Различные каталоги » Алфавитный список приходов Псковской епархии до 1917 года » Приходы Порховского уезда » Дубровно, ц.Рождества Пресв.Богородицы и ц.иконы Божией Матери «Знамение» » О храме

Print

Дубровно, ц.Рождества Пресв.Богородицы.

Источник:

Дубровна является наиболее древним населенным пунктом, упоминаемым в этом районе. Этот погост, расположенный в 25 км к северу от Порхова на реке Удохе, упоминается в новгородской берестяной грамоте № 526, найденной в Новгороде на Людином конце (Троицкий раскоп) и датируемой 1061-1095 гг. В этой грамоте в списке должников мы видим не только упоминание Дубровны, но и топоним "Шелонь" как обозначение населенного края в бассейне реки: "На Шелоне на Добромысле 10 коуно,... Доубровне на Хрипане 19 третьеё гривне".

В следующий раз Дубровна упоминается в 1137 г., когда князь Святослав Ольгович с новгородцами собрался в поход на Псков, пытаясь прогнать укрепившегося там бывшего новгородского князя Всеволода Мстиславича. Войска новгородцев остановились и повернулись вспять именно в Дубровне, перед псковскими засеками: "Потомь же Святославъ Олговиць съвкупи всю землю Новгородскую, и брата своего приведе Глебка, куряны съ Половци, идоша на Пльсковъ прогонять Всеволода. И не покоришася пльсковици имъ, ни выгнаша князя от себе, нъ бяхуть ся устерегли, засекли осеки все, и съдумавше князь и людье на пути, въспятишася на Дубровне". Из приведенного сообщения видно, что Дубровна находилась на дороге из Новгорода в Псков ("на пути") и являлась пограничным пунктом с Псковской землей, пытавшейся обособиться от Новгорода. Судя по тому, что поход Святослава Ольговича совершался зимой (январь-февраль, судя по контексту: "Тогда же преставися князь Всеволод Мьстиславиць месяца февраля въ Плескове"), через Дубровну проходила сухопутная дорога. Летом здесь же мог действовать и водный путь по реке Удохе, впадающей в Шелонь: мы предполагаем наличие волока из Удохи в Кебь, которая, в свою очередь, впадает в Великую.

В Дубровне имеется небольшое мысовое городище, так что возможно, что в ХII в. это был укрепленный городок на пограничье, недалеко от засек ("осек"). Судя по карте Шелонской пятины в XVI в., составленной К.А. Неволиным, к западу от Дубровенского погоста находился только один новгородский погост Ручьи и в 20 км от Дубровны уже начиналась Псковская земля. Можно предположить, что новгородско-псковская граница особенно не менялась с XII столетия.

Положение Дубровны на дороге и на новгородско-псковском рубеже подтверждается и известием 1228 г., когда новгородский князь Ярослав Всеволодович направился в сторону Пскова, с враждебными, как показалось псковичам, намерениями: "Того же лета князь Ярослав преже сей рати поиде въ Плесковъ с посадником Иванкомъ и тысячкыи Вячеславъ. И слышавше плесковици, яко идет к ним князь, и затворишася в городе и не пустиша их к собе; князь же, постоявъ на Дубровне, въспятися в Новгород". В известии 1268 г. Дубровна вновь выступает в качестве пограничного пункта, но из этого места ведет дорога не только на запад, в Псков, но и на юг - в Литву и Полоцк: "Сдумаша новгородци с князем своимь Юрьемь, хотеша ити на Литву, а инии на Полтескъ, а инии за Нарову. И яко быша на Дубровне, бысть распря, и въспятишася и поидоша за Нарову къ Раковору". Как видно из приведенного текста, из Дубровны уже был путь в Литву, но на северо-запад прямого пути не было: чтобы попасть "за Нарову" новгородцам пришлось "вспятиться", т.е. повернуть назад к Новгороду.

Сайт Псковской епархии:

Деревня Дубровно - одно из древнейших сёл на карте нашей Родины. Впервые в письменных источниках она упоминается в 1135-1137 гг. в связи с походом новгородцев против Пскова, т.е. ранее первого упоминания о Москве в документах. Псковичи «отложились» от Новгорода, пригласили себе князем Всеволода-Гавриила, изгнанного новгородцами. Призванный новгородцами на его место князь Святослав Ольгович, решил наказать Псков. Собрав новгородскую дружину, с братом Глебом, княжившим в Курске, и половцами, двинулся на Псков. Но псковичи были полны решимости постоять за свою вольность, свое право приглашать себе князя. Духовенство их поддержало. Были сделаны повсюду засеки. Решимости же новгородцев хватило только до Дубровно, они увидели, что война будет трудной, и ещё неизвестно, чья возьмет, потому вернулись с дороги.

В 1239 году князь Александр Ярославич поставил «крепостцы на Шелони». Предположительно, им была укреплена и Дубровка, как тогда называлась эта деревня. В 1268 году новгородцы решали: идти походом на литовцев или на немецких рыцарей. Здесь, в Дубровно, было принято идти против немецких рыцарей на Раковор (Раквере). Позднее здесь не раз псковичи встречали и провожали великих князей московских и их представителей. Погост Дубровно представлял собой административно-хозяйственную единицу Шелонской пятины Великого Новгорода. В 1460 году здесь псковские посадники и бояре встречали князя Юрия Васильевича, сына Великого князя Московского. Вероятно, до Дубровно псковичи провожали в 1472 году греческую царевну Софью Палеолог, невесту Великого князя.

Согласно писцовым книгам XV века, здесь, кроме священно-церковнослужителей, проживали крестьяне и ремесленники. В январе 1510 года псковские посадники, бояре, дети боярские и посадничьи встречали в Дубровно Великого князя Московского Василия Ивановича. 15 января 1510 года московский дьяк Третьяк Далматов провез через это поселение снятый псковский вечевой колокол. В XVI веке в деревне Дубровно, расположенной на пересечении дорог Москва - Тверь - Новгород - Псков - Рига, жили ямщики, здесь был большой ям. По писцовым книгам 1584 года значится «На погосте храм Рождества Пречистей, да на полатех Никола Чудотворец, каменная церковь».

В XIX - начале XX вв. рядом с погостом находилось имение Высоцко князя Петра Николаевича Мышецкого. В XIX веке проездом Дубровно посетил император Александр I Павлович, он останавливался в имении князя Мышецкого.
В 1837 году через Дубровно провезли из Петербурга в Святогорский монастырь тело А.С. Пушкина.
К началу XX века Дубровно - большое и богатое село, центральная улица была замощена булыжником.

Вскоре после объявления в 1914 году войны с Германией здешний приход, как, впрочем, и другие приходы епархии, стал заботиться о раненых воинах. Особенное участие в этом приняла семья помещика П.Н. Мышецкого. В благом деле приняли участие жены земского врача А.Д. Левитская, начальника почтового отделения М.А. Крылова, полицейского урядника А.К. Иванова. Дочери князя Е.П. и М.П. Мышецкие стали посещать медицинский пункт с целью научиться правильной перевязке раненых. Вместе с ними учились и другие девушки. Кроме того, в большом количестве был собран зерновой хлеб и холст для белья и постельных принадлежностей. Шили белье и постельные принадлежности женщины - члены семейств священно-церковнослужителей и другие женщины погоста. В погосте старанием князя был устроен лазарет со всеми необходимыми принадлежностями на 15 раненых воинов.
Помещение для лазарета безвозмездно уступил А.П. Тодесов, который сам ушел на фронт санитаром.



В 1727 году помещиком Иваном Алексеевичем Лихаревым на высоком холме, с которого открывалась красивейшая панорама окрестностей, построена новая каменная церковь. В церкви были два престола, кроме главного, был престол Святителя и Чудотворца Николая. Церковь и колокольня были сложены из каменной плиты. Николаевский придел построен из кирпича. В церкви находились две чтимые иконы: Божией Матери «Тихвинская» с Предвечным Младенцем на руках, в серебряной ризе. Вторая икона Великомученицы Параскевы с Крестом в руке, в медной посеребренной ризе. Хранились также древние деревянные окрашенные венцы, древние блюда: медное с изображением креста без распятия Господа, по бокам креста изображены копие и трость с буквами «К» на одной стороне, и «Т» на другой. Второе медное блюдо было с изображением царя Давида и Голиафа, украшенное разными рисунками, и указанием даты: 1651. Было еще одно блюдо: оловянное с изображением распятого Господа. Летом богослужения совершались в главном храме, в приделе богослужения были только 6 (19) декабря и 9 (22) мая. Колокольня каменная, построена в связи с церковью. На колокольне висели восемь колоколов. Вес первого колокола 104 п. 15 ф., второго - 51 п., третьего - 25 п., четвертого - 32 ф. Вес пятого, шестого, седьмого и восьмого колоколов неизвестен. На большом колоколе была надпись: «Вылит сей колокол в С.-Петербурге, на заводе мастера купца Михаила Макарова Стуколкина; колокол сей устроен на доброхотные пожертвования прихожан погоста Дубровны в 1859 году, при усердном старании того же погоста священников Василия Дмитриева Соколова и Петра Иванова Харлова и церковного старосты государственного крестьянина д. Готовино Петра Васильева». Второй колокол имел надпись «50 п. 19 ф.» и изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Николая Чудотворца. Согласно устным преданиям, этот колокол был устроен помещиком Окуневым. При церкви было кладбище, закрытое в 1877 году, оно было устроено на новом месте.

25 сентября 1895 года церковь посетил епископ Псковский и Порховский Антонин. Владыка при участии местного причта совершил молебствие Божией Матери, по окончании беседовал в алтаре со священниками о храме и приходе. Епископ Антонин осмотрел алтарь, иконостас, весь храм, обратился к народу с наставлением почитать Божию Матерь, обращаться к ней с молитвами, благословил всех. Крестьянам были розданы крестики и книжки духовного содержания. Из церкви владыка прошел в церковно-приходскую школу. Было высказано пожелание построить здание специально для школы. Владыка также посетил помещика князя Мышецкого.

К церкви была приписана кладбищенская церковь иконы Божией Матери «Знамение». В приходе в 1900 году было 19 часовен, из них одна каменная, в погосте Дубровно. В полуверсте от церкви находилась еще одна деревянная часовня. Часовни были в деревнях: Головицы (1870 г.), Кустерско (1885 г.), Кузово (1888 г.), Лютоголово (1895 г.), Степерино (1885 г.) Болотня, Верхние Горки, Данилово, Деревково, Дуброво, Заболотье, Замошки, Заречье, Нижние Горки, Путилово, Рык, Ямкино. В документах 1914 года сказано об одной каменной и 24 деревянных часовнях, но не указано их местонахождение.

Церковно-приходского попечительства, богадельни и больницы в приходе не было. Церковно-приходская школа учреждена 15 октября 1884 года, в 1914 году в ней обучался 41 ученик. С 1871 года существовали три земские школы: в деревнях Путилово (51 ученик), Верхние Горки (40 учеников), Деревково (44 ученика).

Согласно штатам 1876 года, в церкви служили настоятель, помощник, дьякон и два псаломщика.

До 1 мая 1915 года священником служил Петр Михайлович Мухин. Родился он 10 августа 1872 года в г. Холм Псковской губернии, духовного сословия. Закончил Псковскую духовную семинарию. В 1892 г. определен псаломщиком в погост Виделибье Псковского уезда. На священническое место в погост Дубровно определен 10 января 1897 г. Рукоположен в сан священника епископом Антонином (Державиным). Утвержден в должности законоучителя Деревковской земской школы. Награжден за службу по духовному ведомству набедренником в 1904 г., благословением Святейшего Синода в 1905 г., от духовной консистории - скуфьёй в 1908 г. В 1915 г. переведен к Ильинской церкви в городе Сольцы. Семья его: жена Ольга Николаевна, дети - Клавдия, 1898 г.р. и Николай, 1899 г.р. Перед арестом о. Петр проживал в Порховском районе. Арестован 24 февраля 1938 г., осужден «тройкой» УНКВД Ленинградской обл. 20 марта 1938 г. к расстрелу. Расстрелян 9 апреля 1938 г. Реабилитирован 4 августа 1989 г.

17 октября 1913 года в погост Дубровно из погоста Рвы того же уезда переведен священник Иоанн Фаддеев.

Дьяконы: с 1897 г. Николай Алфеев, рукоположен 18 апреля; с 1901 года Владимир Черепнин, рукоположен 18 ноября, служил до 25 апреля 1903 года; Петр Любимов, служил с 9 декабря 1903 г.; Александр Смирнов - с 3 августа 1907 года.

Гавриил Стефанович Преображенский рукоположен в сан дьякона 31 августа 1903 г. и служил здесь до 7 апреля 1907 г., в связи с переводом его на псаломщическое место в Николаевскую со Усохи церковь г. Пскова. Рукоположен в сан священника и назначен настоятелем храма Рождества Иоанна Крестителя погоста Апросьево Новоржевского уезда. Преподавал Закон Божий в Апросьевском министерском училище, заведовал тремя церковно-приходскими школами и Киселевской школой грамоты. Награжден набедренником 29.06.1917 г. Имел семью, двоих детей. Священномученик Гавриил был расстрелян 26 февраля 1919 г. временным военно-революционным комитетом как заложник при подавлении вооруженного народного восстания в Новоржевском уезде. Место захоронения неизвестно.

Александр Алексеевич Вехновский - дьякон с 1909 года, священник с 1919 г. Родился он в 1884 году в г. Пскове в семье дьякона Варлаамовской церкви. Закончил Псковское духовное училище и с 1900 по 1902 гг. вместе с отцом служил псаломщиком в Варлаамовской церкви, затем в пог. Ситня Порховского уезда. С 28 ноября 1909 года определен на дьяконское место в погост Дубровно, где служил до 1919 года. Псковским архиепископом Евсевием (Гроздовым) в 1919 г. рукоположен в сан священника Богоявленского храма погоста Подоклинье Порховского уезда. В 1920 г. был перемещен в погост Виделибье Порховского уезда. Семья его состояла из жены и троих детей; Анны, Василия и Алексея. В 1922 г. в период изъятия церковных ценностей о. Александр вместе со старостой Ивановым Михаилом с согласия церковного совета спрятал в подпол Никольской церкви старинную икону Святителя Николая в серебряном окладе, пожертвованную помещиком Беклешовым. Икону имели намерение продать и на вырученные деньги сделать в храме ремонт. В 1930 г. вместе со священником Петром Муравейским о. Александр перепрятал икону и с ней 4 ценные серебряные ризы, 2 серебрянных венчика и жемчужное ожерелье под пол Покровской церкви. Однако из-за боязни обыска и возможного закрытия церквей через некоторое время ценности были размещены по домам, как казалось, надежных прихожан. Частично ценности были спрятаны у Семенова Ивана в д. Выставка, жемчужное ожерелье у Михайлова Филиппа в д. Подберезье. Однако все стало известно властям. Священника Александра арестовали. Были произведены обыски во всех домах. Церковные ценности обнаружили и конфисковали. 21 ноября 1930 г. «тройка» ОГПУ приговорила о. Александра к ссылке в Восточно-Сибирский край сроком на 3 года. Дальнейшая судьба о. Александра неизвестна.

Приход составляли населённые пункты: Дубровно, Багровка, Барская Болотня, Берёзка, Большие Озерцы, Борок, Верхние Горки, Вольная Болотня, Высоцко, Головицы, Данилово, Деревково, Заболотье, Заречье, Заходы, Кляпово, Кузово, Кустерско, Лютоголово, Малаховка, Малые Озерцы, Мануйлово, Нижние Горки, Овинец, Онисимово, Островенка, Подмошье, Подогривы, Подстоженье, Путилово, Пятчино, Радилово, Рык, Степерино, Торчаново, Углец, Ямкино.

Всего в 1910 году проживало в приходе 3776 мужчин и 3827 женщин.

Церковь закрыта в 30-е годы XX века, окончательно её уничтожили в послевоенные годы. В деревне сохранилось несколько хозяйственных построек дореволюционной поры.

ГАНО, фонд Р-1105, опись 5, дело 2, лист 162 об. Протокол Леноблисполкома о закрытии разных церквей, 09.05.1932 - 11.05.1932.
В числе других - о ликвидации церкви в селе Дубровно Порховского района. Сведения о документе на сайте архива.

Отсюда. В 1993 г. в довольно сложных условиях были произведены раскопки церкви Рождества Богородицы в погосте Дубровна, где под руинами постройки 1727 г. были обнаружены значительные остатки стен древнего храма, который уже в полевых условиях датировали первой половиной XIV столетия.

 

Дубровно, ц.иконы Божией Матери «Знамение».

"Храмы Псковской земли", стр. 145 - 146:

Церковь Знамения Божьей Матери. Построена местными жителями с помощью благотворителей.
Освящена 27 июля 2007 года.
Прежде в Дубровно находились две церкви: каменная Рождества Богородицы, построенная в 1727 году на месте более древней, и деревянная Знаменская на приходском кладбище. Оба храма были уничтожены в годы советской власти.
Село Дубровно - одно из древнейших мест на Псковщине. Оно впервые упомянуто в Новгородской летописи под 1137 годом. Село находилось на перекрестке важных дорог, через него проезжали многие знаменитые деятели нашего государства, проходили войска, действовала почтовая станция. До настоящего времени в Дубровно сохранились некоторые старинные постройки.

Сайт Псковской епархии:

Кладбищенская однопрестольная деревянная церковь построена в 1880 году протоиереем Василием Соколовым на средства прихожан и других лиц. Своего причта церковь не имела, богослужения совершались причтом церкви Рождества Пресвятой Богородицы в зимнее время. Колокольня была деревянная, на ней висели шесть колоколов. Вес первого колокола 21 п. 37 ф., второго - 8 п. 7 ф., третьего - 5 п. 11 ф., четвертого - 1 п. 2 ф., пятого - 31 ф., шестого - 15 ф. Первый колокол пожертвован в церковь крестьянами, имел надпись: «Колокол сей вылит для кладбищенской церкви Знамения Божией Матери Порховского уезда Дубровенского погоста в память чудесного спасения жизни Императора Александра III и супруги его Марии Феодоровны с Августейшими детьми» и изображения Святого Александра Невского и Знамения Божией Матери. Еще три колокола были приобретены в Подоклинье от старой церкви. Это второй колокол, имевший надпись: «Сей колокол слит старанием вдовы бригадира княгини Анастасии Кирилловны Несвитской, по обещанию, в 1733 году декабря 10 дня». Третий колокол имел надпись: «Сей колокол вылит села Подоклинья в церкви Богоявления Господня 1746 года марта 12 дня». Надпись на четвертом колоколе: «Вылит сей колокол генваря 4 дня в Боровичи».

В церкви не велись метрические, исповедные, обыскные и приходно-расходные книги.

Кладбище устроено в 1877 году.

В 1914 году усилиями, и в значительной степени, на средства церковного старосты В.И. Малафеева произведен ремонт церкви. Священник о. Иоанн Фадеев совместно с прихожанкой храма княжной Елизаветой Петровной Мышецкой перенесли на стены храма сюжет картины художника М.В. Нестерова «Христос и грешница». Княжной написан был орнамент по всем сторонам. Иконы Святого Николая и Святого князя Владимира написала для церкви уроженка этих мест послушница Петроградского Воскресенского женского монастыря А.Д. Дмитриева, остальные иконы были работы новгородских иконописцев отца и сына Я.И. и В.Я. Зайцевых. Староста с женой и матерью пожертвовали в церковь ковер, облачения на святой престол, жертвенник и завесу на Царские врата. Освящение обновленной церкви состоялось 26 сентября 1914 года.

Церковь сгорела в годы Великой Отечественной войны.

В 2005 году построена деревянная церковь иконы Божией Матери «Знамение».

Ныне деревня Дубровно Порховского района. Новая Знаменская церковь приписана к Никандрову монастырю.

Последнее редактирование - 9 сентября 2020 года.