен в сан священника и назначен служить в погост Афанасьева Слобода Опочецкого уезда. По просьбе светских властей, желавших иметь в Опочке священника, способного преподавать Закон Божий, в 1851 г. о. Иаков переведен в Успенскую церковь. Священник Розанов был законоучителем в Опочецком двухклассном училище, впоследствии, 17 июня 1876 г., преобразованном в четырехклассное училище, также в Опочецкой женской прогимназии. В годы Крымской войны указом консистории он прикомандирован к дружине ополчения № 193 для назидания ратников. За свои труды в ополчении священник награжден бронзовым Крестом на ленте ордена Святого Владимира. В 1860-1869 гг. Иаков Михайлович безвозмездно вёл беседы со взрослыми по вопросам веры и нравственности, избран действительным членом губернского статистического комитета. Губернские статистические комитеты проводили обследования по самому широкому спектру вопросов жизни губернии, и духовенство активно помогало статистическому комитету. 5 ноября 1865 г. священник Розанов назначен уездным благочинным, с 22 февраля 1876 г. – городским благочинным. Кроме того, он был членом-экзаменатором при воинском присутствии, членом благочиннического совета, Опочецкой городской думы, уездного училищного совета, уездного отделения губернского комитета по постройке церковных домов, ревизионной комиссии свечного завода, директором Опочецкого тюремного комитета, председателем съезда уездных законоучителей, проводил собеседования с заключенными Опочецкого тюремного замка.

Священник Иаков Розанов начал свое служение в деревянной Успенской церкви, именно он руководил строительством каменной Успенской церкви. В годы, когда строилась церковь, о. Иаков был избран председателем комитета для сбора пожертвований в пользу районов России, пострадавших от неурожая хлебов. Иаков Михайлович получил благодарность попечителя Санкт-Петербургского учебного округа за улучшение методики преподавания Закона Божия. За свою многолетнюю службу в церкви он был награжден набедренником, по ходатайству городской думы получил благословение правящего архиерея за постоянное усердие в преподавании Закона Божия и благословение Святейшего Синода. Статистический комитет выразил ему признательность за сбор сведений о состоянии кожевенной и льняной промышленности в уезде. За усердное служение в церкви Святейшим Синодом награжден фиолетовой скуфьёй, «за весьма хорошее поведение, усердную и полезную службу» награжден камилавкой, священник поучил душевную признательность епископа Павла «за усердие и исправность в должности благочинного», Святейший Синод наградил его наперсным крестом, палицей. Иаков Михайлович награжден орденами Святой Анны 3-й и 2-й степеней, Святого Владимира 4-й степени, медалями в память царствований императоров Николая I и Александра III, 20 марта 1879 г. награжден саном протоиерея. Протоиерей Иаков Михайлович Розанов скончался 30 мая 1901 г.

Священник Иоанн Невдачин родился 28 июня 1838 г. в семье псаломщика в погосте Столбушино Новоржевского уезда. После окончания Псковской духовной семинарии был учителем и законоучителем в Чихачевской земской школе Новоржевского уезда, в 1876 г. рукоположен в сан священника и служил в погостах Хвоино, Глубоком Опочецкого уезда, с 16 декабря 1893 г. служил в Успенской церкви. За время служения в церкви о. Иоанн был утвержден благочинным церковного округа, депутатом Великолукского духовного училища, членом-соревнователем уездного комитета попечительства о народной трезвости. Служил казначеем Опочецкого отделения епархиального училищного совета, преподавал в Веснебологской, Хвоинской, Глубоковской и Успенской школах. За труды на духовной ниве священник Невдачин награжден набедренником, фиолетовой скуфьёй, камилавкой, орденом Анны 3-й степени, медалью в память царствования императора Александра III, как член комитета о больных и раненых воинах награжден знаком Красного Креста. 28 августа 1909 г. священник Иоанн Невдачин переведен в Николаевскую церковь г. Опочка.

Священник Леонид Иоаннович Дегожский (1862-?) был сыном священника села Ново-Покровское Опочецкого уезда. После окончания Псковской духовной семинарии служил надзирателем в Порховском духовном училище, служил священником в Новоржевском уезде. С 14 июня 1901 года служил в Успенской церкви. Священник Дегожский состоял законоучителем в городском 4-классном училище и в церковно-приходской школе, избран председателем уездного отделения епархиального училищного совета. В 1910 г. о. Леонид избран благочинным городского церковного округа. За труды награжден набедренником, скуфьёй, камилавкой, в 1911 г. награжден наперсным крестом и крестом от города Опочка.

Дьякон Иоанн Николаевич Загорский родился 17 октября 1842 г. в погосте Ясски Порховского уезда в семье священника, обучался в Псковской духовной семинарии. В 1863 г. назначен дьячком в Успенскую церковь, затем посвящен в дьякона, служил на псаломщической вакансии, с 1888 г. служил штатным дьяконом. За отличное поведение и исправное служение Иоанну Николаевичу преподано архипастырское благословение.

Его сын, Павел Иоаннович (1872-?), родился в г. Опочке, обучался в Псковской духовной семинарии, служил учителем церковно-приходской школы в Опочецком уезде. Службу дьяконом начал в погосте Новая Уситва Островского уезда, затем служил в погосте Барута Новоржевского уезда, 7 марта 1910 г. переведен дьяконом в Успенскую церковь. 14 мая 1932 г. арестован ОГПУ, 17 июня 1932 г. осужден на 3 года лишения свободы, других сведений о нем нет. Реабилитирован он 14 февраля 2000 года.

Дьякон-псаломщик Леонид Иоаннович Невдачин был сыном священника Иоанна Невдачина, родился в 1877 г. в погосте Хвоино Опочецкого уезда. Обучался Леонид Иоаннович в Псковской духовной семинарии, служил телеграфистом в Опочке, с 1897 г. служил псаломщиком в погосте Влицы Великолукского уезда, 29 апреля 1898 г. по его прошению переведен в Успенскую церковь. 25 июля 1899 г. рукоположен в сан дьякона, служил на псаломщической вакансии. Заштатный дьякон Леонид Невдачин 27 октября 1907 г. назначен псаломщиком в погост Черницы Опочецкого уезда.

Псаломщик Иаков Евфимиевич Розанов родился 21 февраля 1876 г. в Опочке в семье дьякона. После обучения в Псковской духовной семинарии его назначили псаломщиком в погост Новый Великолукского уезда. 27 апреля 1900 г. он переведен в Успенскую церковь.

Со 2 мая 1900 г. псаломщиком служил Николай Никандрович Зверев (1879-?), переведенный из погоста Новый Великолукского уезда.

С 1910 года псаломщиком служил Алексий Симеонович Бенедиктов (1866-?), сын псаломщика погоста Теребени Опочецкого уезда. Он обучался в Псковском духовном училище, служил полицейским урядником, псаломщиком в погостах Острие и Теребени Опочецкого уезда.

Дальнейшая судьба священников Иоанна Невдачина, Леонида Дегожского, дьяконов Иоанна Загорского, Леонида Невдачина, псаломщиков Иакова Розанова, Николая Зверева, Алексия Бенедиктова неизвестна.

Прихожанами церкви были как жители г. Опочка, так и окрестностей: сёл Бездедово, Бисерово, Пашкино, деревень Бабинцы, Белоусово, Борсаново, Волково, Голащапы, Заболоцкое, Загоски, Зехново, Клюкино, Ковалево, Костричино, Кострово, Нефедкино, Орлово, Пачесино, Поддубно, Подвишенки, Рогатки, Родиошково, Серово, Сидорово, Слободка, Стулово, Таболино, Трубицы.

В 1914 году в приходе проживало 947 мужчин и 1013 женщин.

В селе Бисерово 1 февраля 1794 года в семье опочецкого дворянина родился Александр Дмитриевич Петров. Однажды на его именины дедушка, Иван Алексеевич Соколов, подарил мальчику шахматы. В 15 лет Александр уже выигрывал партии у сильнейших шахматистов Петербурга, в 1824 г. он издал сочинение «Шахматная игра», второе в истории России оригинальное сочинение по этому предмету. За блистательную игру в шахматы Петрова называли «Русским Филидором». Когда в 1863 г. Александр Дмитриевич побывал за границей, первые игроки уклонились от игры с ним. Множество интересных статей, шахматных рассказов Петрова опубликовано в «Отечественных записках» и «Шахматном листке». Он разработал дебют, который с тех пор носит имя Петрова, и вошел в шахматные учебники. С 1840 г. А.Д. Петров жил в Варшаве, где скончался 10 апреля 1867 года.

В конце XIX века помещица А.И. Фовелин (Фовелина) подарила земли в селе Бисерово уездному земству, которое построило здесь больницу, богадельню и часовню в память императора Александра II. Все постройки сохранились, часовня в настоящее время действующая.

В начале XX века в селе жил чиновник Петр Васильевич Князев. В наши дни село не существует, оно вошло в состав города Опочка (ул. Гагарина).

В селе Пашкино, во второй половине XIX века принадлежавшем помещику П.П. Болычеву, до наших дней сохранился усадебный дом, поделённый на квартиры, некоторые хозяйственные постройки.

9 августа 1928 года на заседании президиума Псковского окрисполкома было принято решение: «О расторжении договора на Успенскую церковь в г. Опочке». Ссылаясь на массовые требования трудящихся города о закрытии церкви и использовании её для «культурных целей», собранными под различными резолюциями подписями, «а также ввиду невыполнения религиозным обществом Успенской церкви в части ремонта здания», Ленинградскому облисполкому направлено ходатайство о передаче церкви для использования под культурно-просветительные цели.

Через год наступила очередь Владимирской церкви. По заявлению Опочецкого горсовета 6 ноября 1929 года Псковский окрисполком рассмотрел вопрос об использовании Владимирской церкви. Решение было ожидаемым: «Ввиду того, что Владимирская церковь в Опочке находилась по общему договору в пользовании двадцатки Успенской церкви и для целей религиозного культа не использовалась, что по расторжении договора с двадцаткой и закрытии Успенской церкви в течение 2 месяцев в Опочецкий горсовет заявлений от верующих о желании взять здание и культовое имущество не поступило, президиум окрисполкома на основании ст. 35,40,42 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях» постановляет: здание Владимирской церкви передать Опочецкому горсовету для использования под пионерклуб (пионерский клуб)».

В 1934 году церковь Успенская погибла. На её месте в 1937 году построили дом социалистической культуры. Владимирская церковь также не сохранилась.

Последнее редактирование - 19 декабря 2015 года.