Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Опочецкого уезда » Острий, ц.св.Георгия Победоносца

Print

Острий, ц.св.Георгия Победоносца.

Информация в Государственном архиве Новгородской области (ГАНО):

Информация на сайте Псковской епархии.

Впервые крепость Острий упомянута в летописном списке XIV века «А се имена всем градам Русскым, далним и ближним», входящем в Новгородскую первую летопись старшего и младшего изводов. Академик М.Н. Тихомиров считает, что список составлен в промежутке между 1387 и 1392 годом. Историк Е.П. Наумов датирует список последними месяцами 1394 года – серединой 1396 года. Город Острий в те годы относился к числу литовских городов. На карте Великого княжества Литовского XIV-XV вв. Острий изображен на границе с Новгородскими землями, с литовской стороны. Быстро крепнувшее Московское государство начало борьбу с Литвой за возвращение захваченных исконно русских земель, в их числе был и порубежный город Острий. На рубеже XV-XVI вв. Острий возвращен русскому государству. Окончательно это оформил мирный договор от 26 марта 1503 года. В конце того же года Великий князь Иван III по духовному завещанию оставляет город своему сыну, будущему Великому князю Василию III. Первый русский царь Иван IV Грозный завещал «город Острое с волостми, и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами» сыну Ивану. Однако к этому времени надобность в городе-крепости отпала, агрессия Стефана Батория, видимо, довершила его разрушение, и город превратился в городище. Только в октябре 1976 года экспедиция археологов Эрмитажа вновь «открыла» город. Указом Президента России от 20 февраля 1995 года городище Острий включено в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Город-крепость Острий перестал существовать, но рядом с бывшим городом был основан погост Острий.

Когда возник погост – неизвестно. Согласно местному преданию, однажды, давным-давно, жители заметили плывущую посредине реки Великой икону. Неожиданно она повернулась своим изображением к возвышенности на берегу реки и на миг остановилась. Как божескую милость расценило население явление иконы, и решили: быть на этом месте погосту Острий. Георгиевская церковь упоминается и в переписных книгах Пусторжевского уезда начала XVII в. Наиболее полные сведения о церкви есть с XVIII века. Деревянная однопрестольная церковь была построена в 1706 году. Над церковным крыльцом возвышалась колокольня. В 1843 году эта церковь сгорела. Указом Псковской духовной консистории от 31 июля 1855 г. разрешено строительство новой церкви. 28 мая 1857 года священник Александр Чернозерский перевез из Михайлова Погоста Великолукского уезда и в 1858 году установил на каменном фундаменте деревянную однопрестольную церковь.

Новая церковь имела вид корабля, над притвором устроили колокольню с четырьмя колоколами. Самый большой колокол весил 12 п. 31 ф., имел надпись: «Сей колокол устроен в 1885 году попечением священника Александра Чернозерского с церковным старостой и прихожанами на совокупные их пожертвования 200 рублей». 1 августа 1893 года в селе вспыхнул пожар, огонь дошел до церковной колокольни, тогда местный житель Савелий Мокеевич с топором и верёвкой взобрался на самый верх. Там он воткнул топор в крышу, перекинул через него верёвку, по которой стали поднимать воду наверх. Поливая сверху колокольню, Савелий потушил пожар. По ходатайству священника он был удостоен особой медали, в 1903 году сложены недоимки с принадлежавшей ему кузницы. В память спасения церкви был учрежден крестный ход, в котором в первых рядах участвовал Савелий Мокеевич.

1 июня 1901 года молния ударила в шейку между куполом и крышей церкви. Удар был настолько сильный, что сотрясались и церковь, и соседние строения. Сторож, осмотрев храм, поначалу ничего не заметил, однако часа через полтора крестьянка заметила струйку дыма в шейке купола, и тотчас подняла тревогу. Всё, что можно было, из церкви вынесли, но в погосте не было пожарных инструментов. Поднялся ветер, который раздувал огонь, купол с главой и чугунным крестом упали на крышу храма, затем на землю. Из-под крыши появились огненные языки, прихожане приуныли, плакали и молились Святому Георгию. Священник обошел вокруг церкви, окропил её святой водой. Один из крестьян осмелился залезть на крышу, ему стали подавать воду, при помощи Божией церковь была спасена. Прихожане постановили на будущее время в этот день не работать, служить благодарственный молебен с крестным ходом вокруг церкви. Пострадавший храм требовал ремонта, был отремонтирован и еще многие годы в нём совершались богослужения.

В церкви находилась местночтимая икона Святого Великомученика Георгия Победоносца. В январе 1900 года прихожанин церкви, живший в Петербурге, пожертвовал в церковь иконы: Рождество Христово, Крещение Господа Иисуса Христа, Сретение Господне, Воскресение Иисуса Христа и икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Согласно завещанию крестьянина деревни Сырохново Ильи Тарасова, приобретена икона Пророка Божия Илии. Утварью церковь была бедна.

Рядом с церковью находилось кладбище, было и еще одно кладбище, служившее продолжением первого.

В приходе находились две деревянные часовни. Одна из них стояла в деревне Гайново, в 12 верстах от погоста. Вторая часовня стояла в деревне Васьково, в 15 верстах от погоста. Рядом с часовнями были кладбища. Богослужения в них совершались раз в году, в день Святого Духа.

Церковно-приходское попечительство было открыто в 1876 году, но особой помощи оказать церкви, по бедности населения, было не в состоянии. Богадельни и больницы при церкви не было.

Сведения об открытии церковно-приходской школы рознятся. По одним сведениям, она открыта 11 ноября 1892 года, по другим – 24 октября 1894 года. В начале XX века школа помещалась в собственном доме, приобретенном на церковные средства, в документах за 1914 год сказано, что школа находится в доме учительницы. В 1914 г. в ней обучалось 27 мальчиков и 14 девочек. В 7 верстах от погоста в селе Полубеево открыта земская школа, в ней в 1914 г. обучалось 38 мальчиков и 22 девочки.

Содержание причта было скудным: другого дохода, кроме оплаты за богослужения не было, собственной земли ни у священника, ни у псаломщика не было, церковной земли мало и она была низкого качества. Доброхотный сбор среди прихожан был зерновым, но окрестное население было бедным и много дать не могло. Священник получал еще небольшую плату за преподавание Закона Божия в Полубеевском земском училище. В 1899 г. купцом 2-й гильдии села Вяз Великолукского уезда Петром Антоновичем Хроповым с разрешения епархиального начальства на церковной земле построена мелочная лавка, арендная плата с нее поступала в пользу причта.

Штат церкви до 1876 года составляли священник, два псаломщика, просфорня. В 1876 году штат для церкви не был утвержден, она стала приписной к погосту Хвойно. По ходатайству преосвященного Гермогена указом Святейшего Синода от 26 июля 1885 года церковь вновь стала самостоятельной, штат составили священник и псаломщик.

Священник Иоанн Васильевич Лебедев (1867-?) родился в городе Торопце, в семье священника. После окончания Псковской духовной семинарии он начал служить дьяконом в церкви погоста Демяницы Псковского уезда, в 1892 г. рукоположен в сан дьякона. 20 февраля 1897 года последовал перевод священником в погост Острий, в сан священника о. Иоанн рукоположен архиепископом Финляндским и Выборгским Антонием в Санкт-Петербурге 16 марта 1897 года. Священник был законоучителем в церковно-приходской школе и в Полубеевском земском училище, в 1900 г. избран членом благочиннического совета.

До 2 мая 1907 года в церкви служил священник Василий Артемиевич Великотный. Он был уволен за штат (на пенсию), остался жить в здешнем погосте, скончался 11 июня 1915 года.

Священник Владимир Андреевич Колиберский (1890-?) был уроженцем погоста Плай Великолукского уезда в семье дьякона. После окончания Псковской духовной семинарии он был учителем и законоучителем в Выдумской церковно-приходской школе Великолукского уезда, с 11 января 1914 года начал служить в погосте Острий. В местной церковно-приходской школе он преподавал Закон Божий. Служил в здешнем погосте священник до 4 ноября 1915 года, когда его перевели в погост Загарье Великолукского уезда.

С 7 февраля 1916 года назначен священник Александр Соловьев. До этого он служил в Тихвинской общине Великолукского уезда.

Псаломщик Алексий Иоаннович Панов (1872-?) родился в городе Великие Луки, был сыном мещанки. Он обучался в Великолукском духовном училище, был послушником Великолукского Троице-Сергиева монастыря, церковником при Входо-Иерусалимской церкви г. Великие Луки, служил в армии. В 1900 г. Алексий Иоаннович начал исполнять должность псаломщика в Георгиевской церкви, в 1904 году он утвержден в этой должности.

Дальнейшая судьба священников Лебедева, Колиберского и Соловьева, псаломщика Панова неизвестна.

Приход составляли следующие населённые пункты: сёла Полубеево и Юшково, деревни Абаконово, Алексеево, Альхимцево, Андрейково, Ануфриево, Болоблино, Борчевицы, Васьково, Вирюхтино, Гайново, Гора, Григорево, Ежено, Елисеево, Замошицы, Клишнино, Малые Падоры, Морозово, Наротово, Павлищево, Подполье, Подчерняево, Попово, Слободка, Стрельцово, Сукино, Сырохново, Тархи, Шаршавино, Юриново, Юшково.

В 1900 году в приходе проживало 927 мужчин и 944 женщины.

В начале XX века в селе Полубеево жила вдова полковника Екатерина Александровна Шишкина, в селе Юшково жили Дмитрий Осипович и Сергей Петрович Шишкины.

14 ноября 1923 года органами власти был утвержден устав Острейской православной общины. В августе 1926 года, видимо в последний раз, под руководством иеромонаха Саввы Михайлова (Ивана Михайловича Михайлова) была покрашена железная крыша и купол церкви. Жители деревень Наротово, Подчерняево, Вальнево, Сукино, Коростели, Птицыно, Алексеево, Юшково, Лавы, Альхимцево, Балоблино, Кресты, Слободка, Острий добились от районных властей передачи здания церкви и богослужебных предметов в бессрочное и бесплатное пользование. Соответствующий акт был составлен 17 марта 1928 года. Попытку закрыть церковь под предлогом использования церкви в качестве школьного здания предпринял в 1930 году Рыковский райисполком, но не получилось. 19 августа 1930 года Западный облисполком принял решение: «Оснований к закрытию церкви нет. Из дела видно, что группе верующих было предъявлено незаконное требование об уплате промыслового налога. Надо было принять меры к исправлению неправильных действий финансовых органов». Всё же некоторое время спустя церковь закрыли, имущество разворовано председателем сельсовета Филимоновым. В акте проверки состояния церкви, составленном Пустошкинской районной комиссией 16 июля 1935 года сказано: «Здание в полной бесхозности, стёкла побиты, фундамент разваливается, иконы и предметы валяются на полу. Ценностей из металла нет, кроме колоколов… Остальное ценное имущество разворовано в 1934 - 1935 годах».

В годы войны, более четырёх месяцев, по погосту Острий проходила линия обороны советских войск. Церковь сгорела в огне боевых действий. Великолукский краевед А.И. Сизов записал воспоминания прихожанки Георгиевской церкви Зинаиды Семеновны Савельевой: «Когда горела церковь, мы находились на выселке в Павлющеве, что в трёх километрах от Острия. Все как один плакали, ибо чувствовали, что теряем навсегда самое сокровенное в жизни».

Ныне территория Новосокольнического района. Ближайший населённый пункт – деревня Слободка. Церковь не сохранилась.

Последнее редактирование - 1 декабря 2018 года.