Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Порховского уезда » Ведрилово, ц.Покрова Пресв.Богородицы » Покровский Ведриловский женский общежительный монастырь

Print

Покровский Ведриловский женский общежительный монастырь.

Сайт Псковской епархии:

История Ведриловского монастыря значительно короче истории Никандровой пустыни. Он существовал короткий промежуток времени, и если бы не переворот 1917 года, вполне возможно, сегодня этот монастырь тоже составил бы славу Псковской епархии.
20 января 1901 года настоятельница Псковского Старо-Вознесенского женского монастыря игуменья Евгения обратилась к епископу Псковскому и Порховскому Антонину с прошением об открытии Ведриловской Покровской женской общины.
Дело в том, что Старо-Вознесенскому монастырю красногородский мещанин Иван Яковлевич Барышников в 1885 году подарил 257 десятин пахотной, сенокосной и покрытой лесом земли. В 1892 году псковский мещанин Яков Фёдорович Базунов-Дадаев подарил монастырю 110 десятин 1200 кв. саженей удобной и неудобной земли. Все земли находились в селе Ведрилово Порховского уезда, в 50 верстах от Пскова, в 6 верстах от станции Новоселье.
На этой земле в 1886 году построены теплая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, два дома (для священника и псаломщика). При доме псаломщика действовала церковно-приходская школа. Кроме того, были деревянный с мезонином одноэтажный дом с 9 кельями и кухней, деревянный флигель с 2 кельями и кухней, каменный ледник. Для пользования причту отведено 40 десятин земли, остальная земля находилась в пользовании Старо-Вознесенского монастыря. Церковь и прилегавшие к ней здания обнесены каменной оградой высотой в 1 сажень и длиной 240 погонных саженей. Колокольня первоначально находилась над папертью церкви. Из-за этого через открытые проёмы колокольни в храм проникала сырость. В 1900 году заботами настоятельницы Старо-Вознесенского монастыря игуменьи Евгении деревянная колокольня заменена кирпичной. Теперь колокольню построили над входными воротами общины, под нею были устроены две кельи. На колокольне находились шесть колоколов. Первый колокол весил 14 п. 15ф., второй - 7 п. 7 ф., третий - 3 п. 20 ф., четвертый - 1 п. 30 ф., пятый - 1 п., шестой - 20 ф. Все колокола были пожертвованы в 1886 году санкт-петербургским купцом Дмитрием Степановичем Бочаговым.
Вне ограды стояли деревянный одноэтажный дом с двумя кельями, два скотных двора с избой для рабочих, сарай для корма, сарай с поветью для экипажей, конюшня, двухэтажный амбар. В 60 саженях от этих построек находился кирпичный завод с двумя сараями, один - для обжига кирпича в горне, другой - для сушки кирпича. Имелась деревянная баня, деревянное гумно на каменном фундаменте, три сарая для хлеба и кормов. Здания были выстроены совсем недавно, прочны, удобны для использования. Были в монастыре и сад, и огород. Летом, во время полевых и огородных работ, здесь жили до 40 послушниц, а в другое время - 20 послушниц.
Однако хозяйство находилось вдалеке от монастыря, что и побудило игуменью Евгению просить владыку Антония «ходатайствовать перед Святейшим Синодом об отделении пустоши Ведрилово со всем движимым и недвижимым имуществом от Старо-Вознесенского монастыря и об открытии там Ведриловской Покровской общины с таким количеством сестёр, какое община содержать может на свои средства». Начальницей учреждаемой общины предлагалась монахиня Таисия, которая последние пять лет заведовала Ведриловским хозяйством, «как отличающаяся благочестивой настроенностью, кротким характером, знанием хозяйства и жизненным опытом».
Владыка Антонин поддержал прошение игуменьи Евгении перед Синодом. Понадобилось некоторое время, чтобы проверить, нет ли со стороны наследников Барышникова и Базунова-Дадаева каких-либо претензий на эти земли. Святейший Синод 22 августа (5 сентября) 1901 года постановил: «В принадлежащей Псковскому Старо-Вознесенскому монастырю пустоши Ведрилово Порховского уезда учредить женскую общину с наименованием ее Покровскою, с таким числом сестёр, какое община в состоянии будет содержать на свои средства». Назначение начальницы общины было предоставлено псковскому архиерею. Ею стала монахиня Таисия.
Начальнице общины монахини Таисии было 47 лет. В миру она звалась Татьяной Никитиной, родом из крестьян Гдовского уезда. В Старо-Вознесенский монастырь она поступила в 1890 году. Проходила послушание первоначально чернорабочей в пустоши Ведрилово, затем в Старо-Вознесенском монастыре, пекла просфоры, была экономкой. В 1896 году игуменья Евгения уполномочила её вести хозяйство в пустоши Ведрилово. В монашество пострижена в Старо-Вознесенском монастыре 1 июня 1896 года.
Сведения о монахинях и послушницах Ведриловского монастыря неполные.
Монахиня Филофея была казначеей монастыря.
Известно имя одной монахини: Ермиония (Евдокия Андреева), 52 лет. Ермиония несла послушание регента и уставщицы.
Рясофорной послушницей была Мария Алексеева, 24 лет, крестьянка, вдова, пела на клиросе, занималась рукоделием.
Послушницы Ирина Григорьева, 28 лет, из крестьян Островского уезда, исполняла послушание «церковницы»;
Анна Васильева, 26 лет, крестьянка Островского уезда, исполняла послушание трапезницы и пела на клиросе;
Анна Иванова, 25 лет, крестьянка Псковского уезда, несла послушание на скотном дворе;
Татьяна Власова, 26 лет, крестьянка Островского уезда, пела на клиросе, занималась рукоделием;
Мария Васильева, 26 лет, крестьянка Порховского уезда, занималась приготовлением молочных продуктов;
Екатерина Иванова, 30 лет, крестьянка Псковского уезда, несла послушание на кухне;
Анна Георгиева, 21 года, крестьянка Островского уезда, пела на клиросе, занималась рукоделием;
Елена Дмитриева, 21 года, крестьянка Гдовского уезда С.-Петербургской губернии, вдова, пела на клиросе, пекла просфоры;
Ульяна Гаврилова, 25 лет, из мещан г. Луга С.-Петербургской губернии, пекла хлеб;
Екатерина Фёдоровна Машанина, 22 лет, крестьянка Псковского уезда, чернорабочая, пела на клиросе;
Татьяна Иванова, 53 лет, крестьянка Псковского уезда, вдова, «к послушанию не способна по болезни»;
Анна Васильева, 20 лет, крестьянка Островского уезда, пела на клиросе, занималась рукоделием;
Татьяна Афанасьева, 20 лет, крестьянка Порховского уезда, пела на клиросе, готовила молочные продукты;
Наталья Васильевна Котова, 19 лет, крестьянка Порховского уезда, пела на клиросе, готовила молочные продукты.
Прошло несколько лет. 9 января 1909 года начальница Ведриловской Покровской общины монахиня Таисия подала прошение архиепископу Псковскому и Порховскому Арсению о преобразовании общины в общежительный монастырь. К этому времени в общине состояли 3 монахини, 18 рясофорных послушниц и 7 послушниц белиц. Средства к ее существованию давала земля: в 1908 году от неё поступило около 3500 рублей дохода, в т.ч.: от 6 берковцев льна 300 р., от 500 пудов ржи 600 р., 40 четвертей овса - 200 р., 12 четвертей ячменя 100 р., 35 четвериков льняного семени 70 р., от соломы ржаной и яровой - 100 р. Сена для скота накошено 2000 пудов на 500 р., сена с клевером для лошадей - 1000 пудов на 350 р., картофеля, огородных овощей и садовых плодов собрано на 200 р., молочных продуктов от 20 коров на 300 р., «дрова свои, коих расходуется 100 саженей на 400 рублей». Кроме доходов от земли получено еще 300 рублей за рукоделие монастырских сестёр, чтение Псалтыри над усопшими и доброхотные пожертвования, еще 300 рублей - от продажи восковых свечей, просфор, кружечного и кошелькового сбора.
При этом община продолжала содержать церковно-приходскую школу, в которой обучалось 54 ученика. Продолжал действовать кирпичный завод. От казны община получала только жалование священнику и псаломщику. Причтового капитала имелось 1000 рублей, с которого ежегодно на проценты получали 40 рублей.
Причт имел от общины готовое жилье с надворными постройками, 74 десятины земли для пользования, отопление.
За годы своего существования община благоустроилась, окрестное население к ней относилось с уважением. Епархия запросила отзыв об общине и заключение на ходатайство от благочинного монастырей архимандрита Владимира (Гиганова). Благочинный в рапорте от 24 февраля 1909 года «засвидетельствовал справедливость» написанного начальницей в прошении. От себя же добавил, что «все постройки общины, хотя и деревянные и имеют скромный вид, но они вполне удовлетворительны для потребностей общины и притом настолько благоустроены в порядке, что долгое время не потребуют какого-либо капитального ремонта» и поддержал прошение о преобразовании общины в монастырь «под тем условием, если причт монастыря не будет увеличен на счет монастыря и останется по отношению к нему в тех же самых условиях в материальном отношении, как и в настоящее время».
В окрестностях Ведриловской общины жило много латышей и эстонцев, в большинстве своём протестантов, но были среди них и православные. Кроме того, вблизи общины жили старообрядцы, которые оказывали своё влияние на окрестное население. Открытие православного монастыря с церковно-приходской школой при нём могло стать опорой для православного населения этих мест, у них, таким образом, появлялся духовный центр и они могли противостоять иноверцам, которые стремились подавить здесь православие. Для эстонцев совершались богослужения на эстонском языке, причем каждый раз говорились поучения о семи таинствах, святых иконах, богослужении в православной церкви. В день Рождества Святого Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля), праздник, особо почитаемый эстонцами, устраивали торжественный крестный ход из церкви на местное приходское кладбище, где совершалось общее поминовение усопших, сказано поучение о необходимости поминать умерших, подавать милостыню. На лютеран особенно сильное впечатление произвело пение тропарей с припевом: «Благословен еси, Господи», многие молились со слезами. Трое лютеран после этого присоединились к православию.
12 июля 1909 года архиепископ Арсений направил представление в Святейший Синод.
30 ноября 1909 года Синод, принимая во внимание, что «Покровская Ведриловская община имеет немаловажное религиозно-нравственное значение для местного населения», постановил: «Покровскую Ведриловскую женскую общину Псковской епархии обратить в женский общежительный монастырь того же наименования».
29 марта 1910 года указом Синода начальница общины монахиня Таисия возведена в сан игуменьи. Матушке Таисии было в это время 54 года. Казначеей монастыря была монахиня Филофея, вторая монахиня - Клеопатра 61 года. В монастыре жили сверхштатные послушницы в возрасте от 18 до 78 лет. И монахини и послушницы происходили из крестьян.
Священником в общине был православный эстонец Иоанн Иоаннович Кримп, псаломщиком - Петр Викторович Ламбинг.
К сожалению, более о священнике и псаломщике неизвестно.
В приход монастыря входили деревни Ведрилово, Оснюги, Павлюково, Плавуны, Устье, Яковлево.
Закрыт монастырь предположительно в 1923 году. Когда и каким образом исчезли все строения монастыря, пока достоверных сведений нет. Из всех деревень, составлявших приход монастыря, сегодня существует только Яковлево, которое теперь находится на территории Струго-Красненского района.
В списке лиц, лишенных избирательных прав за 1924 год значатся следующие неполные имена монахинь: Е. Лебедева, 35 лет; М. Миронова, 61 год; А. Петрова, 42 года; М. Лебедева, 68 лет; Пелагея Лебедева, 43 года; Татьяна Карпова, 36 лет; А. Шелгунова, 39 лет; М. Карасева, 36 лет; А. Болонина, 59 лет; Ев. Анисимова, 48 лет; М. Васильева, 63 года; М. Балашова, 36 лет; Т.Васильева, 49 лет; М. Сысоева, 47 лет. Возможно, в монахини были записаны послушницы монастыря. Сведения о дальнейшей судьбе игуменьи, монахинь и послушниц монастыря в настоящее время не выявлены.

Последнее редактирование - 24 февраля 2012 года.