Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Великолукского уезда » Великие Луки, собор Воскресения Христова (1-й Воскресенский собор) » О храме

Print

Собор Воскресения Христова (1-й Воскресенский собор).

Сайт Псковской епархии:

(См.также приписные к нему церковь Двенадцати Апостолов (тюремная) и церковь Казанской иконы Божией Матери).

(См.также часовни: святого благоверного князя Александра Невского; святой великомученицы Екатерины; святых  апостолов Петра и Павла).

В 1692 году внутри крепости на месте ветхого главного собора был построен новый каменный на каменном фундаменте собор. По преданию, в его закладке мальчиком принимал участие будущий первый Император Российский Пётр I Алексеевич. Считалось, что на этом месте некогда стоял шатёр Великой княгини Российской Ольги. В соборе было три престола. Кроме главного, как и в старом соборе, в 1816 году был построен престол Рождества Пресвятой Богородицы, в 1826 году построен северный престол Владимирской иконы Божией Матери. Престолы построены на пожертвованные доброхотами деньги протоиереем Кириллом Беляевым с братией. В приделах были скульптурные изображения ангелов и апостолов. В документах середины XIX века указывалось, что во Владимирском приделе в стене появились трещины. В клировой ведомости 1915 года о церкви сказано «крепка». Колокольня была также каменная, построена в связи с собором.

7 июля 1916 года в соборе с пастырским визитом был епископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов).

В ведомости 1857 года указана приписная к собору кладбищенская церковь Казанской иконы Божией Матери. В ведомости 1910 года приписной указана церковь Двенадцати Апостолов в городской тюрьме.

Одноклассная церковно-приходская школа открыта в 1905 году в пригородной деревне Цевилево, помещалась она в наёмном доме. В 1915 году в ней обучалось 42 мальчика и 30 девочек.

«Издавна» причт собора был следующим: протоиерей, два священника, дьякон, четыре причетника. По указу Псковской духовной консистории от 26 сентября 1830 года предписано сократить одного священника и двух причетников. По указу консистории от 24 ноября 1855 года установлено, что в соборе нужно быть двум причетникам, а третьему необходимо служить в приписной Казанской кладбищенской церкви. По штатам 1876 года в соборе служили протоиерей, священник, дьякон и два псаломщика. В ведомости 1915 года указаны два священника и два псаломщика.

С XIX века до дня своей смерти 2 октября 1902 года в соборе служил священник Гавриил Иоаннович Алексеев.

Священник Николай Алексеевич Серебряницкий после окончания Псковской духовной семинарии, будучи учителем Великолукского духовного училища, рукоположен в сан священника и причислен к Троицкой церкви. С 14 декабря 1882 года о. Николай служил в Воскресенском соборе, от должности учителя духовного училища он был освобожден, но оставался учителем до вступления в эту должность нового учителя. Священник Серебряницкий был членом комиссии по разбору и составлению описи архивов упразднённых Великолукского и Торопецкого духовных правлений. Он также был членом благочиннической комиссии над Великолукскими монастырями, членом правления Великолукского духовного училища, духовным следователем церковного округа, депутатом городской думы от духовенства. С 16 ноября 1902 года исполнял должность настоятеля собора, 5 декабря 1903 года утверждён в этой должности. Он был награждён набедренником, скуфьёй, камилавкой, наперсным крестом от Святейшего Синода, серебряной медалью в память царствования императора Александра III, медалью Императорского Российского общества Красного Креста. Именно о. Николай встречал в 1916 году епископа Евсевия.

Священник Александр Беляев 5 июня 1910 года переведен в Троицкий собор г. Острова.

Священник Андрей Иоаннович Простосердов родился в 1884 году. Одновременно с окончанием Санкт-Петербургской духовной академии он окончил Императорский археологический институт. Указом Святейшего Синода он назначен на должность преподавателя греческого языка в Великолукское духовное училище, в 1910 году назначен священником Воскресенского собора.

Священник Иоанн Сергеевич Воскресенский до 16 июня 1911 года служил в Троицкой церкви г. Великие Луки, в 1913 году - второй священник Воскресенского собора. Уволен от должности приходского священника 15 октября 1913 года.

Священник Петр Стефанович Князев. Он родился в 1870 году в семье священника. После окончания Псковской духовной семинарии в сане дьякона служил в погосте Смолины Псковского уезда, священником - в погостах Черпессы и Назимово Великолукского уезда. С 1 ноября 1913 года о. Петр служил в Воскресенском соборе. Батюшка преподавал Закон Божий в Цевилевской церковно-приходской школе, был членом благочиннического совета церковного округа. Был награжден набедренником, скуфьёй и камилавкой. 29 июня 1917 года награждён наперсным крестом.

До 15 мая 1910 года дьяконом служил Иоанн Троицкий. Он перемещен дьяконом в пригород Изборск Псковского уезда. Его сын - священник Петр Троицкий, рукоположен в сан священника будущим Патриархом России Тихоном, служил в погосте Горки Великолукского уезда, расстрелян в 1937 году.

Дьякон Александр Петрович Щекин родился в 1875 году, сын священника. После окончания Порховского духовного училища с 1893 г. по 1898 г. учил детей в церковно-приходской школе Новоржевского уезда. В 1898 году он посвящен в сан дьякона погоста Троица-Хлавица Холмского уезда Псковской губернии, одновременно учительствовал в церковно-приходской школе. С 12 октября 1910 года служил в Воскресенском соборе.

Псаломщик Вячеслав Павлович Новский родился в 1872 году в г. Великие Луки, окончил Псковскую духовную семинарию. В годы обучения в семинарии он был посвящен в стихарь. С ноября 1896 года Новский служил псаломщиком в Воскресенском соборе, преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе, был членом комиссии по разбору архивов упраздненных Великолукского и Торопецкого духовных правлений. За службу Вячеслав Павлович удостоен архипастырского благословения. Когда он стал священником и перешел в Успенскую церковь г. Великие Луки - неизвестно. 18 марта 1931 года о. Вячеслав был арестован, приговорён к 3 годам высылки в Казахстан. Вторично его арестовали 21 декабря 1937 года, 30 декабря 1937 года приговорили к расстрелу. Реабилитирован священник 10 октября 1989 года.

Псаломщик Александр Викторович Вознесенский родился в семье священника в 1883 году. После окончания Псковской духовной семинарии был учителем церковно-приходской школы, 16 ноября 1907 года определён псаломщиком в Воскресенский собор.

Псаломщик Василий Александрович Невдачин родился в 1889 году в семье дьякона. После окончания Псковской духовной семинарии учительствовал в Порховском уезде, с июня 1914 года служил псаломщиком в Воскресенском соборе, преподавал Закон Божий в Сергиевской земской школе и пение в Покровской двухклассной церковно-приходской школе.

Судьбы священников Серебряницкого, Простосердова, Воскресенского, Князева, дьяконов Троицкого, Щекина, псаломщиков Вознесенского и Невдачина после 1917 года неизвестны.

Кроме горожан приход собора составляли населённые пункты в деревнях Аленкино, Антоново, Ариглодово, Асатово, Астратово, Батолиха, Боровицы, Василенита, Возгрино, Волково, Городовицы, Гречухино, Ерохино, Каменка, Клепиково, Козлово, Курьяниха, Лопастино, Лукьянцево, Лычево, Милово, Монино, Мыленки, Новоселье, Плетеньково, Подберезье, Понелыгино, Пошивалово, Ретково, Решетково, Рогово, Романцево, Смольяниново, Собакино, Цевилево, Шедяково, Шутово. Находились они от церкви на расстоянии от 3 до 6 вёрст.

В 1915 году было 1856 прихожан-мужчин и 1817 женщин.

25 февраля 1925 года Великолукский уездный военный комиссар подал в уисполком рапорт с ходатайством о закрытии Воскресенского собора и передаче его в распоряжение уездного военкомата. В соборе он предлагал сделать клуб для допризывников. Уисполком, по советской традиции, «создал комиссию для изучения вопроса о закрытии собора. 24 марта 1925 года эта комиссия вынесла постановление о том, что «здание означенной церкви вполне соответствует для устройства клуба». «Посещаемость собора», как установила комиссия, 40-50 человек, их вполне могут «вместить другие церкви города». А еще собор находился в 8 саженях от исправительно-трудового дома, прихожане «могут вести переговоры с арестованными с вала крепости и даже незаметно для часовых, что может способствовать побегу заключенных». До 1917 года такая версия не рассматривалась. Ну, и конечно, в крепости, которая носила имя Троцкого, имелись воинские склады, посторонним быть там не полагалось: «Такое соседство это неудобно и с чисто политической стороны», т.к. допризывники отдельными группами ходили в церковь. Уисполком признал, что закрытие собора «отвечает законным основаниям». Уездная милиция «установила», что «собор построен в 1692 году не известно кем и на какие средства». «Учитывая полное отсутствие в городе помещений, пригодных под клуб», комиссия решила ходатайствовать о закрытии собора. 3 июля 1925 года юрисконсульт уисполкома подписал секретное заключение, что «мотивы и основания» военного комиссара и постановления комиссии по закрытию собора «должны быть признаны существенными». Правда, он полагал, что необходимо запросить губернский музей по вопросу использования помещений для культурно-просветительных целей. Приходской совет собора подал жалобу во ВЦИК, в которой указывал, что число прихожан по сравнению с 1915 годом возросло, что это соборный, главный храм, из него совершаются крестные ходы во все городские церкви с чтимыми иконами. Члены церковного совета П.А. Алексеев, Д.Я. Корнилов обращались лично к председателю ВЦИК с просьбой «сделать властное распоряжение, чтобы местные власти, уважая религиозные верования и чувства православных людей» не закрывали собор. Несмотря на это, губисполком 21 декабря 1926 года в секретном письме требовал в срочном порядке исполнить закрытие собора и требовал ответа о причинах «задержки столь долгого исполнения». 8 февраля 1927 года губисполком в секретном послании указывает на 5 напоминаний о закрытии собора, который продолжал действовать. Великолукский уисполком 30 апреля 1927 года также в секретном письме губисполкому сообщает, что «местное население по имеющимся сведениям возражает закрытию Воскресенского собора. Собор в настоящее время не закрыт. Выявление мнения населения и задержало ответ. В дальнейшем подготовка общественного мнения за закрытие собора всё же будет проводиться».

На заседании Великолукского окрисполкома 13 января 1929 года рассмотрен вопрос «О ликвидации молитвенного здания Воскресенского собора в городе Великие Луки с использованием здания для размещения гарнизонного красноармейского клуба». В постановлении говорилось об удовлетворении многочисленных «требований трудящихся» города и района и гарнизона о ликвидации «молитвенного здания» и размещении в нём гарнизонного клуба ввиду отсутствия в городе помещений «для нормальной культурно-просветительной работы среди красноармейцев». Вопреки заявлению церковного совета говорилось о незначительном числе верующих, а в городе достаточно «зданий данного культа». Решено обратиться в Западный облисполком с представлением о закрытии собора с «производством сноса части здания».

Прошел год. 19 января 1930 года президиум Великолукского окрисполкома обратился в Западный облисполком, в котором сообщал, что религиозная двадцатка собора 17 января 1930 года подала в окружной административный отдел заявление об отказе от дальнейшего использования здания церкви, в связи с чем Великолукскому горисполкому дано распоряжение о закрытии «данного молитвенного здания». Как тогда было принято, на закрытие церкви запрашивалось разрешение облисполкома. Однако президиум Западного облисполкома рассмотрел вопрос о закрытии Воскресенского собора раньше, чем были написаны заявления двадцатки и письмо окрисполкома: 11 января 1930 года. Облисполкомом вопрос сформулирован так: «Ходатайство Великолукского окрисполкома о расторжении договора с общиной верующих г. Великие Луки о пользовании так называемым Воскресенским собором и передаче здания последнего для использования под устройство красноармейского клуба». Решение было пространным: «Учитывая ходатайства красноармейцев, рабочих и служащих г. Великие Луки о закрытии так называемого Воскресенского собора и представлении части здания его под устройство красноармейского клуба, и принимая во внимание, что главная часть здания этого храма (двухсветная) угрожает обвалом, что для предупреждения последнего необходимы срочные и, как установлено актом осмотра, сложные дорогостоящие ремонтные работы, средствами для которых община верующих не располагает, что восстановление главной части здания собора, не имеющего по своей архитектуре исторической ценности, нецелесообразно, что остальные части здания могут быть использованы для устройства красноармейского клуба, как находящиеся вблизи расположения гарнизона, что изъятие собора из пользования общины верующих, малочисленной к тому же по своему составу, может быть произведено без ущерба интересам верующих, так как их культовые потребности могут быть удовлетворены остальными 7-ю городскими храмами, и что необходимые для переоборудования части здания собора под клуб средства имеются, президиум облисполкома постановляет:
1. На основании ст. 36 постановления «О религиозных объединениях» от 8/IV-1929 г., заключенный с общиной верующих договор о пользовании зданием так называемого Воскресенского собора расторгнуть.
2. Поименованный храм как молитвенный дом закрыть, предоставив здание его горсовету под устройство красноармейского клуба, с правом сноса угрожающей обвалом двухсветной части и колокольни.
3. Предложить Великолукскому окрисполкому о данном постановлении поставить в известность общину верующих с предоставлением двухнедельного срока на обжалование его».

Видимо с заявлением двадцатки не всё было гладко, т.к. 27 июня 1930 года Великолукский окрисполком обязал Великолукский городской совет «немедленно приступить к освобождению Воскресенского собора как переданного военведу», в 3-дневный срок предписывалось освободить и от занимаемых в нем квартир.

Здание собора было разрушено в годы Великой Отечественной войны.

Церковь Двенадцати Апостолов (тюремная).

Церковь устроена в 1886 году во втором отсеке городской тюрьмы купеческой вдовой Анной Максимовой. Престол в церкви был один. Своего причта церковь не имела. По данным 1910 года эта церковь была приписной к Воскресенскому собору, богослужения совершал священнослужитель собора. Находилась тюрьма невдалеке от собора.

После 1917 года церковь закрыта. Здание тюрьмы разрушено в годы Великой Отечественной войны.

Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Каменная церковь построена в 1821 году титулярным советником Григорием Нечаевым с помощью доброхотных жертвователей. Престолов в церкви три. Кроме главного престола в южном приделе был престол Всех Святых, в северном приделе Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, который к 1857 году еще не был освящен. В 1881 году к церкви была пристроена каменная ризница, одновременно с этим обновлен иконостас, стены храма были расписаны, все работы были проведены под присмотром игуменьи Палладии на добровольные пожертвования прихожан.

Колокольня была также каменная, на ней находилось семь колоколов. Самый большой имел вес 150 п., согласно надписи на нем, был отлит в Ярославле 6 ноября 1842 года на деньги великолукского купца Михаила Савича Глодовского. Второй по весу колокол был изготовлен в Москве Николаем Самгиным, имел вес 45 п. Третий колокол весом 4 п. с надписью «Самгиным»; 4-й - весом 1 п., 5-й, 6-й, 7-й маленькие колокола не имели надписей и указания веса.

Богослужение совершалось лишь в храмовый праздник. Ежегодно бывало два крестных хода из городского Воскресенского собора: в неделю Всех Святых; 8 (21) июля в день празднования явления Казанской иконы Божией Матери.

В июле 1916 года церковь с пастырским визитом посетил епископ Псковский и Порховский Евсевий.

Причта в церкви не было, богослужения совершались причтом Воскресенского собора. Служба в церкви совершалась в воскресные и праздничные дни. С какого времени церковь приписана к Воскресенскому собору - не установлено, в ведомости 1857 года она показана в качестве приписной. С 1876 года и в последующем церковь показана как приписная к Вознесенскому монастырю. Богослужения стал совершать священник Вознесенского собора монастыря. В 1910 году церковным старостой была казначея Вознесенского монастыря монахиня Аполлинария.

В годы советской власти - действующая церковь. В 1942-1943 гг. была разрушена, но к концу 1945 года великолучане под руководством настоятеля церкви протоиерея Павла Макаровского её восстановили.

Церковь действующая, Петропавловский престол не сохранен.

На Казанском кладбище находятся могилы: настоятельницы Вознесенского монастыря игумении Людмилы; профессора Морской академии Николая Никаноровича Тыртова, учениками которого были А.Ф. Можайский, академик А.Н. Крылов, командир крейсера «Варяг» Руднев; дворян Непейцыных, Ратмановых и многих других дворян, купцов, мещан, оставивших след в истории России, Псковщины и родного города. В годы Гражданской войны на кладбище расстреливали неугодных новой власти людей, в том числе и священнослужителей.

Сведения в псковском областном архиве (ГАПО):

Краткие сведения о церкви и фотографии (Википедия).

Часовня святого благоверного князя Александра Невского.

В 1918 году была уничтожена часовня Александра Невского, которая была приписана к Вознесенскому монастырю. Она была посмертным памятником Царю-освободителю Александру II, построена в 1884 году из чугунного литья. Часть денег была собрана горожанами, часть выделила городская дума, почти половину суммы пожертвовал великолукский купец М.М. Глазов. В 1996 году, к 830-летию города Великие Луки, на новом месте в прежних архитектурных формах часовня восстановлена из кирпича попечением благочинного архимандрита Сергия (Стурова) на средства ХК «ЭЛВО» (президент Б.Н. Каракаев) архитектором В. Медведевым. Освящена часовня архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием.

Часовня святой великомученицы Екатерины («на костях»).

Построена в 1868 году на месте бывшей ранее деревянной часовни. По преданию, она была поставлена на месте захоронения великолучан, погибших при разорении города в Смутное время. До 1917 года она была приписана к Преображенской церкви. В конце 40-х годов XX века часовня уничтожена. Современная часовня заложена в мае 2000 года по инициативе руководителей промышленных предприятий и предпринимателей города рядом с тем местом, где находилась первоначально. Авторы проекта - Т. Сваричевская при помощи архитектора В. Медведева.

Часовня святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Часовня поставлена в микрорайоне «Северный» возле завода «Транснефтемаш» по инициативе администрации предприятия. Освящена архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием 23 мая 2001 года.

Последнее редактирование - 27 июня 2014 года.