Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Торопецкого уезда » Добшо (Допша), ц.Успения Пресв.Богородицы

Print

Добшо (Допша), ц.Успения Пресв.Богородицы.

Сведения в Государственном архиве Тверской области (ГАТО):
фонд 1310 "Пятницкая церковь", 1 дело, 1780 - 1792 гг.
фонд 1321 "Успенская церковь", 8 дел, 1794 - 1834 гг.  Источник.

Погост Добшо, от Пскова 350 верст, входил в Торопецкий уезд Псковской губернии.
   Успенская церковь, каменная, построена в 1762 году «тщанием полковника Герасима Семеновича Раздеришина» на месте прежней, одноименной.
   Имела три престола: главный во имя Успения Пресвятой Богородицы и придельные во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы и во имя Святителя Николая Чудотворца.
   На отдельно стоящей от церкви колокольне висело 10 колоколов, на пяти из которых имелась надпись: «Лит сей колокол коштом примером прихожанина Eгopa Васильевича сына Раздеришина». Самый большой весил 40 пудов, caмый малый 2 фунта.
   В храме хранились особочтимые прихожанами иконы Господа Вседержателя и Beликомученицы Параскевы, которая, по преданию, была явленной. Причт состоял из священника и псаломщика. Церковной земли 42 десятины. Неприкосновенного капитала 500 рублей. С 1900 года при храме действовала цepковно-приходская школа.
   Прихожан в 1876 году - 174 двора (696 мужчин, 759 женщин), в 1879 году - 741 мужчина, 810 женщин.
   В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник В. Архангельский.
   В разные годы служили:
   Свящ. Василий Емелиянович Архангельский - 1868 -
   Свящ. Иаков Васильевич Архангельский - 1913 -
   Дьякон Константин Аполицкий (пс.-д.) зшт † 26.06.1916
   Дьякон. место - псаломщик Александр Ратьковский 23.09.1916 -
   В 1913 году служили: Священник Архангельский Иаков Васильевич, псаломщик Покромкин Павел Кондратьевич.

 Село Допшо открывается с холма сразу. В центре стоит высокая церковь, а за ней виднеется узкая полоска воды соименного озера. Когда-то на берегу озера Допшо существовал погост. Сейчас этим словом часто называют кладбище. В глубокой же древности оно обозначало место, где собирались торжища-погосты или же существовали языческие святилища. Такие места особенно почитались на Руси, а если поблизости находился родник, то ему приписывали живительную чудодейственную силу. В Стране истоков чудодейственных родников было много. Иногда они действительно отказывались лечебными, содержали большое количество органических солей. Чаще же живительные свойства воде приписывала народная фантазия. Такой «святой» родник существовал и неподалеку от Успенской церкви. Еще немного более сорока лет назад один из торопецких краеведов записал: «В окрестностях погоста Допшо имеется родник, водой которого окрестные жители пользуются для лечения глаз, и на дне ключа можно почти всегда видеть монеты и другие вещи, принесенные сюда особенно признательными пациентами этого родника...».
   «Признательные пациенты» не только приносили дань роднику. Ими же в глухом отдаленном месте была построена каменная Успенская церковь. Архитектурные формы здания, его декорация хорошо знакомы по торопецким церквам и напоминают композицию Успенской или Рождественской церкви в городе. Как и там, при церкви села Допшо была отдельно стоящая колокольня. Но что отличает Успенскую церковь от других – это декор. В нем нет ничего нового. Он хорошо известен по городским образцам. Набор же самих декоративных форм и их варианты дают бесконечные сочетания. Достаточно было увеличить ширину карниза, как убранство церкви становилось более нарядным. Однако строители этим не ограничились. Они прибегли к любопытному приему – углы четверика апсиды и трапезной между пилястрами обработали рустом. С точки зрения классического искусства такой прием совершенно неправильный, но именно он дал интересный эффект, объединил две пилястры в декоративную композицию большими полотенцами, ритмически повторенную на фасадах. Не менее красивы килевидные порталы, близкие к порталам Казанской церкви и сохраняющие традиции предшествующего столетия.
   Один из излюбленных приемов торопецкой архитектуры – контраст внутреннего пространства храма и трапезной. Низкие сводчатые перекрытия трапезной, ориентированные поперек центральной оси церкви, придают интерьеру спокойное, неторопливое развитие вширь. Поэтому переход из трапезной в храм всегда неожиданный. Смена впечатлений такова, будто из уютных обжитых комнат сразу попадаешь в парадный торжественный зал. Подобные интерьеры характерны не только для торопецкой школы. Они достаточно хорошо известны по более ранним памятникам, но здесь это становится принципом, который тем активнее, чем контрастнее переход от низких помещений трапезной к высокому храму.

Источник, фотографии.

Последнее редактирование - 19 ноября 2019 года.