Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Опочецкого уезда » Поляне, ц.Покрова Пресв.Богородицы

Print

Поляне, ц.Покрова Пресв.Богородицы.

Фотография храма 1971-1972 гг.

Информация на сайте Псковской епархии.

Погост Поляне был основан в XV веке, он был административным центром Полянской губы. В писцовых книгах 1585-1587 гг. после нашествия Батория отмечено: «… губа Полянская, а в ней царя и великого князя села и деревни и пустоши за детьми боярскими в поместьях…». В 1840 году потомок строителя церкви, Иван Петрович Коновницын, женился на Марии Николаевне Бахметевой. Он строит в Полянах новый деревянный дом с мезонином и верандой. При советской власти, в 30-е годы XX века, дом перевезли на турбазу в Воронич, где он сгорел в годы Великой Отечественной войны. В годы Михайловской ссылки А.С. Пушкин, направляясь в Опочку, проезжал через Поляне.

Кирпичная церковь в виде ковчега построена в 1767 году помещиками Иваном Кирилловичем Горяиновым и Григорием Ивановичем Коновницыным. Престолов в церкви было два. Кроме главного престола, был престол Святого Пророка Божия Илии. В 1870-1871 гг. заботами священника Иоанна Грацианского и церковного старосты крестьянина Дмитрия Михайлова холодный Ильинский придел сделан теплым. В церкви находилась чтимая икона Покрова Божией Матери. Согласно местному преданию, икона была древнее самого храма. В приделе находилась икона Святого Пророка Илии и, согласно местному преданию, древняя икона Божией Матери «Знамение». Древнюю Казанскую икону Божией Матери стали почитать с 1868 года, когда в Опочецком уезде свирепствовала сибирская язва. Благодаря Небесной Заступнице эпидемия в округе прекратилась.

Колокольня также кирпичная, построена в связи с церковью. Колоколов на ней было пять. Первый колокол весил 31 п. 35 ф., на нем была надпись: «Вечер и заутра, Господи, услыши глас мой». Колокол был отлит в Москве в январе 1834 года, на нем было изображение Покрова Пресвятой Богородицы. Второй колокол весил 8 п. 10 ф., он был приобретен на средства коллежского регистратора Горяинова, получил наименование «Покрова Пресвятой Богородицы в Полянский погост». Третий колокол весил 5 п., надписей не имел, четвёртый колокол весил 4 ф., имел надпись: «Сей колокол в псковскую провинцию в Опочецкий уезд в Полянский погост. Лит в 1769 году января 21-го, построен рачением на собственные средства лейб-гвардии Семеновского полка сержантом Никитой Ивановичем Коновницыным; за оный заплачено 30 рублей 23 копейки». Вес пятого колокола неизвестен, надписей на нем не было.

Вблизи церкви находилось кладбище, еще одно кладбище находилось поодаль. Часовен в приходе не было.

Церковно-приходского попечительства при церкви не было. В 100 саженях от церкви, на земле бывшего опочецкого исправника Глушанина, находилась богадельня. Она устроена по приговору крестьян Полянской волости в 1875 году. В начале XX века в ней находилось от 7 до 10 человек. Также работал аптекарский пункт.

Церковно-приходская школа открыта в 1899 году на церковные средства. В 1914 г. в ней обучалось 6 мальчиков и 22 девочки. На земские и отчасти приходские средства в 1875 г. открыто двухклассное министерское народное училище. В 1900 г. здесь училось 105 мальчиков и 6 девочек. В 1912 году были открыты две школы: начальная сельскохозяйственная и земская.

21 декабря 1897 г. прихожане обсудили сделанное священником Грацианским предложение о сокращении дней празднования праздников и о прекращении ночных сборищ молодежи («гулянок»). Прихожане приняли решение: праздновать церковные праздники только один день, т.е. только в самый день праздника; в канун праздника не допускать винопития и разгулов; молодежи позволялись невинные игры в день праздника, но не в канун и не ночью; домохозяевам запрещалось устраивать в своих домах, накануне вечером и ночью, сборища молодёжи из других селений «во избежание гибельных последствий»; родители должны были «как можно строже следить за поведением своих детей, особенно сыновей, и не отпускать их на ночные гульбища». За несоблюдение этих условий с виновных взыскивался денежный штраф в пользу церковно-приходской школы. Под этим приговором стояли подписи 240 прихожан-домохозяев.

До 1876 года причт церкви состоял из священника, дьячка и пономаря. По штатам 1876 года положено служить священнику и двум псаломщикам, с 7 марта 1897 года штат составили священник, дьякон и псаломщик.

Священник Иоанн Иоаннович Грацианский (1842-7 мая 1907) родился в семье дьячка погоста Демяницы Псковского уезда. После окончания Псковской духовной семинарии в 1866 г. он рукоположен в сан священника в церковь погоста Поляне. Здесь, в период своего служения, о. Иоанн избирался гласным Опочецкого уездного земства, преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе и в народном училище. Был он членом попечительства о семействах воинов Полянского, Утретского и Заклинского приходов Опочецкого уезда, благочиннического совета церковного округа, почетным членом попечительства по призрению бедных Полянской богадельни, избирался благочинным церковного округа. За заботливость о благолепии Покровской церкви священнику объявлено архиерейское благословение. За заботу о нравственности прихожан, усердную службу о. Иоанн получал благодарность епархиального начальства, награжден набедренником, бархатной фиолетовой скуфьёй, камилавкой. За заслуги по гражданскому ведомству священник награжден наперсным крестом. Один из сыновей о. Иоанна, Александр, служил ратманом в губернском магистрате города Плоцк (Польша). Другой сын, Алексей, служил делопроизводителем в канцелярии Варшавского губернатора. Скончался священник Иоанн Грацианский в погосте Поляне, здесь же был похоронен.

Священник Александр Алексиевич Головин (1876-?) родился в крестьянской семье, окончил Псковскую духовную семинарию, служил учителем в Островском, Порховском и Псковском уездах. 4 июля 1907 г. он рукоположен в сан дьякона, 8 июня 1907 г. в Псковском Троицком соборе Александр Алексиевич посвящен в сан священника здешнего погоста. Священник Головин преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе, народном училище, сельскохозяйственной школе, был избран членом благочиннического совета церковного округа. За труды на духовной ниве и по гражданскому ведомству о. Александр награжден набедренником, скуфьёй.

Дьякон Николай Михайлович Бардовский (1874-?) был родом из погоста Кунино Новоржевского уезда, сын псаломщика. После окончания Псковской духовной семинарии он рукоположен в сан дьякона, служил в погосте Дубровно Порховского уезда, 20 февраля 1897 г. по его прошению переведен в здешний погост. 3 ноября 1902 г. Николай Михайлович рукоположен в сан священника и переведен служить в Великолукский уезд.

Дьякон Петр Соловьев до назначения 27 апреля 1903 г. в погост Поляне служил учителем в Святогорской церковно-приходской школе. В здешнем погосте он служил до 23 сентября 1905 г., был назначен священником в погост Опоки Порховского уезда.

Дьякон Николай Иоаннович Жадрицкий (1875-?) был сыном псаломщика, обучался в Псковской духовной семинарии, но по собственному прошению уволен. Служил Николай Иоаннович псаломщиком в погосте Хвоино Опочецкого уезда, дьяконом в погосте Тухомичи Холмского уезда, с 15 декабря 1905 г. – дьяконом в погосте Поляне.

Псаломщик Николай Александрович Аполинский (6 сентября 1880-27 ноября 1937) родился в погосте Дубков Островского уезда, в семье священника, обучался в Псковской духовной семинарии, в 1899 г. назначен псаломщиком в здешнюю церковь. Его жена, Ольга Ивановна, урожденная Полянская, была на год моложе своего супруга. Она родилась в погосте Поляне, окончила курс местного народного училища. После закрытия церкви в 1918 г. Николай Александрович занимался трудом в собственном хозяйстве, в семье было 8 детей. В 1930 г. его приговорили к 5 годам ссылки «за срыв политкампании», однако через месяц освободили из-под ареста, вернули домой. Николай Александрович продолжал трудиться в своем хозяйстве. При каких обстоятельствах, где и кем он был в 1936 г. рукоположен в сан священника, и в какой церкви служил – неизвестно. 21 октября 1937 г. о. Николая арестовали, обвинили в контрреволюционной деятельности. Вину свою священник не признал, допрошенные свидетели говорили о нем только хорошее. Несмотря на это 25 ноября 1937 г. о. Николая приговорили к расстрелу, 27 ноября 1937 г. его расстреляли. Реабилитирован священник Аполинский 16 января 1989 года.

Сведений о судьбе священника Головина, дьяконов Бардовского и Жадрицкого после 1917 года нет.

Церковным старостой в конце XIX – начале XX века был крестьянин деревни Шелкуново Василий Герасимов, он неоднократно делал пожертвования на украшение церкви, на устройство церковно-приходской школы.

В приходе находились следующие населённые пункты: село Облецово; погост Поляне; деревни: Аржаково, Бакино, Богданово, Бурково, Ванютино, Вашнево, Величково, Восково, Горбово, Григорьево, Губаново, Данево, Дитятево, Жернели, Зуево, Киткино, Козаково, Колесниково, Котелево, Котово, Курово, Ладино, Латышково, Лекасово, Молчаново, Найденово, Наушково, Огнево, Патки, Пачково, Пищальники, Пятницыно, Рогово, Селюги, Столбово, Сысоево, Терехово, Тишино, Шалюпки, Шибаново, Шикуново, Шипово, Юрцово, Юрьево.

В 1914 году проживали 1974 мужчины и 2072 женщины.

В годы Великой Отечественной войны церковь вновь освятил священник Псковской Православной миссии о. Георгий Тайлов.

Ныне деревня Поляне Пушкиногорского района. Церковь в руинах.

Последнее редактирование - 30 июля 2019 года.