Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Торопецкого уезда » Знаменское, ц.иконы Божией Матери "Знамение"

Print

Знаменское, ц.иконы Божией Матери "Знамение".

Сведения в Государственном архиве Тверской области (ГАТО):
фонд 1299, 2 дела, 1775 - 1799, 1836 - 1847 гг.  Источник.

  Знаменское, село в 5 верстах от Торопца на берегу озера Соломмино. Здесь издревле существовала церковь, в 1762 году она значилась обветшалой и в том же году одной из местных помещиц построена новая каменная по благословению епископв Смоленского и Дорогобужского. В церкви имелись древние предметы: напрестольный крест с мощами святых угодников, небольшое евангелие 17 века и серебрянный кивот 1690 года.

   Село Знаменское, от Пскова 360 верст, входило в Торопецкий уезд Псковской губернии.
   Церковь Знамения Божьей Матери, каменная, построена в 1767 (1797) году помещицей Евдокией Челищевой. Была приписана к Корсунскому собору города Торопца.
   Имела три престола: во имя Знамения Пресвятой Богородицы, во имя святого великомученика Иоанна Воина и во имя Святителя Николая Чудотворца. На колокольне висело 5 колоколов. Церковной земли - 37 десятин. Неприкосновенного капитала - 100 рублей. При храме находились родовые захоронения дворян Толбухиных (не сохранились).
   В Знаменском уцелели развалины двухэтажного барского дома и остатки старинного парка имения декабристов Александра и Иосифа Поджио.
   Прихожан в 1876 году - 10 дворов (53 мужчины, 59 женщин).
   В 1876 году собственного причта не имела.

   Переход к барочному стилю в убранстве фасадов в торопецком зодчестве отчетливо проявляется также в сельских храмах в окрестностях Торопца, в том числе в Знаменской церкви (1767 год), в которой применяется дощатый декор с большой свободой вариаций, но в пределах одних и тех же прототипов. При следовании традиционной ярусной композиции с двусветным четвериком, пятигранной апсидой и короткой трапезной с одним-двумя боковыми приделами это здание приобретает индивидуальность за счет дополнительного светового восьмерика под барабаном главы, придающим композиции особую стройность. Типично торопецкими элементами декора можно считать "трехлепестковые" замковые камни в наличниках и мелкий лепной декор ряда деталей, к сожалению, сохранившийся лишь частично.

   В 30-х годах XVIII века Знаменское принадлежало коллежскому советнику Михаилу Семеновичу Челищеву. В 1739 году Челищев под командованием фельдмаршала фон Миниха воевал с оттоманской портой под Хотином (одна из неприступных крепостей на южной Украине). Из-под Хотина он, по семейному преданию, вывез икону Николая Чудотворца, найденную втоптанной в грязь. После его смерти Евдокия Денисовна Челищева в 1762 году, желая почтить память мужа, а заодно и привезенную им икону, «испросила разрешение построить новую каменную церковь». Разрешение с любопытной припиской «...приделы церкви построить... по приобщенному рисунку и о том церковном строении дать благословенную грамоту» – вскоре последовало, и в 1767 году Знаменская церковь была освящена. Но один из приделов – Никольский, посвященный найденной иконе,– по каким-то причинам освятили только в 1782 году, хотя видимых следов более поздних доделок нет.
   Еще подходя к церкви понимаешь, что она принадлежит к местной торопецкой школе, её формы хорошо знакомы по городским образцам. Построенная на два года позже Богоявленской и за год до Успенской церкви, она во многом похожа на ту и на другую. По типу Знаменская церковь – это два восьмерика, поставленные на четверик и увенчанные световым фонариком. С запада обширная трапезная с приделами и колокольня. План традиционен, но в вертикальных объемах, особенно со стороны апсиды, наблюдается стремление повторить стройные пропорции Богоявленской церкви. Вместе с тем в декорации, в трапезной с двумя приделами и двусветном четверике – черты, которые получат развитие в более поздних постройках Торопца.
   Внутреннее пространство Знаменской церкви открыто до самого верха. Даже венчающий фонарик сделан световым. Подобное построение интерьера достаточно распространено в русской архитектуре. В Торопце же такое открытое ярусное пространство встречается впервые.
   Тот факт, что Знаменская церковь имела предварительный «приобщенный рисунок», что видно из выданного разрешения на её построение, позволяет подразумевать высокий профессиональный уровень торопецкой строительной артели. Две другие церкви неподалеку от Торопца, в селах Якшине и Нешевицах, возникшие несколькими годами позже, имеют планы, с детальной точностью повторяющие план Знаменской церкви, а это приводит к мысли о существовании в Торопце хорошо слаженной строительной артели, сумевшей за несколько лет построить в городе и окрестностях многие церкви.

  К Корсунскому собору г. Торопца в 1860 году для обеспечения содержания причта была приписана 3наменская церковь, находящаяся при селе 3наменском, в 5 верстах от Торопца. Когда в первый раз здесь была построена церковь, неизвестно, но в 18 столетии она значится деревянною, обветшалою, почему помещица Евдокия Челищева в 1762 году просила разрешения построить новую, каменную, что и было дозволено. О построении и освящении оной церкви сохранилось три следующие грамоты.
   Первая: «Смиренный Парфений, Божиею милостию, епископ Смоленский и Дорогoбужский. В нынешнем 1762 году, января в 20 день, поданным нашему смирению прошением коллежскогo советника Михаила Семенова Челищевa жена Евдокия Денисьева просила, чтобы в отчине мужа ея, в Торопецком уезде, в селе Знаменском обветшалyю церковь, деревянную, Знамения Пресвятыя Богородицы с приделами св. Николая и вмч. Иоанна воина разобрать позволить; ибо в ней, за ветхостию, не токмо Литургию отправлять, но и войдти опасно, а на место оной построить вновь каменную церковь в то ж именование, Знамения Пресвятыя Богородицы с приделами св. Николая и вмч. Иоанна воинственника, по приобщённому рисунку и о том церковном строении дать благословенную грамоту. А, по справке в казенном нашем приказе, по генеральной ревизии, бывшей в 1745 году, в селе Знаменском показано 20 дворов и по окладному реестру о сборе с церквей данных денег, в оном селе церковь Знамения Пресвятыя Богородицы написана и в оклад положена, с которой положенныя деньги платятся бездоимочно. А по указу блаженныя памяти Государя Петра I-гo, Императора и Самодержца всероссийскаго, прошлaгo, 1723 года, октября 9 дня, повелено: против разных прошений, вместо обветшалых церквей, которыя обложены платежом церковной дани и та дань в табельном окладе написана, хотя бы те церкви были малоприходныя, строить позволять. И мы, преосвященный Парфений, по силе означеннаго указа, благословили и велели ветхую, деревянную церковь в селе Знаменском с двумя приделами разобрать и вновь на том же месте и в то ж именование построить, по показанному фасаду, каменным зданием, по подобию прочих святых церквей и, построивши оную церковь, внутри сделать иконостасы и поставить святыя иконы по чину добропорядочно, живописным писанием изображённыя, и убрать подобающим благолепием, по правилам св. отцев и по церковному чиноположению. В алтарях пред царскими вратами устроить престолы указною мерою и поставить оные шириною от царских врат к горнему месту, а длиною от северных к южным дверям со всякою исправностию и в пристойных местах жертвенники сделать по надлежащей препорции. К священнослужению потребныя освящённые сосуды изготовить серебренные, а по самой необходимой нужде, оловянные, из самаго чистаго олова; алтарныя одежды и служительская облачения исправить шелковыя и книгами всего церковнаго круга удовольствовать. Когда же церковь построится и к освящению совсем изготовлена будет, тогда ей, Челищевой, об освящении просить от нас позволения, почему надлежащее разсмотрение будет учинено и храмосвятная грамота от нас дана будет. Известнейшаго же ради о том церковном строении свидетельства, дана от нас сия благословенная грамота, за подписанием руки нашей, архиерейской, при печати благословительной, написася в богоспасаемом граде Смоленском, в доме нашем, архиерейском. 1762 года. Февраля 28 дня».
   Вторая: «Смиренный Парфений, Епископ Смоленский и Дорогобужский. В нынешнем 1767 году, Генваря в 4 день, поданным нашему смирению прошением, Торопецкая помещица Евдокия Челищева просила, чтобы в отчине ея в селе Знаменском новоустроенную, каменную церковь, во имя Пресвятыя Богородицы, освятить дозволить и для того освящения выдать Св. Антиминс. А понеже, по присланной от духовнаго Правления имянной описи, оказалось: означенная церковь Пресвятыя Богородицы устроена против прочих благочестивых церквей, внутри иконостас со святыми иконами по надлежащему поставлен, в алтаре престол указною мерою сделан и с левой стороны, в приличном месте, жертвенник устроен и подобающим церковным благолепием убрана; для священнослужеля церковные сосуды изготовлены серебрянные, одежды и облачения исправлены шелковыя. Книги потребныя в наличии имеются, и оная церковь к освящению и священнослужению совсем изготовлена; того ради мы, по благодати и власти Всевышняго Духа, данной нам от Самого Господа нашего Иисуса Христа, благословляем новоустроенную в селе Знаменском каменную церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, на выданном от нас при сей грамоте, новом - освященном антиминсе, Торопецкаго Небина монастыря архимандриту Константину, соборной - Богородицкой церкви протоиерею Иоанну, помянутаго села 3наменскаго и прочим окрестных церквей священнослужителям освятить соборне, по церковному уставу и чиноположенио, и которагo числа освящена будет, об оном, для ведома, прислать репорт. Известнейшаго же ради о том свидетельства, дана от нас сия грамота, за подписанием руки нашей, при печати благословительной. Написася в богоспасаемом граде Смоленске, в доме нашем, архиерейском. 1767 года. Генваря 30 дня».
   Третья: «Смиренный Парфений, епископ Смоленский и Дорогобужский. По благодати, дару и власти Всесвятаго Духа, данной нам от Самого Господа нашего Иисуса Христа, чрез святыя Его апостолы и их наместники и преемники, благословили мы, по прошению Торопецкой округи, села Знаменскaгo ктиторши, вдовы, коллежской советницы Евдокии Денисьевой Челищевой, новоустроенный в том селе каменный придел во имя св. Николая чудотворца освятить соборне. Торопецкаго Небина монастыря игумену Антонию, соборной Богородицкой церкви протоиерею Василию Ефимову, обще того собора с очередным священником на выданном от нас при сей грамоте, новом, освященном антиминсе, по уставу церковному и чиноположению и котораго числа освящен будет, о том, для ведома, подать нам репорт. Известнейшаго же ради о том свидетельства, дана от нас сия храмосвятная грамота, за подписанием руки нашей, при печати благословительной. Написася в богоспасаемом граде Смоленске, в нашем, архиерейском доме, 1782 года. Сентября в 31 день».
   Церковь, построенная на возвышенности, окружённой рвом и усаженной акациями, находится недалеко от помещичьего дома г. Поджио, трёхьярусная, одноглавая, с двумя приделами, покрыта листовым железом, освещается 16 окнами, внутри и снаружи оштукатурена и окрашена; с двумя входами: с западной и южной сторон. Алтарь полукруглый; иконостас четырёхпоясный, с колоннами, карнизами и тумбами, окрашенный зелёною краскою (под мрамор) и местами позлащённый; царские врата резные, позлащённые. Среди икон в иконостасе по древности замечательна храмовая икона Знамения Божией Матери, на которой риза и два венчика серебряно-позлащённые, чеканные, украшенные в разных местах жемчугом. За левым клиросом устроена небольшая гробничка, в которой находится крест с частицею мощей св. великомученика Иоанна воина, пожертвованная г. Поджио в 1841 году. Приделы: по правую сторону во имя св. Николая, а по левую - вмч. Иоанна воина. На иконе св. Николая чудотворца - храмовой, с нижней стороны сохранилась такая надпись: «Прошедшаго, 1639 года, августа 22 и 29 и сентября 11 числа, по ведомости генерал-фельдмаршала графа фон Миниха, когда была война с Отоманскою портою под Хотином, тогда найден сей святый образ св. Николая, попираем ногами человеческими, который и привезен оттуда мужем моим, Великолуцкаго пехотнаго полка майором Михаилом Семеновым Челищевым, а, по вере нашей, мною, колл. сов. вдовою, Евдокиею Денисьевой с детьми, сделан здесь, в селе Знаменском, придел, в вечное воспоминание, в сем благочестивом фамилии нашей челищевых храме и поставлен (оный образ) за правым клиросом в иконостасе. 1782 года октября 2 дня». Из священных же предметов по древности в сем храме замечательны: напрестольный серебряно-позлащённый крестик с мощами св. угодников; небольшое евангелие ХVII столетия; потир, дискос, звездица и лжица серебряно-позлащённые ХVII столетия и ковш для теплоты 1690 года... Над входом в церковь с западной стороны устроена каменная колокольня с 5-ю колоколами. Близ церкви находится склеп гг. Поджио и могила гг. Толбухиных; для погребения же прихожан есть отдельное кладбище в 1 ½ верстах от церкви.
   В начале 19 столетия Знаменская церковь значится самостоятельною, но в 1830 году была приписана к погосту Кудину; почему в 1831 г. помещица оного села Гертруда Яковлева Челищева просила Преосвященного: «Знаменскую церковь снова сделать самостоятельною, и что она обязуется до совершеннолетия своего внука, Александра Поджио, отпускать в пользу причта ежегодно по 300 руб., или, по согласию с ним, отпускать хлебом из своего имения», каковая просьба и была уважена. В 1846 году помещик Александр Иосифов Поджио обязался на содержание причта отпускать каждый год: по 20 четвертей ржи, 30 четвертей ярового хлеба и деньгами по 50 руб., а помещица села Бридина, Толбухина, по 30 руб., каковая выдача производилась до 1860 года; в этом же году гг. Поджио и Толбухина отказались помогать причту, почему церковь и была приписана к собору... Приход при оной церкви состоит из двух сёл: Знаменского и Бридина и трёх деревень: Талицы, Папортна и Михалёва.

Источник, фотографии.

Последнее редактирование - 25 декабря 2015 года.