Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Порховского уезда » Свято-Благовещенская Никандрова мужская пустынь » Интересное о Никандровой пустыни

Print

Интересное о Никандровой пустыни.

По материалам, найденным в Интернете. Курсивом отмечены мои комментарии.

Текст жития, который исследователи считают первоначальной редакцией, датируя ее концом XVI — началом XVII в.

В.И.Охотникова. Поздние редакции жития Никандра Псковского.

Житие преподобного Никандра на сайте Никандрова монастыря.

Покров на раку преподобного Никандра Псковского. Это древнейший из сохранившихся образов святого-пустынника, чьи мощи в настоящий момент утрачены. Покров, созданный около 1650 года в псковской мастерской в связи с местной канонизацией святого, происходит из Благовещенской церкви Никандровой пустыни.

Непростым был и старший брат Никандра — Трифон (Арсений). В районе города Луги (Ленинградская область) есть Городецкий монастырь, где преподобный Трифон является самым почитаемым святым.

Икона с изображением Антония Римлянина - подписная, мастера Семёна Никитина, датированная 1680 г. Икона происходит из Никандровой пустыни, откуда в начале XX в. она была передана наместником в музей ПЦИАК. (Сейчас икона должна быть в Псковском музее-заповеднике). Ссылка на источник.

Никандрова пустынь и окрестности в ЖЖ.  Фотоотчет (не мой) о поездке в монастырь в январе 2012 года.

Отсюда. Там же можно посмотреть другие фотографии, подробно рассказано о родниках.

Вот только я считаю, что "источник с живой водой" и "источник с мертвой водой" - довольно условные названия, отголоски народных сказаний.
Не очень стыкуется это с христианством. А посвящены эти источникам двум апостолам: Петру и Павлу.

Житие Никандра объясняет становление деревенского юноши лесным отшельником так: однажды в Пскове Никон молился в церкви Богоявления Господня. Во время молитвы Никон услышал голос, исходивший из алтаря: «Никон, раб мой, иди в пустыню, которую я указал тебе, для спасения твоего, и там обретешь ты покой себе. После же тебя пустыня та процветет, как цвет, и через тебя спасутся все живущие там...». Радостный Никон устремился в путь, при выходе из церкви встретил блаженного Николая Псковского, который предупредил юношу, что его ждут тяжелые испытания, трудности и беды. Никон начал тяжелую жизнь христианского отшельника, в многочасовых молитвах, постоянных постах, воздержании и терпении. Так рассказывает житие Никандра о юности святого и мотивах, приведших его в дикий лес.
                            
Здесь он жил и молился. Трудно ему было жить в лесу: нападение разбойников, болезни, комары, голод, холод.
В минуты страшной скорби в видениях отшельнику Никандру Псковскому являлся св. Александр Свирский, он поддерживал Никандра, когда ему было совсем невмоготу. На этом месте забил радоновый источник.

Справа икона св. Никандра Псковского. Об иконе.

Вода в источнике красивого голубоватого цвета, она обогащена радоном. Паломники купаются в ледяной воде этого источника с надеждой на исцеление. Местные жители источник Александра Свирского называют радоновым. Вода содержит радон - радиоактивный инертный газ, в старину этот источник называли Живоносным. Глубина, источника доходит до семи метров.                          

Народное предание рассказывает:

Однажды летом Никандр (легенда называет его монашеским именем) задержался у своих знакомых в деревне Локоть до позднего вечера и решил остаться там на ночлег. На лугу у реки Черехи паслись лошади. Утром многие крестьяне не досчитались своих лошадей. Мужики бросились на поиски, но они ни к чему не привели. Подозрение пало на чужого парня, ночевавшего в деревне, который если и не сам угнал, так мог, по мнению мужиков, навести воров. Мужики устроили над Никандром самосуд. Сначала они пытались добиться от него признания миром, а потом стали его избивать. Никандр закрывая лицо руками и, содрогаясь, плача твердил, что он не крал лошадей!

Ничего не добившись, избив его, мужики отпустили Никандра. Горькая обида, несправедливое обвинение и незаслуженное наказание заставили Никандра покинуть родные места. Он ушел в чем был. По узкой болотистой тропке, сквозь дебри, окружавшим деревню Локоть, он добрался до Черной речки и увидел в кустах огромный камень. Никандр так устал, что решил забраться на него и отдохнуть. Камень показался ему очень странным. На одной стороне валуна был выступ, похожий на ступеньку величиной со скамейку, а поверхность камня-великана была ровной и гладкой. Никандр забрался на самый верх камня, опустил уставшие ноги на теплую от дневного солнца «скамейку» и предался грустным мыслям. Долго он так сидел. А когда слез с камня - на нем остались следы-вмятины от его босых ног, бедер и локтя, которыми он опирался о камень. Тут же образовалось и небольшое, величиной с блюдце, углубление от слез, падавших из глаз несправедливо обиженного юноши... На протяжении многих лет в этом каменном блюдце хранилась вода, не испарявшаяся даже в самые жаркие дни. Ведь это были Никандровы слезы...

С тех пор Никандр и стал лесным жителем, отрекшись от всего мирского, где так много зла и несправедливости. А камень до сих пор стоит у Черной речки. Но найти его может только тот, у кого чистые устремления и добрая душа.

В этой пустыни он прожил 15 лет, и, ни разу не видел людей. Потом был случайно обнаружен и к нему начали приходить за советами, он помогал людям в житейских делах. Ему хотелось уединения, и он покинул это место, ушел в монастырь, но там жить не смог, желал уединения, поэтому вернулся в свою пустынь, построил в глуши новую хижину, и, прожил здесь еще 32 года, из них первые 15 лет не видел людей.

Мощи святого Никандра Псковского.

Сейчас в монастыре символическая могила, мощи Никандра до сих пор не найдены.
Похоронен он был в алтаре Благовещенской церкви, после его смерти здесь возник монастырь с многочисленными храмами.

Это произошло сразу после революции, монастыри тогда закрывались.

Легенда рассказывает, что в пустынь приехали большевики, чтобы забрать с собой мощи св. Никандра. Около церкви Благовещения Пресвятой Богородицы они поставили солдат, которые должны были днем и ночью сторожить вход в нее, чтобы никто не смог спрятать мощи преподобного. Вечером в пустынь пришли два странника в серых балахонах с закрытыми капюшонами лицами. Они легли спать около церкви и во сне услышали голос. Странники встали, вошли в церковь, обойдя крепко спавших солдат - сторожей, взяли мощи и унесли их с собой. Вскоре мощи оказались, как рассказывают, в церкви Зосимы и Савватия в селе Любовец (этот храм был открыт монахами в 1928 году, а 9 ноября 1928 года властями было принято решение об окончательной ликвидации монастыря и выселении оставшихся монахов). Там они находились до войны и во время войны.

Второе чудо, приписываемое Никандру, произошло во время войны. Немцы при отступлении решили сжечь всех жителей села Любовец, как это они делали повсюду. Детей, стариков, женщин заставили войти в церковь, заперли засовы, но вдруг через некоторое время всех выпустили, церковь же подожгли без людей. Вероятно, жителей деревни спасло заступничество св. Никандра, который услышал обращенные к нему молитвы.
Во время войны, перед тем как церковь была сожжена немцами, снова явились те же два странника и при всех собравшихся в церкви жителях села унесли мощи. Святыня была спасена два раза, а спасителей прислал св. Никандр, как считают рассказчики.

Однако легенды легендами, а на самом деле, скорее всего, мощи св. Никандра были самым прозаическим образом сокрыты от мира самими монахами в то время, когда в монастыре находились белые.

Отсюда. Иеромонах Николай (ризничный)  так описал происходящее летом 1919 года: «Белые в пустынь вошли без боя. Вскоре на второй или на третий день приехал ген. Балахович. Эвакуация была спешной, укладывали вещи офицеры и мы. Во время эвакуации (в том числе и раки св. Никандра) командиром белых был не Балахович, а какой-то полковник. Сопровождать мощи преподобного в Псков были отправлены иеромонах Флавиан и отец Георгий. Капиталу в монастыре было не более 100 тыс. рублей, он был забран настоятелем, который и увез его во Псков. Ризы с икон снимали Георгий и я. Они были сложены в ящик и увезены во Псков. В церковь на кладбище белые не входили. Библиотека всегда оставалась запертой на замок. Отправки из монастыря было две с интервалом в две недели, последняя перед уходом белых. Командовал тот же полковник». Иеромонах так же отметил, что несколько ризок с икон им было спрятано в печках еще до прихода белых.

В начале 1929 года рака преподобного Никандра была вскрыта. Мощей святого в раке не оказалось. Газета "Псковский набат" за 14 июня и 6 июля 1929 года.

Отсюда. В 1946 году архимандрит Агафон (Бубиц) был снят с послушания наместника Псково-Печерского монастыря и направлен священником в церковь Грузинской иконы Божией Матери в село Хохловы Горки. Но уже через год уполномоченный по делам РПЦ по Псковской области А.И. Лузин перевел его на другой, более отдаленный приход. Причиной данного решения стала активная деятельность архимандрита Агафона по открытию Никандровой пустыни.

В отчете уполномоченного за первый квартал 1948 года об этой ситуации говорится следующее:

«Настоятель Хохлово-Горской церкви архимандрит Агафон в устной форме просил меня через кого начать хлопотать разрешение на организацию монастыря, находится в Порховском районе. Раньше монастырь назывался Никандрова пустынь. По его словам, что находятся там, до изъятия, мощи до сих пор сохраняются у верующих, но адреса не указал, т.к. дал перед иконой клятву, помимо мощей у населения имеется же и церковная утварь. Я ему ответил, что это должно исходить от митрополита Григория, что вряд ли это можно осуществится, т.к. сейчас трудно набирать людей, желающих поступать в монастырь…».

Несмотря на отказ уполномоченного открыть Никандрову пустынь, архимандрит Агафон начал проводить богослужения в разоренной обители. Он добился разрешения у местных властей на проведение крестного хода к монастырю и молебна в его стенах. В своем очередном отчете за 1948 год тов. Лузин указывал, что «народу собралось около 10 тысяч… кроме этого он [архимандрит Агафон] мне заявил, что мощи Никандра при изъятии в 1920 году были монахами украдены и зарыты под алтарем церкви, где они и лежат до настоящего времени. Я предложил Бубиц об этом не распространять этот слух, а в то же время… добился перевода Бубиц в другой отдаленный приход…».

Отсюда. Когда начали восстанавливать Благовещенский собор монастыря и вскрыли фундамент, то там оказалось 7 склепов, думали, что в одном из них покоятся мощи преподобного Никандра, но нет, их там не оказалось. В склепах были погребены местные священники, судя по облачению архимандриты. По словам отца Серафима, в одном из склепов покоился очень крупный высокий человек, его мощи были светлыми, что, говорят, свидетельствует о святости покойного, а ещё оказалось нетленным облачение. Что же касается мощей Никандра, то они пропали. Сначала люди знали где он был похоронен, потом мощи утратили и снова нашли, то есть обрели, через 100 лет после кончины преподобного. А потом они снова исчезли. В обители предполагают, где они могут находиться, но …. А митрополит Псковский и Великолукский Евсевий вообще сказал, что, когда собор в монастыре появится, тогда будет где мощи хранить, и преподобный Никандр сам укажет, где они. Ну вот сейчас собор уже есть, так что, видимо, ждать осталось недолго. Несмотря на это, на кладбище устроена могила Никандра, которой приходят поклониться люди.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что люди, которые знали о том, где сокрыты мощи св. Никандра, умерли, не передав эти сведения другим. Во всяком случае, еще в 1947-1948 гг. местонахождение мощей было известно, если архимандрит Агафон упомянул об этом в разговоре с уполномоченным по делам РПЦ. А мистический вывод таков: Никандр Псковский, как и Серафим Вырицкий, не хочет, чтобы "его телом торговали", поэтому мощи сокрыты (до времени?).

Хрономиражи.

Еще одним местом, которое также занимает воображение исследователей непознанного, является Никандрова пустынь. По мнению авторитетных уфологов, это одна из двух (!) официально признанных на Северо-Западе аномальных зон. Первая расположена в районе Мясного Бора Новгородской области, а вторая – в Никандровой пустыни Порховского района.
И та и другая характеризуются тем, что время от времени там появляются… хрономиражи. Что это такое? Ответить на этот вопрос трудно, тем более что свидетельства очевидцев весьма противоречивы.
Однако, по словам известного псковского журналиста Олега Константинова, ему лично довелось увидеть нечто загадочное:
- Когда мы приехали туда в первый раз, то от самого монастыря практически мало что осталось: он был разрушен еще до войны. Правда, паломники туда уже начали заходить. Была обустроена, в частности, и могила преподобного Никандра. Я туда отправился, чтобы сделать несколько снимков, но, не доходя метров 10–15, заметил, что рядом с ней кто-то стоит. По внешнему облику, казалось, это был монах. По мере приближения к месту он как бы растворялся в воздухе, а потом и вовсе пропал. Позже в специальной литературе я столкнулся с таким термином, как «хрономираж». Думаю, что я и стал свидетелем этого необычного явления.

Никандровский монастырь - возможно, геоактивная аномальная зона, расположенная на месте разрушенного монастыря в Порховском районе псковской области. Местные жители рассказывают, что время от времени видят на развалинах призрачные фигуры древних монахов-призраков.

На месте разрушенного Никандровского монастыря в Псковской области призраков или, скорей всего, хрономиражи видят достаточно часто. Местные жители рассказывают, что время от времени встречают на развалинах призрачные фигуры древних монахов-призраков (современных монахов с ними не перепутаешь, тем более, что их там нет). Кто-то однажды повстречавшись с двумя вполне казалось бы осязаемыми монахами (слышался их разговор и, кажется, даже дуновение ветерка от развевающихся балахонов) очевидец попытался запечатлеть на фотопленку местную экзотику, но вместо двух монахов на снимке вышло лишь 2 светящихся пятна. В марте 2000 года в этом месте местные рассказали, как буквально незадолго до этого они заехали в монастырь на мотоциклах и заметили странную монашку. Женщина обошла мотоцикл вокруг и неожиданно пропала ("как сквозь землю") на ровном месте. После этого мотоцикл перестал заводиться, и его пришлось толкать около двадцати километров." 

Последнее редактирование - 10 декабря 2019 года.